ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ГДЕ ПРЯЧУТСЯ ЛИСТОЧКИ» в средней группе.
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа) по теме

Веденская Марина Анатольевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наблюдение за веточками тополя. Средняя группа Подготовила : воспитатель Веденская М.А. МАДОУ №35 «Сказка» г. Южно-Сахалинск Познавательно-исследовательский проект «Где прячутся листочки»

Слайд 2

Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания . И.В . Гете. Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного. Для решения этой задачи используется много приемов и методов, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности. В ходе работы с детьми выяснилось, что в силу своего возраста они не имеют системы знаний о том, что нужно для роста растений, хотя и в группе и у каждого дома имеются растения. Так возникла идея решения этой проблемы через проект. Работа с детьми строилась в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый является равноправным партнером, учитывающим детские интересы и инициативы. В проекте участвовали как дети, так и их родители. Для решения поставленной цели дети использовали знания и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, что естественно способствовало всестороннему развитию самого ребенка, формировались навыки сотрудничества.

Слайд 3

Название проекта: «Где прячутся листочки». Руководитель проекта: Веденская Марина Анатольевна Тип проекта: познавательно – исследовательский. По времени проведения : краткосрочный -1 месяц Участники проекта – педагоги, дети, родители . Цель проекта : Сформировать основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Формировать первоначальные экологические представления у детей средней группы посредством наблюдения за веткой тополя.

Слайд 4

Задачи проекта: Вызвать у детей интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности. Вызвать желание наблюдать за изменениями в развитии ветки тополя, фиксировать различия и связывать их с разными условиями, в которых находится объект. Совершенствовать знания детей о том, что дерево – живой организм, и об условиях, необходимых для его существования в природе (вода, свет, тепло). Развивать наблюдательность, способность экспериментировать, делать умозаключения. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям. воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии художественных произведений. воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве. Получить положительные эмоции от полученных результатов. способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком дома. Развивать сотрудничество семьи и детского сада.

Слайд 5

Ожидаемый результат: После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую распусканию листьев на деревьях (свет, вода, тепло). предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить; обогащение словаря; развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности; Расширение кругозора детей о растительном мире; Дети смогут составлять из схем последовательность появления листочков. Предполагаемый продукт проекта. Укоренившийся саженец тополя, его пересадка весной на участок Составление дневника наблюдений за изменениями объекта.

Слайд 6

Интеграция образовательных областей. Коммуникация -Беседы -Свободное общение Познание - Рассказ воспитателя - Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций Исследовательская деятельность - определить, что вода в луже холодная -на ветках - плотные комочки; - дидактические игры Чтение художественной литературы - Чтение стихотворений; -загадывание загадок; - рассматривание картин, открыток, иллюстраций Социально-личностное развитие - Социализация - Экскурсии: по участку детского сада - Наблюдения - Труд - Безопасность Художественно-эстетическое развитие - продуктивная деятельность; - взаимодействие с семьей. - Физическое развитие -физкультминутки

Слайд 7

Перспективное планирование: рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, фотографий на которых изображены деревья и листья в разное время года. утренние беседы; чтение художественной литературы о деревьях; наблюдения за деревьями, целевые прогулки и экскурсии по территории детского сада; дидактические игры, физминутки ; в группу внести несколько веточек тополя. Поставить в вазу с водой, несколько веток поставить без воды. определение, в каких условиях появляются листья из почек. сравнение темпов появления листьев на разных условиях. обучение трудовым навыкам, навыкам ухода за растениями. использование схем; наблюдение в домашних условиях за появлением листьев из почек и зарисовать совместно с ребенком для конкурса рисунков. Рассказы детей . вывод

Слайд 8

Этапы проекта 1 этап . Предварительная работа. * Утренние беседы, рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий; Чтение художественной литературы о деревьях. Л.Н. Толстой. «Старый тополь » . Стихи о тополе : Е . Николаева, Давид Самойлов , Аполлон Григорьев Загадка про тополь . В жаркий день вновь нас засыпал Снегом, словно дед Мороз. Кто же это перепутал, Зиму в лето нам принес? (Тополь) .

