Проект "Птицы зимой" в средней группе детского сада
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Александрова Ирина Сергеевна

В настоящее время мало внимание уделяется экологическому воспитанию детей. Ведь именно через природу, через живое можно сформировать у детей нравственные качества, такие как доброта, забота, любовь, сострадание и сочувствие, что необходимо развивать и воспитывать начиная с младшего возраста. Недостаток знаний детей о птицах, в умении подкармливать птиц зимой.Если вместе с детьми заботиться о птицах зимой, у детей появится интерес к ним, чувства доброты, любви и они будут бережнее относится к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektptizi.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Птицы зимой"

 в средней группе детского сада

Автор: Александрова Ирина Сергеевна, воспитатель МБДОУ д/с №3 «звездочка», г.Анапа.

Тип проекта: исследовательский, познавательный, творческий

Образовательная область: «Познание»

Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Здоровье», «Познание», «Художественное творчество», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Цель: Формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Методический паспорт проекта

Цель проекта: Создание условий для познавательной и творческой активности, положительного эмоционального состояния, развитие нравственных качеств детей через совместную познавательную, продуктивную и трудовую деятельность.

Проблемы: В настоящее время мало внимание уделяется экологическому воспитанию детей. Ведь именно через природу, через живое можно сформировать у детей нравственные качества, такие как доброта, забота, любовь, сострадание и сочувствие, что необходимо развивать и воспитывать начиная с младшего возраста. Недостаток знаний детей о птицах, в умении подкармливать птиц зимой.

Гипотеза проекта: Если вместе с детьми заботиться о птицах зимой, у детей появится интерес к ним, чувства доброты, любви и они будут бережнее относится к природе.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • Познакомить детей с внешним видом птиц и их повадками, роли человека в жизни птиц.
  • Дать знания о том, что птицам зимой очень трудно, нет еды, которую они сами могли бы добыть.
  • Объяснить как правильно и чем подкармливать птиц.

Развивающие:

  • Развивать нравственные качества, желание заботиться о птицах, трудиться, творить.
  • Способствовать развитию любознательности, познавательной и творческой активности.
  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к пернатым, интерес к ним, желание помочь в трудных зимних условиях.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Укреплять семейные отношения.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Появятся знания у детей о внешнем виде птиц, их различии и повадках.
  • Развитие у детей познавательной активности, любознательности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
  • Привить родителям и детям культуру заботы о птиц, желание помочь в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
  • Изготовление кормушек родителями и посильная помощь детей в их изготовлении будет способствовать укреплению семейных отношений.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Информационные ресурсы:

- Детская энциклопедия для любознательных "Почемучка"

- Фотографии

- Интернет

Время работы над проектом: 2 месяца

Режим работы: краткосрочный

Вид: исследовательский

Мотивация к познанию:

- личный интерес дошкольников

                                                         План реализации проекта         

На подготовительном этапе

  • Определение уровня знаний детей о птицах.
  • Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
  • Сбор информации по данной теме.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.

В один из дней воспитатель приносит в группу письмо.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишут зимующие в вашем крае птицы. Мы знаем, что вы, юные экологи, всё знаете, всё умеете, у Вас доброе сердце. Очень просим разрешить наши сомнения:

- Куда нам лететь, когда настанут холода?

- Поможете ли Вы нам, пичугам, пережить эту холодную зиму?

Так у ребят возникает интерес к зимующим птицам. Обсуждение письма подводит детей к цели: надо помочь птицам, зимующим в городе.

На основном этапе. Реализация проекта.

Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.

Для осуществления поставленной цели создаётся команда спасателей “Друзья птиц”. Девиз спасателей – “Пусть зима будет доброй для пернатых друзей!” Дети придумывают себе эмблему. А затем продумывают план деятельности.

Методы проекта:

Рассказ воспитателя, наблюдения, беседы; чтение стихов, работа с загадками; пальчиковые и подвижные игры; рассматривание иллюстраций, картин; вопросы к детям; изготовление кормушек, сбор корма и кормление птиц; рассматривание корма для птиц; продуктивная деятельность детей.

Направление проекта

Методы

Программное содержание

1. Работа воспитателей с детьми

Беседы:

“Что мы знаем о птицах?”,

“Корм для птиц”,

“Зачем помогать птицам зимой”.

Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок.

Выявить уровень знаний о птицах.

Познакомить детей с видами корма для птиц зимой.

Воспитывать бережное отношение к птицам.

Уточнить представление о птицах и дать новые знания о них.

Составление предложений (из 2-4 слов) по картинкам (иллюстрациям).

Наблюдение за птицами (воробьями, воронами, голубями).

Активизировать словарный запас детей.

Обогащать и активизировать словарный запас детей. Формировать связную речь.

Учить различать птиц, обращать внимание на их повадки, отвечать на вопросы.

Развивать любознательность, наблюдательность. Расширять словарный запас.

Изготовление кормушек своими руками.

Воспитывать желание подкармливать птиц, заботиться о них зимой.

Воспитывать бережное отношение к природе, желание сделать для птиц кормушку. Создать радостное настроение от общего труда. Учить трудиться вместе.

Чтение и разучивание стихов.

Продолжать учить, внимательно слушать стихотворения, развивать память. Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Разучивание пальчиковых игр.

 

Оформление уголка книги.

Развивать мелкую моторику рук.

Активизировать словарный запас детей.

Расширить представления детей о птицах, их особенностях, повадках. Воспитание любви к пернатым друзьям.

Слушание голосов птиц.

Учить, внимательно слушать голоса птиц, различать их.

Дидактические игры:

“Что за птица?”, “Кто как кричит?”, “Разрезные картинки”, “Угадай, кого не стало?”, “Накорми птичек”.

Работа с загадками.

Подвижные игры:

“Собачка и воробьи”, “Ворона и собачка”, “Птички, раз! Птички, два!”, “Птички в гнездышках”, “Вороны”, “Снегири”.

Рассматривание корма для птиц.

Подкормка птиц.

Развивать умение выделять главные признаки, складывать из частей целую картину; развивать внимание, мышление, память. Учить звукоподражанию.

Учить детей отгадывать загадки о птицах.

Закреплять знания о характерных движениях птиц; учить имитировать их голоса, слушать сигнал воспитателя; двигаться, не мешая друг другу, упражнять в выполнении движений.

Познакомить детей с видами корма для птиц в зимний период. Воспитывать желание сопереживать и помогать птицам.

Вызвать желание заботиться о наших пернатых друзьях.

2. Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание птиц в книгах и иллюстрациях.

Разрезные картинки, игры-вкладыши.

Наблюдение за птицами.

Рисование веточек и зернышек для птиц, лепка ягод.

Уточнить представления о птицах. Активизировать словарный запас детей.

Привлекать детей к самостоятельной деятельности.

Развивать наблюдательность.

Учить рисовать кисточкой и пальчиками, лепить предметы округлой формы. Развивать желание заботиться о птицах.

3. Совместная деятельность родителей и детей

Изготовление родителями кормушек и посильная помощь детей в их изготовлении.

Сбор корма для птиц.

Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление семейных отношений. Воспитание нравственных чувств.

Привлечение родителей к сбору корма для птиц. Прививать культуру заботливого отношения к птицам, к природе. Укрепление семейных отношений.

                                                   На завершающем этапе

Радостным мероприятием – появление  на территории детского сада кормушек, где мы наблюдаем за птицами. Выяснили, какой корм больше всего любят птицы, какие птицы прилетают к кормушке

 Создание картотеки «Зимующие птицы», которая обобщит знания и элементарные представления о зимующих птицах. 

                                                    Заключение.

В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнают чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Примут участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями будут изготавливать кормушки. Узнают каких видов бывают кормушки. Укрепятся детско-родительские отношения. Но главный результат проекта -это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми.

Подвижные игры

 “Собачка и воробьи”

(по мотивам белорусской песенки)

Цели: закреплять знания о характерных движениях птиц; учить имитировать их голоса.

Материал: эмблемы с изображением воробьев, мягкая игрушка (собачка).

Ход игры

Воспитатель объясняет детям: “Мы все будем воробьями (раздает эмблемы птиц). Как летают воробьи? Как скачут? Как клюют? А как поют? Молодцы! Хорошие воробьи, веселые. А кто будет собачкой? (Ребенок собачка берет мягкую игрушку, садится в уголок.) Кто вспомнит, как домик собачки называется? Правильно, будка! Наша собачка сидит в будке. Начинаем играть.”

