Конспект "Обитатели моря" для подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Липсюк-Грабко Светлана Васильевна

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию «Обитатели моря».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_-_obitateli_morya_podg_gr_gotov.docx142.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №6 «Рябинка»

Конспект

непосредственно- образовательной

деятельности по познавательному развитию

«Обитатели моря»

C:\Users\Ольга\Downloads\img1.jpg

Разработчик: воспитатель

Липсюк Светлана Васильевна

воспитатель

1 квалификационной категории

г.Нягань, 2018г

Тема: «Обитатели моря»

Программные задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с экосистемой моря, с некоторыми морскими животными и растениями; дать первые представления о разнообразии морей, о том, что море – это дом многих животных и растений. Продолжать вовлекать детей в общий разговор. Рассуждать. Обогащать речь образными словами и выражениями, учить давать полные ответы на вопросы, развивать внимание, память, логическое мышление, грамматический строй речи.

Развивающие: формировать представления о значении морей в жизни человека, сформировать навыки экологически грамотного и безопасного для здоровья самого ребёнка поведения.

Развивать внимание память, познавательные интересы.
Закрепить умение делать выводы и умозаключения по тем признакам, которые приводятся в объяснениях воспитателя.

Воспитательные: воспитывать желание быть доброжелательными, стремиться не приносить вреда природе; воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа:

Ракушки, кораллы, морепродукты, креветки, водоросли, побережье, дельфинарий,

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Используемый материал к НОД:

компьютер;

мультимедийный проектор;

презентация MicrosoftOfficePowerPoint 2007;

географическая карта мира, морские ракушки; морские камни (кусочек стекла, обработанный морскими волнами, с округлыми краями); морской песок в баночке; коллекции ракушек и камней; лупы; «волшебный» мешочек; энциклопедии, книги о морях, морских животных; семейные фото, сделанные во время отдыха на море; аудиозапись шума морского прибоя; кораллы, морская капуста (листья или консервы), другие морепродукты (свежие, замороженные креветки, морские рыбы) и т.п.

Предварительная работа:

Сбор морских коллекций с помощью родителей (во время отдыха на море), наблюдение в уголке природы. Дети, которые были на море, приносят в группу морские ракушки, камушки, песок – все, что так или иначе связано с морем. Дети рассказывают о том, где были, что видели, что им запомнилось больше всего.

Организационный момент

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Игра «Путешествие»  

 (дети стоят в кругу, кто правильно назовет морской объект, садится за стол)

Игра «Волшебный мешочек» (в мешочке морской камушек и ракушка)

Аудиозапись с шумом морского прибоя

Экспериментирование

Работа у географической карты России

Слад

«Отгадай, что внутри»

Слайд (море, наиболее известные морские рыбы, звери и птицы: кит, акула, дельфин, рыба-пила, медуза, краб, чайка)

Эксперимент

Рефлексия- подведение итогов.

Воспитатель:

-Ребята, со мной в путешествие отправится тот, кто назовет морские объекты природного мира.

- В путешествие отправляются все ребята, молодцы.

- Отгадайте, что лежит в нашем волшебном мешочке на ощупь, опишите предмет не называя его, какой он.

- А где можно найти такой камушек или ракушку?

- Кто из вас находил такие ракушки и камушки?

- Что напоминает вам этот шум?

- Отправляемся в «лабораторию», выберите понравившийся вам камушек, рассмотрите его через лупу, сожмите его в кулачке. Все морские камушки чем-то похожи. Чем именно?

- А теперь посмотрите на этот камень не обработанный морской водой.   Чем он отличается от морских?

-Вы правы, у морских камней нет острых углов, волны их перекатывают, они бьются друг о друга, углы стачиваются.

- А теперь насыпьте в емкости и рассмотрите через лупу морской песок, выясните, из чего он состоит?

- Возьмите раковины, рассмотрите их, потрогайте. Что такое раковины?  Это дома разных моллюсков. Одни из них живут только на морском дне, другие – плавают и ползают. Похожие «дома» есть и у аквариумных улиток.

- А теперь мы с вами превращаемся в дегустаторов. Перед вами два стаканчика с водой. Попробуйте ее на вкус. Какая вода?

- Добавьте в один стаканчик немного соли и размешайте. Сравните воду на вкус.

- В море вода соления, но по вкусу она отличается от той, которую сделали вы. Морскую воду нельзя пить, но ею можно лечиться, например, полоскать горло. Морские растения и животные могут жить только в такой воде, а в речной, несолёной не могут.

-Давайте рассмотрим географическую карту России и найдем на ней моря и океаны. Какое море находится ближе всего к нашему городу Нягань? Можно ли как-нибудь попасть из нашей местности на море, например, перемещаясь по рекам?

- Моря бывают разными. Моря возле Северного и Южного полюсов Земли холодные, в них нельзя купаться даже летом. (Дети рассматривают географическую карту мира). В некоторых из них даже плавают льдины, а на зиму эти моря замерзают. Для того чтобы зимой корабль смог проплыть по такому морю, путь ему прокладывает особый большой корабль, который может раскалывать льдины. Как называется такой корабль?

