"Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zimuyushchie_ptitsy.doc471 КБ

Предварительный просмотр:

                        МКДОУ № 3 Детский сад «Радуга»

ПРОЕКТ

СРЕДНЯЯ ГРУППА

                                                            Воспитатели: Зябрева Г.Н.

Мусатова Н.А.

ЗАТО п.Солнечный

2019 г.

Содержание:

1. Актуальность, тип проекта, участники проекта,

    Сроки реализации, цель, задачи, этапы реализа-

     ции проекта: 1 этап-подготовительный,                        3 стр.

2. 2 этап: основной, 3 этап- заключительный, со-

     держание работы, 1. Игровая деят-ть                             4 стр.

3. Познавательная деят-ть, беседы, решение проблемной

     ситуации, труд, коммуникация, творческое рассказы-

     вание, художественное творчество, работа с родите-

     лями, ожидаемый результат.                                             5 стр.

 4.  Этапы реализации проекта, (1подготовительный,2

      основной –игровая деят-ть, подвижные игры, познава-

      тельная деят-ть)                                                                 6 стр.

  5. Цели, беседы, наблюдения, труд коммуникация, худо-

      жественное тв-во, работа с родителями                          7 стр.               

     

 6. 3 этап- заключительный, результаты реализации про-

     екта                                                                                       8 стр.

 7. Приложение № 1                                                                 9-11 стр.

 8.                        № 2                                                                12-15 стр.

 9.                        № 3                                                                16-17 стр.

 10.                      № 4                                                                18-19 стр.

 11.                      № 5                                                                20-21 стр.

 12.                      № 6                                                                22-23 стр.

 13.                      № 7                                                                24-36 стр.

 14.                      № 8                                                                37-42 стр.

 15.                      № 9                                                                43-47 стр.

 16.                      № 10                                                              48-51 стр.

 17.                      № 11                                                              52 стр.

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (с 09.01.19 по 31.01.19г.).

    Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

 Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

 Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

 Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

 Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

 Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

 Создание необходимых условий для реализации проекта.

 Перспективное планирование проекта.

 Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический).

 Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

III этап – заключительный.

 Организация и участие родителей выставке рисунков «Зимующие птицы». Акция «Покорми птиц зимой».

 

 Родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:

 1. Рекомендации на совместные прогулки.

 Совместно с ребенком сделать кормушку.

 Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.

 2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.

 3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.

 4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

 5. Рассматривая с детьми книги, поставила цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

 I. Игровая деятельность:

 Дидактические игры.

 Сюжетно-ролевые игры.

 Театрализация.

 Подвижные игры.

 Упражнения на дыхание.

 Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

 II. Познавательная деятельность:

 Формирование целостной картины мира.

 III. Беседы.

 IV. Решение проблемной ситуации.

 V. Наблюдение за птицами зимой.

 VI. Труд.

 VII. Коммуникация.

 VIII. Творческое рассказывание.

 IX. Художественное творчество:

 Рисование.

 Лепка из пластилина.

 Аппликация.

 X. Работа с родителями.

Ожидаемый результат.

 Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

 Улучшение предметно-развивающей среды.

 Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

 Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».

 Э.Н. Голованова

  Этапы реализации проекта:

 

I этап – подготовительный 

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.  

 II этап – основной (практический) 

Внедрение в воспитательно –образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Домашние задание родителям Рекомендации на совместные прогулки. Совместно с ребенком сделать кормушку. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка. Заучивание стихотворений о зимующих птиц. Отгадывание загадок про зимующих птиц. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

    Содержание работы в процессе реализации проекта.

 Игровая деятельность Дидактические игры: 

«Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы». Н/и «Домино» (птицы), «Разрезные картинки», Лото. Лабиринт Зимующие птицы. Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор».  Театрализация: «Где обедал воробей».  

 «Разрезные картинки»

 Подвижные игры

 «Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».

Познавательная деятельность: 

Формирование целостной картины мира.

Тема: «Зимующие птицы»                                       10.01.19 гю

Цели: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

  Беседы: 

«Как живут наши пернатые друзья зимой» -  14.01.19-18.01.19г.

«Как заботится о птицах»                              -   21.01.19-25.01.19г.  

«Покормите птиц зимой»                               -  28.01.19-31.01.19г.

 Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

Наблюдение за птицами зимой: 

Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями. 

Труд: изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.

Коммуникация: Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки". Творческое рассказывание «Как я спас птичку». Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц - ежедневно.

 Художественное творчество:

 Рисование «Синички».                                         – 24.01.19г.

Цель: развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками.

Лепка из пластилина «Птички на кормушке»:  -  17.01.19г.

 Цель: учить лепить птиц из целого куска.

  Аппликация «Снегирь».                                      -   25.01.19г.

Цель: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания.   Музыка: Аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой

Работа с родителями: 

Консультации для родителей:

«Кормушка для птиц своими руками».

«Зимующие птицы».

 III этап - заключительный

Организация выставки рисунков «Зимующие птицы». 

Акция покорми птиц зимой.

Изготовление кормушек.

 Результаты реализации проекта. 

Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях

                                                               

                           

                                                                                               Приложение № 1

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию «Зимующие птицы»

Программное содержание:

Обобщать знания детей о зимующих птицах;

Расширять представления о многообразии зимующих птиц, их образе жизни, питании;

Закрепить понятие «зимующие птицы»;

Совершенствовать умение отгадывать загадки;

Воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них;

Оборудование:

Нарисованное дерево с птицами, кормушка, корм для птиц, аудиозапись голосов птиц, фонограмма для физкультминутки.

Ход занятия:

Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня с Вами мы отправимся в сказку к зимующим птицам. Вы хотите попасть в сказку? (Да). Тогда приготовьтесь: раз, два, три – сказка вереди.

Как у наших у ворот,

Чудо-дерево растёт.

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём.

