Познавательно-игровое занятие по экологии “В гостях у Хозяйки Леса”
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Жигалова Яна Валерьевна

Познавательно-игровое занятие по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-игровое занятие по экологии
“В гостях у Хозяйки Леса”

Цель: выявить роль человека в природе.

Задачи:

- Пронаблюдать взаимосвязь природных явлений и объектов;

- Научиться различать деревья по их характерным признакам;

- Воспитывать правильное и бережное отношение к природе.

Дети вместе с воспитателем входят в парк. Им навстречу по дорожке идет Хозяйка Леса.

Хозяйка Леса. Здравствуйте! Кто это ко мне пожаловал?

Воспитатель. Здравствуйте! Меня зовут Яна Валерьевна. А это дети из детского сада.

Хозяйка Леса. Пускай они сами скажут, откуда они. Из какого вы садика? (Ответы детей). Зачем вы сюда пришли? (Ответы детей). (К воспитателю). А эти дети умеют правильно вести себя на природе?

Воспитатель. Умеют.

Хозяйка Леса. Я это должна проверить. Всякие люди здесь бывают, но не всех стоит пускать. (К детям). Посмотрите внимательно и скажите, что плохого сделал здесь человек?

Дети осматривают окрестности и отмечают поломанные ветки, брошенный мусор, потоптанную траву и т.п. Взрослые внимательно выслушивают детей, поощряя их взглядами. Желательно не ограничиваться 2-3 примерами, которые первыми придут на ум, а глубоко разобраться в ситуации. Чем больше признаков заметят дети, тем сильнее разовьется у них наблюдательность.

Хозяйка Леса. Разве человек делает только плохое? Посмотрите еще раз вокруг. Что хорошего сделал здесь человек?

Дети опять осматривают местность и отмечают положительные деяния человека: высаженные кусты и деревья, проложенные дорожки, аккуратные клумбы, установленные емкости с водой.

Хозяйка Леса. “Для чего нужна вода?” (Ответы детей)

Чтение стихотворения:

“Всем нужна водичка:
И рыбке, и птичке,
И деревьям в лесу,
И цветочкам на лугу,
И ребятам-дошколятам.
Везде и всегда
Помогает природе вода!”

Воспитатель проводит игру-эксперимент “Вкус жидкостей” (по внешним признакам и свойствам определить жидкость, необходимую для жизнедеятельности растений и деревьев в лесу). Предлагает попробовать:

1 – холодный апельсиновый сок - хорошо утоляет жажду;

2 – теплый персиковый сок с мякотью - обволакивает нёбо;

3 – газированный напиток - пузырьки воздуха “ударяют” в нос;

4 – парное молоко - пахнет травами;

5 – вода - прозрачная, безцветная, без запаха, обладает текучестью.

Для человека питьевая вода в колодце, в водопроводном кране, после специальной очистки - в любом природном водохранилище.

Для растений и животных источник воды - река, озеро, пруд, водохранилище, грунтовые воды, дождь.

Хозяйка Леса. Давайте представим себе, что мы попали под летний дождь.

Проводится игра “Летний дождь”. (Развивает наблюдательность, углубляет восприятие объекта за счет концентрации внимания, посредством ощущений).

“В ясный солнечный день неожиданно небо заволокло темными тучами и первые теплые капли дождя упали на листья деревьев. (Дети указательными пальцами рук стучат о любой твердый предмет). Капелек становилось много, и они стекали по коре деревьев вниз (провести руками сверху вниз по своему туловищу): одни просачивались в землю, чтобы напоить растения (легкое похлопывание согнутыми ладонями), а другие – соединились и образовали ручеек, который убегал все дальше и дальше, чтобы найти свою подругу-речку (произносят звуки журчащего ручейка, переходящего в шум большого потока).

Хозяйка Леса. Какие вы молодцы, ребята! Правильно ответили: чем больше воды, тем красивее и зеленее будут деревья (медитация: “стань деревом”).

Воспитатель. Хозяйка Леса, мы приглашаем тебя поиграть с нами.

Проводится игра “С какой ветки детки” (определить названия деревьев по листьям, плодам, семенам, цвету и шершавости коры).

Хозяйка Леса. В моем парке малыши и взрослые отдыхают: наслаждаются тишиной, свежим воздухом, листья деревьев в летний зной дают тень и прохладу. Давайте послушаем “Звуки природы”:

- шелест листьев и качание веток деревьев в момент сильного ветра;

- шуршание опавших листьев;

- пение птиц, стук дятла, крик кукушки;

- жужжание ос и пчел, стрекотание кузнечиков и цикад, писк комаров;

- квакание лягушек;

- взмах крыльев птиц;

- легкие шаги человека по траве, парковой дорожке, лесной тропинке;

- топот пробегающих животных.