Воспитатель:

Скачет, скачет воробей:
Скок-поской! Скок-поскок!
(Дети скачут, кто как может.)
Кличет маленьких детей:
“Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Чив!”
(Дети повторяют: “Чив! Чив! Чив!”)
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
“Чик-чирик! Чик-чирик!”
(Дети повторяют: “Чик-чирик!”)

Воспитатель говорит: “Вдруг собачка прибежала, на воробьев залаяла громко-громко”.

Ребенок (“собачка”) выбегает и громко лает: “Ав-ав!” “Воробьи” разлетаются в разные стороны.

Игра повторяется по желанию детей 2-3 раза.

“Ворона и собачка”

Цели: учить подражать движениям и голосам птиц; двигаться, не мешая друг другу.

Материал: большая пушистая собака (игрушка), эмблемы с изображением ворон.

Ход игры

Воспитатель произносит:

Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны: “Кар! Кар! Кар!”

Дети прыгаю, изображая ворон, издают каркающие звуки.

Педагог подходит к “воронам”, берет в руки игрушечную собачку и говорит:

Тут собачка прибежала
И ворон всех разогнала: “Гав! Гав! Гав!”

“Вороны” разбегаются в разные стороны.

Игра повторяется по желанию детей 2-3 раза.

“Птички, раз! Птички, два!”

Цели: упражнять детей в выполнении движений; учить счету.

Ход игры

Воспитатель говорит: “Сейчас будем играть. Сколько у птичек лапок? А глазок, крылышек?”

Птички, раз! (Дети выдвигают вперед одну ногу.)
Птички, два! (Выдвигают другую ногу.)
Скок-скок-скок! (Дети скачут на обеих ногах.)
Птички, раз! (Дети поднимают “крылышко”.)
Птички, два! (Поднимают “крылышко”.)
Хлоп! Хлоп! Хлоп! (Дети хлопают в ладоши.)
Птички, раз! (Дети закрывают рукой один глаз.)
Птички, два! (Закрывают другой глаз.)

“Птички” открывают глаза и бегают, машут “крылышками”, чирикают, пищат.

Воспитатель: “Все летели!”

По желанию игра повторяется 2-3 раза.

“Снегири”

Цель: закреплять умение выполнять движения в соответствии с тектом.

Вот на ветках, посмотри, 4 хлопка по бокам
В красных майках снегири. 4 поворота головы в сторону
Распушили перышки – “отряхиваются”
Греются на солнышке.
Головой вертят 
повороты головы 
Улететь хотят. 
вправо – влево
Кыш! Кыш! Улетели! бегают и машут “крыльями”.
За метелью полетели!

“Вороны”

Цель: научить детей подражать движениям и голосам птиц; двигаться не мешая друг другу

Ход игры

Как под елочкой зеленой
Скачут весело вороны. Кар-Кар!
(Дети бегают по комнате, размахивая ручками, как крыльями).
Целый день они кричали, Спать ребятам не давали. Кар-Кар!
(Дети ходят по комнате)
Только к ночи умолкают.
Спят вороны отдыхают. Кар-Кар.
(Дети садятся на корточки, ручки под щеку - засыпают).

“Птички в гнездышках”

Цель: Упражнять детей в беге в разных направлениях, в умении слышать сигнал воспитателя, ориентироваться в пространстве. Дать понятия о том, что птицы живут в гнездышках.

Описание игры: С одной стороны площадки или комнаты свободно раскладывают обручи по количеству детей. Каждый ребенок стоит в своем обруче – это гнездышко, в нем живет птичка. По сигналу птички вылетают из гнезд и разлетаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – клюют корм. “Полетели птички в гнезда!” - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется.

Когда игра будет усвоена детьми, можно вести новые правила – разложить 3-4 больших обруча – “в гнезде живет несколько птиц”. На сигнал “полетели птицы в гнезда” дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 малыша. Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры.

Физкультминутки

“Снегири”

Снегири летят, крыльями машут.
Им на месте не сидится, 
Завертелись как волчок,
Прыг - скок, прыг - скок. 
Полетели пообедать, 
Но кругом лишь снег, да снег. 
Хорошо, что им кормушку, 
Сделал добрый человек!