А птички на нём.

(Дети рассматривают дерево и птичек на нем)

-А птички на дереве не простые, а зимующие. Как вы думаете, почему они так называются? (ответы детей)

Звучит аудиозапись голосов птиц.

-Ребята, что вы слышите? (птички поют) Как можно ещё сказать? (щебечут)

Повторите: щебечут. Я знаю, что нам птички хотят сказать: «Холодно-холодно нам, голодно-голодно нам»

Что значит голодно? Как мы можем помочь птичкам?

Ребята, а чем питаются птицы? (хлебные крошки, зернышки, семечки)

Но зимой корма очень мало. Подумайте, как мы можем помочь птицам, чтобы они не голодали? (сделать кормушку)

Ребята, посмотрите, Я вам принесла кормушку. Давайте насыпем в неё корм для птиц. Когда вы пойдёте гулять, повесите кормушку на своём участке.

Не забывайте, что кормушки не должны быть пустыми. Корм в них нужно насыпать каждый день.

Послушайте загадки и отгадайте, о каких они птицах.

Любит прыгать и летать,

Хлеб и зёрнышки клевать,

Вместо «здравствуйте» привык

Говорить всем «Чик – чирик»

(воробей)

Посмотрите, есть ли на нашем дереве воробьи? Ребята, какого цвета воробей? (перышки бывают серые, коричневые).

Послушайте ещё загадку:

Птичка – невеличка

Воробью сестричка

Спиною серовата,

Животиком желтовата.

(синица)

Синичка – очень красивая птичка. Найдите её на дереве.

Следующая загадка:

Он живёт на площадях,

На деревьях и ветвях.

Он воркует, не поёт,

Бодро семечки клюёт

(голубь)

Давайте найдём голубя на нашем чудо-дереве.

Каких птиц на чудо-дереве мы ещё не назвали?

А каких птиц вы видели в нашей местности? А какие птицы прилетают к вам на участок?

Давайте ещё раз назовём птиц, которые сидят на чудо-дереве (перечисляют)

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.

Мультимедийная дидактическая игра «Доскажи словечко…»

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья белобока, зовут её(сорока)

Целый день у нас вокруг

Раздаётся громкий стук.

-Чистишь дерево, приятель?

-Тук-тук-тук! Ответил (дятел)

Эта птица всем знакома –

Важно ходит возле дома.

Кар-кар-кар – вдруг закричит, и спокойно улетит.

Очень хитрая персона, а зовут её (ворона)

Птички на рябинку сели,

Посчитай-ка: раз, два, три.

На зимовку прилетели

С красной грудкой (снегири)

Ребята, давайте мы с вами превратимся в птичек и полетаем.

Физкультминутка.

(под музыкальное сопровождение).

Маленькие птички, птички-невелички,

По лесу летают, песни распевают.

(Машут руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, птичек унести хотел.

(Руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.

(Приседаем, закрываем голову руками).

Посмотрите, к вам в гости прилетели птички-снегири. (раздаю рисунки птичек каждому ребенку, рассматриваем) А ведь вашим птичкам надо чем-то питаться. Давайте им поможем. Давайте нарисуем для них ветку рябины.

(Дети совместно с воспитателем рисуют красками ветку рябины. Звучит песня «Зимняя сказка»).

Звучит аудиозапись голосов птиц

Ребята, послушайте, что поют птички. А поют теперь они такую песенку: «Не холодно нам, не голодно нам!» Птички-невелички довольны.

Ну что ребята пора возвращаться в детский сад из сказки. Раз, два, три – сказка позади.

Дети, вспомните, о чём мы говорили на занятии? Каких птиц вы увидели на чудо-дереве? Что вам понравилось в нашей сказке?

 Вы молодцы, Я вижу, что вы очень любите птичек и хотите о них заботиться.

                                                                                             Приложение № 2

Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»

   Цели

    Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки.

      Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

   Материал

      Картины леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картинки зимующих и перелетных птиц.

Ход беседы

Ребята, к нам прилете попугай, его зову Кеша Он живет в Африке, где нет зимы, снега. Кеша просит рассказать ему о нашей зиме и птицах, которые не улетают на юг. Кеша, ты сможешь отгадать загадку?

                                   Какой это мастер на стекла нанес

                                    И листья, и травы, и заросли роз?

                                                                               (Мороз)

В какое время года бывает мороз?

      (Кеша не знает. Помогают дети: зима -  чудесное время года. Зимой чистый воздух, много развлечений. Веселый праздник – Новый год. Людей радует, бодрит мороз. Но у людей есть теплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу.)

     А как зимуют наши младшие друзья – птицы?   Чем мы можем помочь им в это трудное время?

     (Ответы детей: подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышами, чтобы птицы могли погреться. Педагог вывешивает картинку с изображением кормушки.)

       К нам прилетели птицы на кормушку. Посмотрите, все ли правильно нарисовано? Выберите только тех птиц, которые остаются на зиму.

      (Дети выбирают картинки и объясняют свой выбор).

       Ребята, расскажите Кеше, как зовут этих птиц.  Почему убрали других птиц?  

Что это за птицы?  (Перелетные: ласточка, мухоловка, зарянка).

      Да, на наши кормушки прилетают воробьи, синицы, вороны, голуби, в морозы прилетают и северные птицы – снегири и свиристели.

       (Вывешивается картина – городской пейзаж с зимующими птицами.)      

       В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня. Галки и вороны сидят на крышах домов и терпеливо ждут, когда люди выбросят вместе с мусором остатки пищи. Зимой они смелее, чем летом. Полевые воробьи объединяются в стаи с городскими и больше летают около жилья.

      (Вывешивается картина леса с птицами, которые остаются на зиму в лесу.) Каких птиц вы знаете? Познакомьте с ними Кешу.