Воспитатель: “Хозяйка Леса, наши ребята любят деревья и знают, какую пользу они приносят животным и человеку; как охранять деревья и оберегать от вредных насекомых”.

Проводится игра “Сохраним дерево”. (Определяет личностное отношение к природе, умение сопереживать и размышлять)

Сердцевина дерева – двое детей стоят спиной друг к другу;

Древесина – I подгруппа детей стоит вокруг сердцевины, взявшись за руки;

Корни – II подгруппа детей садится на пол (землю) вокруг древесины;

Крона – III подгруппа детей стоит вокруг древесины, руки подняты вверх (ветки) с растопыренными пальцами (листья);

Кора – IV подгруппа детей стоит спиной к дереву и не пускает жука-короеда.

Хозяйка Леса. В моем парке недавно поселилась сорока-белобока, которая все знает, все умеет и вам поможет и подскажет.

Проводится:

а) игра “Жизнь дерева” (лента времени).

Семя (почва, влага, тепло, свет) – росток – молодой побег – дерево (ствол - ветки, почки - листья, цветы - плоды) – старое дерево (дрова, предметы обихода человека, дом для животных и т.п.).

б) Игра “Чем дом дерево”.

в) Игра “Путешествие семечки” (план-схема распространения семян, растений и деревьев; фишки разных цветов по количеству игроков; игровой кубик; набор карточек-символов: вода, ветер, воздух, животные, птицы, человек).

Хозяйка Леса. Каким же я должна считать человека: хорошим иди плохим?

Дети, подумав, приходят к выводу, что люди и их поступки бывают разными: и хорошими и плохими.

Хозяйка Леса. А вы какие? (Ответы детей). Вы не будете бегать во время экскурсии, мять траву, ломать ветки деревьев? (Ответы детей). Я, дети, очень люблю природу и не хочу, чтобы вы или кто-нибудь другой ее обидел. Не обидите? (Ответы детей). Тогда милости прошу в мой дом.

Дети идут по дорожке вместе с Хозяйкой Леса и воспитателем, подходят к понравившемуся дереву и читают стихи (Синквей) “Гимн дереву”:

Дерево! Зеленое и пушистое,
Дающее тень и прохладу,
Будем тебя охранять, оберегать…
Ты чудо природы! Это так!

Воспитатель. Пусть в нашем парке на радость всем появится “Чудо-дерево” (дети украшают ветки деревьев обрядовыми ленточка, бусинками, вешают поделки, сделанные своими руками: кормушки и скворечники (из тетрапакетов), бумажные вертушки, отпугивающие жуков-короедов.)

Ребята (вместе): Спасибо, Хозяйка Леса, за интересный рассказ и подарок.

Хозяйка Леса дарит детям крылатки березы для посадки в группе, проращивания и последующей высадки молодого побега в грунт для озеленения участка детского сада. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "В гостях у леса" во второй младшей группе

Программное содержание:Расширить первоначальные представления о лесе, его обитателях. Учить различать их особенности внешнего вида, имитировать повадки животных. Дать понятие о нормах поведения в лесу...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром по экологии "В гости к осеннему лесу".

Сценарий непосредственно образовательной деятельности разработан в качестве презентации проектной деятельности "Чудеса осени" с целью показать результаты проекта и повторить, систематизирова...

Интегрированное занятие \'\'В гостях у Хозяйки леса\'\'

Упражнять детей в узнавании и назывании перелётных птиц (скворец, ласточка, грач, журавль, соловей, кукушка).Закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки)...

Конспект открытого интегрированного занятия на тему "В гостях у Хозяйки Медной горы"

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы...

Итоговое занятие по коммуникации «В гости к хозяйке луга».

В конце учебного года у нас проводятся традиционные итоговые мероприятия. Данное занятие было успешным, ребятам очень понравилось....

Конспект открытого интегрированного занятия по ФЦКМ «В гости к хозяйке луга»

Цель педагогической деятельности: создание условий для развития познавательной активности посредством речевых игр и продуктивной деятельности.Задачи:Образовательные:уточнить и расширить знания детей о...

Конспект открытого комплексного занятия по познанию «В гостях у хозяйки медной горы»

laquo;В гостях у хозяйки медной горы»для детей старшей группы.Цель: Развитие интереса у дошкольников к природным богатствам родного края- уральским самоцветам.Задачи:Познакомить детей с ур...