Слайд 9

2 этап. Постановка цели и введение в проблемную ситуацию. Во время экскурсии по территории детского сада возник вопрос, что происходит с листьями зимой? -Почему они опадают и появляются весной? -Как происходит процесс распускания листьев? Ход наблюдения : На прогулке воспитатель загадывает детям загадку , организует беседу. Я , раскрываю почки, в зеленые листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна зовут меня. ( весна ). -О каком времени года говорится в загадке? - Перечислите признаки весны. Воспитатель обращает внимание на то, как изменился участок. Дети наблюдают за разными деревьями и кустарниками, обращают внимание на состояние почек

Слайд 10

- - Ребята , назовите части деревьев и кустарников. -Что это за дерево, куст? Что произошло с почками? -Они маленькие или большие? -Давайте понюхаем почки. Как они пахнут? -Давайте осторожно потрогаем почки. Какие они? Воспитатель задает детям загадку : « На ветках – плотные комочки, в них дремлют липкие листочки» -Да, это почки. -Во что скоро оденется лес? -Что нужно для того, чтобы листочки появились раньше. -Мы возьмём несколько веточек в группу и посмотрим, что произойдёт. (веточки срезать в отсутствии детей) Вывод. Заметили, что почки на разных деревьях разной величины и формы: на тополе длинные острые, ярко оранжевые; у берёзы - совсем маленькие . Исследование. Воспитатель предлагает детям потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода еще очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не растут.

Слайд 11

3 этап. Проведение исследования в группе и дома. Воспитатель вносит в группу веточки тополя и ставит в вазу. Поясняет детям: -Я принесла ветки с улицы . Посмотрите внимательно (дети рассматривают). На каждой ветке только почки , как и на ветвях деревьев на улице . Я налью в одну вазу воды, а в другую вазу веточки поставим без воды. Посмотрим, что будет дальше . Целью данного опыта являются: 1. Обнаружить изменения в состоянии веток - почки на веточке спят, показать значение воды в жизни растений , поставить на свет. Каждый день дети наблюдали, как почки увеличиваются и скоро появятся первые листочки.

Слайд 12

2 . Через неделю дети заметили, что на веточках, которые стояли в вазе с водой развернулись почки. А почки на веточках без воды начали засыхать. 3. Через 2 недели: у тополя появились зеленые листочки и начали появляться корни. Объяснить, что за веточками нужно ухаживать, менять воду. Во второй вазе почки на веточках засохли и начали крошиться. 4 . Работа с родителями. Родителям было предложено так же поставить в воду дома веточки тополя и вместе наблюдать. Дети с удовольствием рассказывали о том, что у них дома тоже стоят веточки в воде. Каждый день с радостью сообщали, что нового они заметили, а сколько восторга было, когда появлялись листочки. 5 . С детьми делали зарисовки-схемы пробуждения почек.

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 35 «Сказка» г. Южно-Сахалинска 

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

 «ГДЕ ПРЯЧУТСЯ ЛИСТОЧКИ»

Наблюдение за веточками тополя.

Весна.

Подготовила:   воспитатель Веденская М.А.  

Средняя группа «Солнышко»

                   МАДОУ №35 «Сказка» г. Южно-Сахалинск

     Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна           глубокого содержания.

                                                                                                                               И.В. Гете.

      Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного. Для решения этой задачи  используется много приемов и методов, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности.  

     В ходе работы с детьми выяснилось, что в силу своего возраста они не имеют системы знаний о том, что нужно для роста растений, хотя и в группе и у каждого дома имеются растения.

Так возникла идея решения этой проблемы   через проект. Работа с детьми строилась  в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый является равноправным партнером, учитывающим детские интересы и инициативы.

 В проекте участвовали как дети, так и их родители. Для решения поставленной цели дети использовали знания и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, что естественно способствовало  всестороннему развитию самого ребенка, формировались  навыки сотрудничества

Название проекта:      «Где прячутся листочки».

Руководитель проекта:  Веденская Марина Анатольевна

Тип проекта: 

познавательно – исследовательский.

По времени проведения:

 краткосрочный -1 месяц

Участники проекта – педагоги, дети, родители.

Цель проекта:

   Сформировать основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Формировать первоначальные экологические представления у детей  средней группы посредством наблюдения за веткой тополя.

Задачи проекта:

  • Вызвать у детей интерес  к экспериментированию и исследовательской деятельности.
  • Вызвать желание наблюдать за   изменениями в развитии ветки тополя, фиксировать различия и связывать их с разными условиями, в которых находится объект.
  • Совершенствовать знания детей о том, что дерево – живой организм, и об условиях, необходимых для его существования в природе (вода, свет, тепло).
  • Развивать наблюдательность, способность экспериментировать, делать умозаключения.
  • Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
  • воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии художественных произведений.
  • воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
  • Получить положительные эмоции от полученных результатов.
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком дома.
  • Развивать сотрудничество семьи и детского сада.