        (На полях между кустов видны следы тетеревов и рябчиков. Вместе с синицами по лесу кочуют поползни, пищухи, корольки, большой и малый пестрые дятлы).

В лесу на зиму остаются птицы, которые питаются ягодами, семенами деревьев. Как их зовут? Найдите их.

       (Ответы детей: клест, свиристель, чиж.)

       Такие птицы называются растительноядными, или зерноядными. У этих птиц клюв не очень длинный, широкий, тупой. (Выставляется модель.) Но в лесу остаются и птицы, которые питаются насекомыми. Такие птицы называются насекомоядными.  Кто может найти насекомоядных птиц?

        (Дети выбирают и называют: поползень, синица, дятел, пищуха.)

         Посмотрите, какой клюв у этих птиц (острый, длинный, немного загнутый - модель). Как вы думаете, почему у птиц разные клювы?

         Проводится игра «Узнай по клюву». У каждого ребенка изображение  без клювика.

Необходимо правильно найти клюв и объяснить, почему у этой птицы именно такой клюв.

(За столами.)

Задания:

     «Чьи следы?» - определить, какая птица оставила тот или иной след;

     «Зимующие – перелетные» -  отделить зимующих птиц от перелетных;

      «Сложи птицу» - подобрать голову, хвост, ноги к птицам;

      «Кто на кормушку прилетел?» - найти зимующих птиц;

      «Узнай какое время года?»  - по действию птиц узнай когда это бывает. (Птены, строительство гнезд, птицы на кормушке, отлет птиц и т.д.);

       «Дикие – домашние птицы» - отделить домашний от диких.

       Дети рассказывают, что они сделали, Кеша оценивает их ответы.

 Физкультминутка. Под музыку дети изображают птицу. Кеша отгадывает, что это за птица.

(Дети работают на панно.) Под надписью «Насекомоядные» дети выкладывают соответствующих птиц. Затем подбирают модельки с едой – что едят эти птицы. Под названием «Растительноядные» также подбирают птиц и модели питания (ягоды рябины, шишки можжевельника и ели).

     Поведение птиц на протяжении зимы различно.

      В январе месяце день становится длиннее, солнце показывается чаще. И хотя морозы не слабеют, среди птиц наблюдается заметное оживление. Стайки воробьев задорно чирикают, усевшись на пригреве. Слышится первая, неуверенная, односложная песнь большой синицы. У черных воронов начинаются «воздушные игры». До весны еще далеко, а эти молчаливые птицы ведут себя необычно, они издают довольно музыкальные, красивые гортанные крики. Полет у них совсем иной, чем в остальное время: то, сложив крылья, они падают вниз, то поднимаются высоко, а то парят в воздухе. Они в это время всегда парами. Семья у воронов очень дружная. Пара соединяется на всю жизнь.

         Каких кочующих птиц вы знаете? (Снегирь.)

         (Выставляется на панно картинка.)

         Кто сможет рассказать о снегире?

         (Ответы детей: они кормятся семенами березы, сирени, можжевельника, ягодами рябины, снегири – спутники зимы.)

         Хохлатые свиристели тоже кочуют с севера на юг.

                                 К нам с ветрами прилетели

                                 Стаи ярких свиристелей.

                                 Прилетели свиристели

                                 Песню севера запели (А. Барто)

          Шумные стайки чечеток с серовато – буром оперении и малиново- красных шапочках прыгают с ветки на ветку. Выщипывают семена ольхи и березы. По проселочным дорогам на полях собираются стайки миловидных пуночек. Их называют подорожниками, или снегурочками. Прилетают они из далеких мест – тундры. Питаются они семенами сорняковых растений или подбирают зерна, оставшиеся в поле.

           А где же ночуют птицы? Синицы – гаички, хохлатые, поползни, пищухи, корольки ночуют в дуплах по нескольку птиц, и  даже в сильные морозы не вылетают оттуда. Большинство птиц ночует под крышами домов. Но есть птицы, которые ночуют под снегом – это лесные куры (глухари, тетерева, рябчики, белые куропатки.)

           Тетерева бросаются под острым углом с высокого дерева или прямо с полета вниз и исчезают в рыхлом снегу. Там они и спят в тепле и прячутся от хищников. (лиса, рысь). При выходе тетерева сильным ударом головы и крыльев пробивают снег и с шумом вылетают. Питаются они березовыми почками и сережками.

            Зима тяжелое время года. Но тем не менее любители – рыболовы и среди птиц. Кто расскажет о таких птицах?

           (Ответы детей.)

           (Ставится картинка – серая ворона.)

           Не успеет отойти рыбак от лунки, а серая ворона тут как тут. Она не только подбирает отбросы, но и сама ловит рыбу. Она неподвижно стоит у лунки, терпеливо ждет, пока рыба неосторожно поднимется вверх, чтобы глотнуть свежего воздуха. Одно мгновение – и жертва в клюве.

            Удивительный рыболов  и оляпка(водной воробей). Маленькая буровато – серая, с белым пятном на груди птичка. Она поднимается в воздух, делает круг и бросается в холодную воду. Проходит 15 – 20 секунд, птичка показывается из воды, держа в клюве   водяного жука. Усевшись на камень, она съедает его. Оляпка может плавать и бегать под водой даже против течения, цепляясь за неровности дна. Оляпка хорошо видит под водой. Мороз ей не страшен. Правда, когда он скует льдом речку, ей приходится искать прорубь. Зимой оляпка ночует на берегу, в углублении между корнями растений. Оперение у нее густое, плотное, смазывается жиром из копчиковой железы. Ушное отверстие закрывается под водой кожистой складкой.

           Кеша, ты со многими птицами познакомился, а вот еще одна удивительная птица. (Вывешивается картинка – клест.)