- Одно из холодных морей в нашей стране называется Белое море. Но есть и очень теплые моря. В нашей стране это Черное, Азовское моря. Летом многие люди ездят туда отдыхать. Кто из вас был на этих морях? (показ на карте названных морей).

- (Показываю банку консервированной морской капусты) кто знает, что это такое? Кто из вас пробовал такую еду? (конце занятия дать детям попробовать морскую капусту).  В банке находится очень полезная для нашего здоровья морская капуста. Это морское растение с большими листьями. В морях растет много растений. В зарослях морских растений прячутся животные и рыбы.

- В море и рядом с морем обитает множество самых разных живых существ.

- Рассказать я хочу о ките.

Кит похож на рыбу. В сказке о Коньке-горбунке говорится «Рыба-кит». Форма тела помогает рыбам плавать, значит и киту тоже. Хотя кит и похож на рыбу, он не рыба, а зверь, млекопитающее, потому что кормит своих детенышей молоком. Кит – самое большое на Земле животное. Правда киты тоже бывают разными, в том числе и по величине. Есть синий кит, есть кашалот, есть кит- сейвал. Питаются киты очень маленькими рачками, которые плавают в воде. Некоторые киты едят рыбу, моллюсков. Самый большой кит называется кашалот. Он ест кальмаров, осьминогов, крабов, треску, морского окуня, ската и даже мелких акул. Когда кит дышит, он выпускает огромные фонтаны. Кашалота узнают по зубам (это самый зубастый кит) и голове. Почти все его зубы расположены на нижней челюсти, а на голове есть большая подушка из жира. Толстый спинной плавник кашалота похож на горб. Его рот внутри шершавый, чтобы добыча не выскользнула, когда он всасывает её с водой. Кашалот отлично и глубоко ныряет, может находиться под водой около часа. А когда поднимается наверх, дышит и выпускает высокие фонтаны воды. У кашалота очень тонкий слух: он прекрасно слышит даже те звуки, которых мы люди, не можем слышать вовсе. Сам кит издает разные звуки: щелкает, скрипит и быстро-быстро трещит. Долгие годы люди охотились на китов. Поэтому в морях их осталось уже немного. Сейчас многих китов люди охраняют, в некоторых странах запрещено охотиться на них.

Дельфин – это особый зубатый кит (у него очень много зубов). Длина дельфина приблизительно равна росту взрослого человека. У него зеленовато-бурая спина и белое брюхо. Дельфины едят разных моллюсков и рыбу, особенно любят сардины и селедку.

- Море – это дом для многих живых существ. К сожалению, иногда люди забывают об этом, и поэтому в этом доме не всегда бывает чисто. Например, отдыхающие часто оставляют на пляжах мусор: банки, бумагу и другую упаковку. Набегает волна – и весь мусор оказывается в море.

- Давайте с вами поэкспериментируем. Сожмите пальцы в кулак. Я надену вам на руку полиэтиленовый пакет, а вы попробуете его снять без помощи пальцев, получается? Морские птицы и животные иногда запутываются в полиэтиленовых пакетах, брошенных людьми. У птиц и зверей нет рук, как у нас, им сложно освободиться от мусора. Иногда они даже погибают из-за этого. Значит, во время отдыха на море нужно соблюдать правило: бросать мусор в урны или, если урн нет, уносить с собой, чтобы выбросить дома. В некоторых странах люди гордятся тем, что у них пляжи и море чистые. На таких пляжах ставят особые голубые флаги.

- В море, как и на суше, все тесно связанны друг с другом. Все морские животные хотят жить в чистом доме, значит, моря нельзя загрязнять, их надо беречь.  

-Напомните мне, о чем мы сегодня говорили

- что мы делали сначала…

-что потом?

Педагог побуждает всех детей к деятельности и составлению простых предложений.

В заключении воспитатель благодарит детей за занятие, говорит, что они молодцы, умницы, награждает их аплодисментами и предлагает перейти к другой деятельности.

Дети по очереди называют морские объекты: (ракушки, рыбы, медузы, водоросли, камушки, креветки) если не справляется, ему помогают ребята.

Он -  гладкий или шершавый, твердый или мягкий, тяжелый или легкий.

-на берегу моря.

Ответы детей.

- ответы детей.

- они все гладкие, кругленькие.

- есть острые углы.

- песок состоит из мелких округлых камешков или мелких кусочков раковин.

- пресная, безвкусная.

- она стала соленой.

- Карское море.

- да, можно, по реке Обь.

- ледокол.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Липсюк Светлана Васильевна, воспитатель МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №6 «Рябинка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы»

Проект «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной  к школе группы» был проведен в подготовительной группе детского сада. Целями являлись: формиров...

Конспект товарищеской встречи по футболу среди команд в подготовительной к школе группе №6 «Колобок» и подготовительной к школе группы №10 «Улыбка»

Материалы к муниципальному конкурсу«Лучшая разработка внеклассного мероприятия «Новые идеи», Почкалова Ирина Владимировна,инструктор по физической культуре Муниципального автономногодошколь...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год подготовительной к школе группы №8 на тему: «Связная речь в подготовительной к школе группе»

.  Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему  легче высказывать свои мысли, тем шире  его возможности  в познании окружающей действительности, содержательнее и  полноценне...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...