Ожидаемый результат:

  • После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую распусканию листьев на деревьях (свет, вода, тепло).
  • предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить;
  • обогащение словаря;
  • развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности;
  • Расширение  кругозора  детей о растительном мире;
  • Дети смогут составлять из схем последовательность появления листочков.

Предполагаемый продукт проекта.

  • Укоренившийся саженец тополя, его пересадка весной  на участок
  • Составление дневника наблюдений за изменениями объекта.

Интеграция образовательных областей.

Коммуникация

-Беседы

-Свободное общение

Познание

- Рассказ воспитателя

- Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций

 Исследовательская деятельность

определить, что вода в луже холодная

-на ветках - плотные комочки;

- дидактические игры

Чтение художественной литературы

- Чтение стихотворений;  

-загадывание загадок;

- рассматривание картин, открыток, иллюстраций

Социально-личностное развитие

- Социализация

- Экскурсии: по участку детского сада

- Наблюдения

- Труд

- Безопасность

 Художественно-эстетическое развитие

- продуктивная деятельность;

- взаимодействие с семьей.

- Физическое развитие

-физкультминутки

Перспективное планирование:

  1. рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, фотографий на которых изображены деревья и листья   в разное время года.
  2. утренние беседы;
  3. чтение художественной литературы о деревьях;
  4. наблюдения за деревьями, целевые прогулки и экскурсии по территории  детского сада;
  5. дидактические игры, физминутки;
  6. в группу внести несколько веточек тополя. Поставить в вазу с водой, несколько веток поставить без воды.
  7. определение, в каких условиях появляются листья из почек.
  8. сравнение темпов появления листьев на разных условиях.
  9. обучение трудовым навыкам, навыкам ухода за растениями.
  10. использование схем;
  11. наблюдение в домашних условиях за появлением листьев из почек и зарисовать совместно с ребенком для конкурса рисунков. Рассказы  детей.
  12. вывод

Этапы проекта

1 этап.

Предварительная работа.

   * Утренние беседы, рассматривание тематических    альбомов, репродукций картин, иллюстраций,   фотографий;

* Чтение художественной литературы о деревьях.  Л.Н. Толстой. «Старый тополь».

Стихи о тополе:

 Это, что за Великаны,
Словно башенные краны,
С высоты на всех глядят,
Облака достать хотят?
Как-то летом расшалились,
Да за облако схватились.
Как тряхнули, что вокруг
Разлетелся белый пух.
А теперь стоят, скучают,
Ничего не замечают.
Еле кроной шевеля,
Тихо дремлют – тополя.  

                                              Е. Николаева

Чёрный тополь

Не белый цвет и чёрный цвет
Зимы сухой и спелой -
Тот день апрельский был одет
Одной лишь краской - серой…

                                             Давид Самойлов

Серебряный тополь, мы ровни с тобой,
Но ты беззаботно-кудрявой главой
Поднялся высоко; раскинул широкую тень
И весело шелестом листьев приветствуешь день.

Аполлон Григорьев

Загадка про тополь.
В жаркий день вновь нас засыпал
Снегом, словно дед Мороз.
Кто же это перепутал,
Зиму в лето нам принес?  (Тополь)

2 этап.

Постановка цели и введение в проблемную ситуацию.

Во время экскурсии по территории детского сада возник вопрос, что происходит с листьями зимой?

-Почему они опадают и появляются весной?

-Как происходит процесс распускания листьев?           

Ход наблюдения:

   На прогулке воспитатель загадывает детям загадку, организует беседу.

Я, раскрываю почки, в зеленые листочки.

                               Деревья одеваю, посевы поливаю,

             Движения полна зовут меня.                      ( весна)

О каком времени года говорится в загадке?

- Перечислите признаки весны.

Воспитатель обращает внимание на то, как изменился участок.

Дети наблюдают за разными деревьями и кустарниками, обращают внимание на состояние почек. 

- Ребята, назовите части деревьев и кустарников.

-Что это за дерево, куст? Что произошло с почками?

-Они маленькие или большие?

-Давайте понюхаем почки. Как они пахнут?

-Давайте осторожно потрогаем почки. Какие они?

Воспитатель задает детям загадку: «На ветках – плотные комочки, в них дремлют липкие листочки»

-Да, это почки.

-Во что скоро оденется лес?

-Что нужно для того, чтобы листочки появились раньше.

-Мы возьмём несколько веточек в группу и посмотрим, что произойдёт. (веточки срезать в отсутствии детей) 

     

Вывод.

        Заметили, что почки на разных деревьях разной величины и формы: на тополе длинные острые, ярко оранжевые; у берёзы - совсем маленькие.

Исследование.