            В самые трескучие морозы на высоких заснеженных елях эти птицы вью теплые гнезда. Нарядный, словно румяное яблочко, самец весело распевает, развлекает подружку, сидящую  в гнезде, и кормит ее и птенцов отрыжкой еловых семян. Клесты торопятся вывести птенцов в феврале, потому что в марте раскроются шишки, семены выпадут и птицам будет трудно добывать  корм.

             Сегодня мы узнали только небольшую часть о птицах. За ними наблюдают и изучают их ученые – орнитологи.  А наша с вам задача – помочь птицам в это трудное время, «чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.» Давайте, ребята, придумаем знаки - правила охраны птиц зимой.

             (Дети предлагают и объясняют свои знаки)  

                                                                                                                      Приложение № 3

Беседа: «Как заботиться о птицах»

                    в средней группе.

                                                               

Задачи: Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, желание и умение оказывать ей посильную помощь. Уточнить представления о зимующих птицах, их внешнем виде, о том, как люди помогают им.

Материал: Литературные произведения: рассказ Н. Калининой «Про птиц», стихотворение Александровой «Новая столовая», иллюстрации, фотографии, картины, отражающие внешний вид птиц, заботу человека о птицах.

Ход занятия: Показ иллюстраций с изображением зимующих птиц (на стенде): ворона, галка, сорока, воробей, синица, снегирь.

Вос-ль: Кто это?

Дети: Птицы.

Вос-ль: Предложить, назвать каждую, если дети затрудняются или путают, обратить внимание на особенности внешнего вида.

-Улетают эти птицы от нас осенью?

Дети: Нет. Они зимуют у нас. Значит они зимующие.

Поставить картину с изображением зимнего леса.

Вос-ль: Дети, а чем питаются птицы?

Дети: Хлебными крошками, червяками, насекомыми.

Вос-ль: Зимой все червячки и жучки забираются в землю, в пни, кору деревьев. Как же зимой кормятся птицы? Чем?

Посмотрите, какие большие сугробы, сильный мороз. Как же помочь им?

Дети: Люди подкармливают.

Показ иллюстраций, на которых видно, как дети делают со взрослыми кормушки, вешают их, насыпают корм. Птицы привыкают к кормушкам и прилетают к ним клевать зернышки.

Вос-ль: Почему зимой надо кормить птиц?

Дети: Им голодно, негде достать корм.

Вос-ль: А еще дети, сытым птицам не страшен мороз, холода. А как мы с вами можем помочь птицам?

Дети: Повесим кормушки.

Вос-ль: Да, мы тоже повесим кормушки у окна и на участке, которые сделал папа Алены С. Вы будете приносить семечки, крупу, хлебные крошки, а для синичек будем вешать кусочки сала.

За какими птицами мы с вами наблюдали? (за воронами, воробьями). Какие птицы прилетают к нам на участок? (снегири, синицы).

Послушайте стихотворение «Новая столовая». Покажите мне птиц, которые прилетали к детям, (дети показывают картинки).

Вос-ль: Надо любить птиц, заботиться о них и тогда они легко переживут зиму и встретят радостно весну и наших перелетных птиц.

Назовите птиц, которые к нам прилетают весной. Показ картинок (скворец, грачи, ласточки).

Чтение рассказа Н. Калининой «Про птиц».

                                                                                                                 

                                                                                                                                 Приложение № 4

Беседа в средней группе

«Покормите птиц зимой»

Программные задачи: Учить распознавать птиц: воробья, синицу, снегиря, расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим меньшим». Закрепить навыки рисования гуашью.

Материал: грамзапись с голосами птиц, предметные карточки с изображением птиц, картинки с изображением птиц.

Словарная работа: воробей, ворона, синица, снегирь, зимующие, перелётные.

        Ход занятия

I. 1. Загадывание загадки:

       Снится ночью червяку

       Чудо - юдо на суку:

        Длинный клюв и два крыла

        Прилетит – плохи дела.

        А кого червяк боится?

        Угадали? Это … (птица)

    2. Беседа о зимующих птицах:

        Каких птиц вы знаете? (Ответы детей). Правильно. (Выставляет карточки синицы, воробья, вороны, снегиря.) Эти птицы зимуют вместе с человеком  в городе. Что объединяет этих птиц? Чем они похожи? (Ответы детей). Да, у всех птиц есть туловище, голова, лапки, а тело покрыто перьями.

Чем они отличаются друг от друга? Правильно, воробей маленький, ворона большая. И по окраске они разные: у снегиря грудка розовая, у синицы жёлтая. Все эти птицы живут рядом с человеком, только снегирь прилетает зимой из леса, так как ему в это время нечем там кормиться. У всех птиц в холодное время года пух под перьями становится гуще. Повадки у всех птиц разные: зимой ворона любит находиться на ветках деревьев, воробьи – на ветках кустов, голуби – на карнизах жилищ. Птички сидят, нахохлившись, прячут свой клюв, лапки, распушают пёрышки и так спасаются от мороза. Но им голодно.

А чем мы можем помочь птицам зимой? Какой корм для них нужно заготовить? (Ответы детей). А куда можно насыпать птичкам корм на улице? Прямо на снег во дворе или на дороге? Кормить птиц лучше в их птичьей «столовой».

 Надо вешать кормушки с пшеном, хлебными корочками, крошками , салом, семечками. Посмотрите, какие кормушки сделали для птиц ребята из соседней школы.

 

  II. Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой» А. Яшина.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой

Стайкой на крыльцо

Не богаты их корма!

Горсть зерна нужна.

Гость зерна –

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать!

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.


О чём это стихотворение, ребята? Надо заботиться о птицах, чтобы им было легче перенести холода.

Физминутка: «Птички-невелички»

Птичка, птичка,

Вот тебе водичка,

Вот тебе и крошки,

На моей ладошке.

III. Изобразительная деятельность: «Дорисуй птицу» По предложенным контурным рисункам дети дорисовывают понравившихся им птиц.