“Птички”

Птички в гнездышках сидят 
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят (Дети “разлетаются”, машут руками, как крыльями.)
Птички полетали.
Крыльями махали, на деревья сели
Вместе отдыхали.

Загадки

Очень шустрый, суетливый,
Разговорчивый, крикливый,
По дорожке прыгает,
“Чик-чирик” - чирикает.
(Воробей)

Вот пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
"Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замерз немножко!" 
(Воробей)

Прыгнет раз, прыгнет два,
Почирикает слегка,
Крошки подбирает,
Сразу улетает.
(Воробей)

Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой. (Дятел)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. 
(Дятел)

Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. 
(Синичка)

Любит мошек, крошки, сало,
Вкус имеет без изъяна,
Угадайте, что за птица,
Желтогрудая ...
(Синица)

На окошко села птичка —
Желтогрудая ...
(Синичка)

Всю ночь летает
- мышей добывает.
А станет светло
- спать летит в дупло. 
(Сова)

Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном!
(Голубь)

Маленькая голова,
Шея дюже коротка,
Лапки словно ей подстать,
Любит очень ворковать!
(Голубь)

Скрипит, свистит, но так поёт,
Весной покоя не даёт,
Кафтанчик красненький на нём,
Зовётся птица ...
(Снегирем)

- Кар-кар-кар! - кричит плутовка
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица!
Вам она, друзья, знакома,
Как ее зовут? 
(Ворона)

Дидактические игры

Игра “Кто как кричит?”.

Цель: развитие слухового внимания, памяти, умения подражать крику птиц.

Ход игры. Дети прослушивают аудиозапись с голосами зимующих птиц.

Задание: угадать птицу по голосу.

Игра “Разрезные картинки”.

Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать картинки, выделять главные признаки, складывать из 4-х частей целое изображение.

Ход игры. Детям предлагаются разрезные картинки с изображением птиц, необходимо собрать из них целое изображение.

Игра “Угадай, кого не стало?”.

Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, внимания; формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности.

Материал: картина “Птицы на кормушке”.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на картину и запомнить птиц на картине. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну птицу с картины.

Задание: назвать, какой птицы не стало.

Игра “Что за птица?”

Цель: Учить узнавать птицу по внешнему виду; развивать речь, память, мышление.

Материал: картинки с изображением птиц.

Ход игры: Воспитатель показывает детям изображения птиц. Дети называют птицу, которая изображена на рисунке, затем вместе с воспитателем описывают птицу (например, синица маленькая, желтогрудая, поет: синь-синь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе детского сада "Зима"

Цель: уточнение представлений детей об основных признаках зимы.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».Задачи образовательных областей:Образовательные: учить...

Конспект интегрированного занятия в средней группе детского сада по теме « КАК ЕЖИ ГОТОВЯТСЯ К ВСТРЕЧЕ ЗИМЫ?

Цель: расширить знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, навыках и приспособлениях в среде обитания ежа, вызвать интерес к передаче образа ежа, закрепить навык пере...

Занятие по ознакомлению с природой в средней группе детского сада "Беседа о жизни животных зимой"

Разделы: Работа с дошкольникамиЦель: закрепить знания детей 4-5 лет о диких животных средней полосы России и Севера (лиса, заяц, белка, медведь), продолжать формировать знания детей об ...

Проект "Покормите птиц зимой!" для средней группы детского сада

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.  Задачи:Расширить знания детей о зимующих птицах.Формировать элементарные экологические знан...

Проект «Зимушка-зима» в средней группе детского сада

Дети в недостаточной степени имеют представление о зимних явлениях в природе; что происходит со снегом, во что превращается вода, зачем нужна теплая одежда, почему ведут себя по-разному животные и пти...

Познавательные прогулки зимой в средней группе детского сада.

Познавательные прогулки зимой в средней группе детского сада....

Календарное планирование тематической недели "Идёт волшебница-зима" в средней группе детского сада.

Материал представляет собой планирование взаимодействия воспитателя с дошкольниками по разным направлениям их деятельности и развития (игровое, исследовательское, коммуникативное, творческое). В плане...