      Воспитатель предлагает детям потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода еще очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не растут.

3 этап.

Проведение исследования в группе и дома.

  1. Воспитатель вносит в группу веточки тополя и ставит в вазу.

          Поясняет детям:

-Я принесла ветки с улицы. Посмотрите внимательно (дети рассматривают). На каждой ветке только почки, как и на ветвях деревьев на улице. Я налью в одну вазу воды, а в другую вазу веточки поставим без воды.  Посмотрим, что будет дальше.

           Целью данного опыта являются:

 1.  Обнаружить изменения в состоянии веток - почки на веточке спят, показать значение воды в жизни растений, поставить на свет.

      Каждый день дети наблюдали, как почки увеличиваются и скоро появятся первые листочки.

2. Через неделю дети заметили, что на веточках, которые стояли в вазе с водой развернулись почки.  А почки на веточках без воды начали засыхать.

3.  Через 2 недели: у тополя появились зеленые листочки и начали появляться корни. Объяснить, что за веточками нужно ухаживать, менять воду.
Во второй вазе почки на веточках засохли и начали крошиться.

4. Работа с родителями.

  Родителям было предложено так же поставить в воду дома веточки тополя и вместе наблюдать. Дети с удовольствием рассказывали о том, что у них дома тоже стоят веточки в воде. Каждый день с радостью сообщали, что нового они заметили, а сколько восторга было, когда появлялись листочки. Родители подготовили фотоотчёт.

5. С детьми делали зарисовки-схемы пробуждения почек.

4 этап.    

Вывод по исследовательской деятельности.

1. Беседа с детьми.

Воспитатель.

- Ребята, посмотрите на наши веточки и на деревья на улице. Чем они отличаются? Как вы думаете, почему на наших веточках листочки появились быстрее?

        Дети сами сделали вывод, что для того, чтобы распустились листья, нужны тепло, свет и вода.

     -Правильно, в группе много тепла и света, вода в вазе согрелась, а в земле холодная, мы создали условия для роста и развития наших веточек (взаимосвязь живой и неживой природы), поэтому почки распустились и появились первые нежные клейкие зеленые листочки, которые создают особенную красоту в группе.

 Наш тополь проснулся, наполнился соком.
Вчера еще спал он в сугробе глубоком,
Сегодня - смотрите, он снова живет!
Опять - День Рожденья! Опять - Новый Год!
И лопнули клейкие  домики почек,
Толкает их крепкий упрямый листочек,
Согретый лучами весеннего дня:
                           - Пустите, пустите, пустите  меня!!!        Р. Алдонина 

   Объясняю детям, что одним из важнейших свойств воды - давать жизнь всему живому.

Дети с гордостью показывали  фотографии, ведь они вместе с мамой и папой так же наблюдали за веточками, родителям было тоже интересно.

2. Рисование «Ветки с листочками» - совместная работа с семьей.

3. Состоялся конкурс рисунков.

Пожелание вам:

     «Любите, почитайте, берегите природу, вечный источник нашей жизни и   нашего творчества!»

                                                                                                                 М.Ф. Рыльский

Литература:

1.Богданец Т. «Экологические знания — первое представление о мире» Д/В №12, 2003 г.

2. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – М. : «Мозаика-Синтез», 2002.-112с.

2. Татьяна Шальнова конспект «Из каждой почки-зелёные листочки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект «Зимушка-зима» в 1 младшей группе

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект«Зимушка-зима»в 1 младшей группе...

Методическая разработка познавательно – исследовательской деятельности на тему «Свойства ткани» в средней группе.

Методическая разработка направлена на исследовательскую деятельность свойств  ткани в сравнении с бумагой....

План-конспект НОД в рамках проекта по познавательно-исследовательской и опытнической деятельности «Волшебная бумага» в средней группе

План-конспект НОД в рамках проекта по познавательно-исследовательской и опытнической   деятельности «Волшебная бумага» в средней группе...

Презентация познавательно-исследовательскому, творческому проекту "Пластилиновое чудо"

Очень интересный получился  проект, который понравился и детям и родителям. Подходит детям  с 3 лет....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Зимняя сказка» (для детей средней группы)

Углублять знания и представлений детей о живой и неживой природе в зимний период. Помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа; создавать у детей радостное настроение посредством привлечения к п...

Презентация "Познавательно- исследовательская деятельность на занятиях лепкой в 1- младшей группе"

В раннем дошкольном возрасте удовлетворение потребности детей в самовыражении является развитие детского творчества. Даже на занятиях лепкой можно организовать познавательно- исследовательскую деятель...