IV. Итог занятия: Какую птицу ты нарисовал. Что ты о ней можешь рассказать.

В конце занятия воспитатель предлагает на прогулке покормить птиц.

                                                                                                                                Приложение №5

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

«СИНИЧКА»

Предмет (направленность): дошкольное образование (художественно-эстетическое развитие).

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация, познание, социализация, здоровье.

Цель: закрепить навыки рисования птички.

Задачи:

Художественное творчество: Развитие умения на наглядной основе рисовать птичку, передавая форму тела (овальное), частей, красивое оперение,

Упражнение в рисовании красками,

Развивать творческий потенциал у детей, мелкую моторику пальцев рук.

Коммуникация: Формирование у детей умений активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

Познание:

Здоровье: Развитие мелкой моторики, двигательной активности, умений детей заботится о своем здоровье.

Социализация: Воспитание у детей дружелюбия при оценке работ других детей, аккуратности при выполнении работ.

Материал клеёночки, салфетки, иллюстрации птиц, образец для показа, альбомные листы, гуашь, кисти.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулок, рассматривание иллюстраций, лепка птиц

 

Ход

Воспитатель читает Стихотворение- загадка. Дети отвечают

Эту птицу знает всякий

На месте его дворец

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день...(скворец)

Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот...(соловей)

Весной и летом

За пахарем ходит,

А под зиму

С криком уходит...(грач)

В синем небе голосок

Будто крошечный звонок...(жаворонок)

По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон птица.

Для деревьев наших врач-

Насекомых ест всех...(грач)

Окраской — сероватая,

Повадкой — вороватая,

Крикунья хрипловатая.

Известная персона

По имени...(ворона)

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут...(кукушки)

Всех приметных птиц черный,

Чистит землю от червей

Вдоль по пашням мчится вскачь

А зовется птица...(грач)

На месте — дворец,

Во дворе — певец...(скворец)

Маленький мальчишка,

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В поле ночует,

Коноплю ворует...(воробей)

Это хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекозится белобока

А зовут её...(сорока)

Синяя косынка, темненькая спинка.

Маленькая птичка, звать её ...

Ответ: Синичка

Воспитатель Мы сегодня с вами будем рисовать синичку.

Перед тем, как рисовать мы должны сделать пальчиковую гимнастику.

На ладонь посадим птичку,

Кормим милую синичку,

Птичка зёрнышки клюёт,

Деткам песенки поёт:

«Тень, тень, потетень,

Я летаю целый день.

Работа детей с бумагой и красками.

                                                                                                    Приложение № 6

 Конспект НОД по лепке в средней группе

Тема: «Птички на кормушке»

 

Программное содержание.

1.1. Учить детей лепить из пластилина воробья, передавать форму, величину частей тела.

1.2. Подводить к сюжетной лепке через совместное составление композиции из отдельных работ.

1.3. Развивать активность мышления и воображения, координацию движений рук.

2. Закрепить приемы лепки, делить пластилин на три неравные части.

3. Воспитывать интерес к занятиям лепки.

Длительность занятия 20 мин.

 

Ход занятия.

Прыг да скок, ну что за птица,

Все на месте не сидится.

С виду нет его храбрей,

Шустро скачет (все вместе) воробей.

Дети посмотрите к нам прилетел воробушек , он рассказал, что у него нет друзей , а ведь вы знаете, что воробушки любят летать стаями. Давайте сделаем друзей для воробушка

Давайте рассмотрим, как выглядит воробушек.

- На что похоже тело? (Оно похоже на яйцо, один конец, где хвостик уже другого.)

- На что похожа голова воробушка? (На шар.) Она меньше чем туловище? Да.

- Какой клювик у птички? (Остренький.)

- Какой хвостик? (Вытянутый и слегка приплюснутый.)

Посмотрите ребята, я принесла кормушку. Давайте слепим воробушков, которые прилетят на кормушку.

- Как называют птиц которые остаются зимовать? (Зимующие.)Какие птицы остаются зимовать? Назовите.

- Чем будем угощать воробушков, которые прилетели на кормушку?

Садитесь, молодцы! А теперь посмотрите, как надо лепить воробья.

Кусок пластилина делим на 3 части: пополам и одну половинку еще пополам.

Из самого большого мы будем лепить туловище, оно похоже на яйцо. (Осуществляем показ.)

У птички есть хвостик, оттягиваем из узкой части хвост и приплющиваем его руками.

А головка у меня уже готова. Как мы ее будем лепить? (Катаем шарик и потом не забываем о клювике его надо прищипнуть.)

Мой воробушек клюет зернышки, поэтому голова у него опущена в низ. Из второй маленькой части лепим подставку. Для этого мы катаем шарик и сплющиваем его.

Посмотрите какой замечательный воробушек у меня получился.

Физкультминутка Птички

Птички прыгают, летают, машут руками и подпрыгивают

Птички крошки собирают. «клюют» пальчиками на ладошке

Перышки почистили, погладить руки

Клювики почистили. погладить носики

Птички летают, поют, машут руками

Зернышки клюют. «клюют» пальчиками на ладошке

А теперь вы попробуйте слепить воробушков.

В ходе работы спрашиваю о том, что как надо делить пластилин?

Какой формы тела у воробушка? Какой голова? В конце стекой делаем глазки у воробушков.

Готовые работы дети выкладывают на кормушку.

Подвожу итоги.

- Посмотрите какие воробушки у нас получились.

Спрашиваю у двух детей, какие воробушки им больше понравились?

Молодцы ребятки, замечательных друзей для воробушка в слепили, я думаю они подружатся!

                           

                                                                                             Приложение №7

Стихи про зимующих птиц для детей

Покормите птиц

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Александр Яшин

***

Трудно птицам зимовать, 
Надо птицам помогать! 
Распилить я попросил 
Досочку еловую, 
Вместе с папой смастерил 
Птичкину столовую. 
А. Чепуров

***

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Автор: Т. Зайцева

***

Про синиц

ЕЛОЧКА НА УЛИЦЕ

Елка смотрит гордо ввысь,
Знает — праздник скоро!
Огоньки на ней зажглись,
Словно светофоры!

Снег над елочкой идет,
Снег на ней искрится,
А в ветвях ее живет
Желтая синица.

Возле елки игры, смех,
Кот под елкой жмурится —
Эта елочка для всех,
Елочка на улице?

В. Викторов

***

Скачет шустрая синица, 
Ей на месте не сидится. 
Прыг-скок, прыг-скок, 
Завертелась как волчок. 
А. Барто

***

ИНЕЙ

Всюду иней серебрится,
Ветка каждая блестит.
Скачет, прыгает синица
И на месте не сидит:
Как бы перья синие
Не покрылись инеем.

Э. Чумичева

***

Синица

Я. Аким

Я приехал
В деревенский тёплый дом.
Снег хрустит,
Мороз ядрёный
За окном.

Только сел
Чайку напиться —
Слышу вдруг,
По стеклу стучит синица:
Стук-постук!

Я кормушку
Из дощечек мастерю,
Сыплю крошки,
— Пообедай, — говорю.

А синица
Не похожа на синиц,
Не дерётся,
Угощает прочих птиц.

Прилетели
Воробьи да снегири —
А синица сторонится:
— На, бери!

Хорошо жилось мне!
Утром я вставал
И свою подружку
Сразу
Узнавал.

Хоть зимой у птиц
Отменный
Аппетит,
Склюнет крошку —
И в окно ко мне глядит.

Быстро кончился
Короткий отпуск мой.
Попрощался
С тёплым домом —
И домой.

Людно в городе,
Машины, трескотня...
Как ты там живёшь,
Синичка,
Без меня?

***

Спозаранок скачут птицы 
По заснеженным ветвям – 
Желтогрудые синицы 
Прилетели в гости к нам. 
«Тинь-тень, Тили-тень, 
Всё короче зимний день – 
Не успеешь пообедать, 
Солнце сядет за плетень. 
Ни комарика,ни мушки. 
Всюду только снег да снег. 
Хорошо, что нам кормушки 
Сделал добрый человек!

***

Про снегирей

ЗИМА

Вышел на просторы
Погулять мороз.
Белые узоры
В косах у берез.
Снежные тропинки,
Голые кусты.
Падают снежинки
Тихо с высоты.
В белые метели,
Утром до зари
В рощу прилетели
Стайкой снегири.

Е. Авдиенко

***

Снегирь

Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть

А. Барто

***

Снегири, снегири,
Как осколочки зари,
Скачут на дорожке.
Ты, мороз, их не бери 
Обожжёшь ладошки.

*** 

Снегири

А. Прокофьев

Выбегай поскорей 
Посмотреть на снегирей!
Прилетели, прилетели, 
Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос 
Им рябинку принёс;

Хорошо угостил,
Хорошо подсластил 
Зимним вечером поздним 
Ярко-алые грозди.

Николай Рубцов

***

Снегирь

Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.

***

Снегири - смешная птица,
Зиму вовсе не боится,
В зиму в гости прилетает,
Холодов не замечает.
Эта с красной грудкой птица,
Леса зимнего певица.
Лес ей в зиму славный дом,
Снегири там ищут корм.
Птица малая размером,
Может многим стать примером:
Как в лесу холодном жить,
Жить и вовсе не тужить.
Стайкой снегири летают,
Дары леса собирают:
Сухие семена цветов,
И ягодки лесных кустов.
Их стайки красногрудых в ряд,
Для леса будто бы парад.
Частенько стайки снегирей,
Влетают в города людей.
Рябину зимнюю съедают,
Весну все вместе поджидают.

***

Ой, какие снегири
Цвета утренней зари,
На деревья сели
Яркой акварелью.
Черненькие шапки,
Тоненькие лапки,
Круглые пушочки,
Розовые щечки.
Флейтой засвистели,
Ух ты, полетеееели..

Борина М.

Ворона

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зёрнышка нет у вороны
И от холода нет обороны...

***

Ворона

А. Блок

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки...
Это всё у вороны  — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,
Что весна и дышать ей привольно!..

***

Про воробья

Воробышки игривые, 
Как детки сиротливые,  
Прижались у окна. 
Озябли пташки малые,  
Голодные, усталые, 
И жмутся поплотней.

***

Воробышки

На дворе - морозище 
Градусов под сорок,
Плачутся воробышки,
Что весна не скоро.
Что в морозы лютые:
Плохо греют шубки... 
—Я принес воробышкам
На тарелке крупки:
Кушайте, воробышки
Кушайте, хорошие.
Я бы вам и валенки 
Подарил с калошами.
Но сказала мама:
Воробей ведь маленький,
Сразу, как запрыгает.
Потеряет валенки.

(В. Звягин)

***

Воробушки

В. Берестов

О чём поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы дожили!
— Мы живы, живы мы!

***

Воробей

И. Мазнин

Скачет бойкий воробей
Возле маленьких детей:
— Эй, ребятки,просьба есть,
Бросьте крошечек поесть.

Помогите воробью,
Я вам песенку спою!

***

Воробей

Н. Рубцов

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается  к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему...

Свиристели

За окном метут метели,
Но случается порой -
Прилетают свиристели
Ягод поклевать весной.
Куст боярышника гнётся
От напора птичьих стай.
Звон серебряный несётся,
Славя стылый урожай.
На рябину пересели,
Алых ягод напились,
И в морозный воздух трели
Тонким эхом понеслись.

***

Свиристели, свиристели
Как рябину углядели?
С ели быстро улетели,
На рябину налетели.
Осмотрели всё вокруг
И тихонько сели в круг.

***

Свиристели прилетели, 
Голосочки узнаёшь? 
Есть, бедняжки, захотели, 
А зимою что найдёшь?

Ни зерна, ни хлебной крошки, 
И земля, как снежный ком. 
А рябинные серёжки, 
Тёмно-красные серёжки,

Пересыпаны снежком, 
Белым-белым, сахаристым, 
Синим, розовым и чистым…

Дятел

Раздаются на морозе
Позывные строчки "морзе".
Это кто там, в вышине,
Шлёт привет тебе и мне?
На берёзе пёстрый дятел
Чей-то домик конопатит.
Он хвостом упёрся в сук,
Носиком стучит: тук-тук -
По берёзовой коре
Дробью точки и тире

***

Целый день всё тук, да тук –
Раздаётся странный звук.
Мастер дятел так стучит,
Сойке домик мастерит.
Приходи на новоселье, 
То–то будет здесь веселье!
Пёстрый Дятел всем вокруг
Славный доктор, добрый друг.
Всех вредителей он съест,
От врагов очистит лес.
Может, ты и нас устроишь, 
Всем по домику построишь?

Клесты

Полюбуйтесь-ка клестами –
Клювы сложены крестами.
Щеголи – на загляденье:
В ярко-красном оперенье!
В теплом гнездышке уютном
Вывелись зимой птенцы,
Им мороз не страшен лютый,
Вот какие молодцы!

***

Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.
Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице
Золотые семена.

зимующие птицы средней полосы России

                                                                                Приложение №8

Загадки про зимующих птиц для детей с ответами

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.

 Тяжело зимовать нашим пернатым зимним друзьям - птицам, когда за окном крепкие морозы и много снега. Дети могут помочь им пережить долгую зиму, соорудив кормушки и подкармливая птиц зимой.

Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

В зимний день
Среди ветвей
Стол накрыт
Для гостей. (Кормушка)

Сало и зёрнышки, хлеба горбушка -
Птиц угощает зимою … (Кормушка)

Избушка новая, 
Для всех столовая, 
Зовёт обедать, 
Крошек отведать. (Ответ кормушка)

Дятел

Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.

(Ответ Дятел)

Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.

(Дятел)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)

Снегирь

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!     (Снегирь)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять   (Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...(Снегири)

***

На ветвях украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные
Выросли зимой.
Яблоки на яблоне
Весело снуют,
Гусениц мороженых
Яблоки клюют. (Снегири)

***

На замёрзших ветках птички –
Крохотули-невелички.
Очень яркие, с румянцем,
Пиджачок на спинке с глянцем.
Накормлю я их обедом:
Угощу рябиной, хлебом.
Пусть горят, как фонари
Чудо-птички… (Снегири)
Т. Лаврова

 

Синица

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Ответ Синица) (Описательная загадка про птиц - описывает внешний вид синиц, попробуйте с детьми найти еще такие загадки про других птиц)

В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)

Воробей

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует.
(Воробей)

***

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
(Ответ Воробей)

Сорока

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ...(Сорока)

***

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её (Cорока)

***

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.

***

Белобокая красотка
Балаболит, как трещотка.
Все блестяшки издалёка
Тащит в гнёздышко…(Сорока)

(Сорока)

Клест

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.

(Ответ Клёст)

У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт? (Клёст)

В белых шубах ели, сосны...
Снег. Сосулек леденцы.
У кого это в морозы
Голос подали птенцы? (Клест еловик)

Не страшны ему метели, 
Гнезда вьет зимой на ели, 
Крик его отрывист, прост, 
Кривоносый красный ...(клест)

Разное

Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти —  (Свиристели)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …(Ворона)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ...(Сорока)

Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу. (Поползень)

                                                                                 Приложение № 9

Физкультминутка про птиц

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)

Физкультминутка Птицы

Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой  (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться  (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся  (Садятся)

Физкультминутка Перелетные птицы 

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

Физминутка Скачет шустрая синица 

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 
(А. Барто) 

физкультминутка птицы

Про птиц

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник - снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев -
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок

Физминутка Гимнастика для глаз

Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)

Пальчиковая гимнастика «маленькие птички»

Маленькие птички
Птички невелички
По лесу летают
Семена собирают
Вот буйный ветер налетел
Птичек унести хотел
Птички спрятались в дупло
Там и сухо и тепло 
(дети выполняют действия в соответствии со словами)

Физкультминутка «Снегири»

Снегири летят, крыльями машут.
Им на месте не сидится,
Завертелись как волчок ,
Прыг — скок, прыг — скок.
Полетели пообедать,
Но кругом лишь снег да снег.
Хорошо, что им кормушку,
Сделал добрый человек!

Физкультминутка Аист
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.

Вышли уточки на луг 
Вышли уточки на луг, 
Кря-кря-кря! (Шагаем.) 
Пролетел веселый жук, 
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) 
Гуси шеи выгибают, 
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) 
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) 
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.) 
Шарик тоже зарычал, 
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) 
Зашептал в воде камыш, 
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.) 
И опять настала тишь, 
Ш-ш-ш. (Присели.)

Цапля

Цапля серая носатая                          (руки к носу)
Целый день стоит, как статуя             (руки на пояс, лопатки свести)
На одной ноге постой-ка ,                  (руки на поясе поднимаем левую ножку)
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой,                 (руки на поясе, поднимаем правую ножку)
Если ты солдатик бравый.
Цапля серая носатая,                          (на двух ножках, руки к нос
Целый день стоит, как статуя.             ( руки  на пояс)

Грачи

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)

Птички

Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.

Птички в гнездышке сидят

Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят. (Дети «разлетаются», машут руками, как крыльями.)

Ну-ка, птички, полетели

Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке,
Водички попили,
Перышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели. (Ходьба, переходящая в бег.)

Физминутка Лебеди

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Лебеди летят,
Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

                                                                                                  Приложение № 10

Конспект занятия

Аппликация «Снегирь»

Цель: учащиеся знакомятся с зимующими птицами, узнают, какие ягоды любят снегири, выполняют аппликацию «снегирь».

Задачи:

Образовательные

●актуализировать знания  учащихся по теме «Зимующие птицы»

● закрепить правила работы с бумагой, ножницами

● выполнить аппликацию «Снегирь», используя метод квилинга

Воспитательные

● вызвать сострадание к зимующим птицам в процессе беседы

Коррекционные

● развивать мелкую моторику рук путем вырезания, обведения по контуру, скручивания

● обогатить словарный запас по теме «Зимующие птицы»

● развивать умение отвечать на вопрос полным ответом

● формировать навыки аккуратного выполнения творческой работы

Формы работы: групповая

Межпредметные связи: окружающий мир

Средства обучения: компьютер, видеопроектор

Наглядность: презентация

Работа: изготовление снегирей, рисование веточки, изготовление ягод рябины методом квилинга

Оборудование: цветная бумага, клей, кисточки, краски, ножницы, линейка.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята.

- Тема нашего занятия – аппликация.

- А какая аппликация – узнаем чуть позже.

Вводная часть

Эмоциональный настрой

а) Включить аудиозапись голоса снегиря

- Ребята, чей это голос?

Ответы детей.

- Вы хотите увидеть эту птицу?

Показ снегиря на слайде.

  1. Актуализация опорных знаний о предмете

Работа с наглядностью

- Посмотрите и скажите, как называются эти птицы?

Это  снегири.                                                                                                                                                      - Как вы догадались, что это снегири?

 (У снегирей красная грудка).                                                            

 – Снегири – это перелетные птицы или зимующие?  

(Снегири – зимующие птицы).

Коррекция слухового восприятия                                                                                                    - Где можно встретить снегирей?                                                                                               (В лесу и городе).                                                                                                                            Постановка цели и задач.

- Сегодня мы будем выполнять аппликацию «Снегирь»

- Какую аппликацию мы будем выполнять?

- Посмотрите на план занятия.

4. Работа над темой урока.

Повторение правил безопасной работы с ножницами (слайд)

• не держи ножницы концами вверх        

• передавай ножницы закрытыми, кольцами вперед

Анализ образца

- Посмотрите на аппликацию

На доске прикрепляю аппликацию

• какой материал нам потребуется для выполнения аппликации?

Цветная бумага, гуашь, клей

• какие цвета будем использовать для выполнения аппликации?

Красный, черный

• какие инструменты нам потребуются для выполнения аппликации?

Ножницы, кисточки.

- Давайте назовем части тела снегиря

Голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки

Объяснение работы

Подготовка деталей

• положите шаблон головы снегиря на лист черной бумаги

• обведите шаблон головы снегиря карандашом

• аккуратно вырежьте шаблон головы снегиря по контуру

- Что мы делали?

Мы обводили шаблон головы снегиря и вырезали по контуру

 • положите шаблон туловища снегиря на лист красной бумаги

• обведите шаблон туловища снегиря карандашом

• аккуратно вырежьте шаблон туловища снегиря по контуру

- Что мы делали?

Мы обводили шаблон туловища снегиря и вырезали по контуру

• положите шаблон крыла снегиря на лист черной бумаги

• обведите шаблон крыла снегиря карандашом

• аккуратно вырежьте шаблон крыла снегиря по контуру

- Что мы делали?

Мы обводили шаблон крыла снегиря и вырезали по контуру

- Приклейте детали

- Что вы сделали?

Физминутка

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, вертит ветер

Но рябинка только гнется,

Не печалится, смеется

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую.

- Продолжаем выполнять аппликацию.

- Посмотрите и скажите, какого цвета перья в нижней части туловища снегиря?

- Какую возьмем краску?

- Что мы забыли нарисовать?

Ноги.

- Какую краску возьмем?

- Нарисуйте ноги снегиря.

- Что мы сделали?

- На чем сидит снегирь?

- Снегирь сидит на ветке.

- Какого цвета ветка?

Ветка коричневым цветом.

- Какую возьмем краску?

Проведите линию слева направо.

Показ в воздухе.

Скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему?                                                                                            (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов).                                                                           – Снегири очень любят ягоды рябины. Они съедают семена, а мякоть выбрасывают. Наевшись, садятся на веточки и поют песенки.

- Какие ягоды очень любят снегири?

Снегири очень любят ягоды рябины. (слайды)

- Чтобы снегирь не остался голодным мы сделаем ягоды рябины.

- Какого цвета ягоды рябины?

- Ягоды рябины красного цвета.

- Какой формы ягоды рябины?

Ягоды рябины круглой формы.

- Чтобы сделать ягоду, нам нужна полоска красного цвета.

- Покажите полоску красного цвета.

- Накрутите полоску на карандаш.

- Аккуратно снимите получившееся колечко. Проклейте кончик колечка клеем.

- Что получилось?

- Получилась ягода.

- Наклейте ягодку на ветку.

Итог урока.

• Анализ и оценка.

- Что мы выполняли на занятии?

- Мы выполняли аппликацию.

- Что нового узнали о снегире?

- Что делали?

- Обводили по шаблону, вырезали по контуру, приклеивали.

- Чему научились?

- Научились делать ягоды.

• Выставка работ.

                     

                                                                                                    Приложение № 11

Где обедал, воробей?

- Где обедал, воробей?


- В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва
За решеткою у льва.


Подкрепился у лисицы,


У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,


С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.


Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.

А зубатый крокодил
Чуть меня не проглотил.

(Самуил Маршак)           

Пальчиковая гимнастика "Кормушка".

Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки) прилетело?

Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках.

Всем хватило зернышек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...