Конспект ООД по познавательному развитию "Знакомство с русской избой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Буйвол-Кот Мария Алексеевна

Организованная образовательная деятельность по теме «Знакомство с русской избой» проводится с детьми старшей группы. Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_znakomstvo_s_russkoy_izboy.docx41.03 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к ООД

Организованная образовательная деятельность по теме «Знакомство с русской избой» проводится с детьми старшей группы. Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Тема: «Знакомство с русской избой»

Цель: Расширять знания детей о быте русского народа, обеспечить развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи:

Образовательные:

  •  Познакомить детей с внутренним убранством русской избы, традициями русского народа;
  •  Углублять представление детей об облике русской деревни.

Развивающие:

  •  Способствовать развитию связной речи;
  •  Развивать интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;
  •  Поддерживать познавательный интерес к истории страны.

Воспитательные:

  •  Воспитывать уважение и любовь к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Использование современных образовательных технологий:

  •  Познавательно-исследовательская технология;
  •  Здоровьесберегающая технология.

Оборудование и материалы: лэпбук «Русское подворье», иллюстрации с изображением русской деревни, русской избы, предметами русского быта.

Предварительная совместная деятельность: рассматривание картин, иллюстраций в книгах с изображением деревянных строений, изб, теремов; чтение народных сказок; слушание русских народных песен, колыбельных.

Примерный ход ООД:

Воспитатель: Ребята, сегодня предлагаю вам отправится в путешествие в то время, когда жили наши предки и узнать, как они жили, чем занимались.

Воспитатель: (лэпбук «Русское подворье») Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из деревянных бревен. Такой дом назывался изба. А строили ее так. Было на Руси правило: шёл хозяин к соседу: «Приходите – говорил – люди добрые, помогите избу строить». «Непременно придём» - отвечал сосед. Шёл хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. На утро много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». Рубить избу, означает строить. Строили, или как говорили в старину, рубили с помощью строительных инструментов. А какие это инструменты, отгадайте? (дети отгадывают загадки)

  • Кланяется, кланяется, придет домой, растянется. (топор)
  • Весь мир кормит, а сама не ест. (пила)
  • Сам деревянный, а голова железная. (молоток)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь послушайте пословицы и подумайте, как их можно объяснить. Пословицы:

  • «Умелые руки не знают скуки»,
  • «Недаром говорится, что дело мастера боится»,
  • «Мастерство всегда в почете».

Воспитатель: Раньше в избах не было света, и в старину пользовались лучиной (просмотр иллюстрации и образца), поджигали ее, и она освещала избу и благодаря этому взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. А каким ремеслом могли заниматься? (шить, вязать, вышивать, прясть пряжу, лапти плести, лепить игрушки). Правильно.

Посмотрите на убранство русской избы. Самое чистое и почетное место в доме называется «красный угол». Там находится божница – полка или шкафчик для икон, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу в праздничные и горестные для семьи дни. Зайдет гость в дом, обязательно сразу же повернется к иконам и перекрестится, а уж потом поздоровается с хозяевами.

В красном углу под иконами стоит большой обеденный стол, за него всю семью усадить можно, да еще и для гостей место останется. По праздникам его покрывают вышитой скатертью.

Очень важная деревенская мебель – лавка. Их в доме было много, и все они разные. Некоторые вделаны прямо в стены дома, а есть переносные. Они называются «скамейки». Скамейки приставляли к неподвижным лавкам, чтобы на ночь устроить постель.

В центре избы – русская печь. Печка и греет, и кормит, и светит, и моет, и сушит, и даже лечит. Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Все это хозяйство у печи называлось бабьим углом. Здесь было все, что нужно женщине, чтобы приготовить обед и накормить домашних животных. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие. Вот и брала хозяюшка в руки ухват и ворочала огромные чугуны. Сейчас я вам загадаю загадки о предметах быта (просмотр иллюстраций):

  • Рогат, да не бык, хватает, да не сыт,
    Людям отдаёт, а сам на отдых идёт
    (ухват)
  • То печет блины, то показывает сны (печка)
  • Книзу узок, верх широк, не кастрюля (чугунок)

Взрослые в старину трудились и детей приучали к труду начиная с 5 лет. Как вам сейчас. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать. (по ходу рассказа показывать детям иллюстрации)

Но в старину дети не только помогали взрослым, но и любили играть. Давайте и мы с вами поиграем. Давайте встанем по кругу парами и поиграем в старинную русскую игру: «Кум - кумок, продай уголок». (дети играют в игру)

Русская народная игра«Кум – кумок, продай уголок!»

Звучит музыка, дети образуют круг, в центре танцует водящий. Музыка стихает, водящий подходит к любому игроку:

«Кум, кумок, продай уголок!»

Ребёнок: «А что дашь?»

Водящий: «Голик, да веник, да сто рублей денег!»

Ребёнок: «Согласен!»

Дети пожимают друг другу руки и бегут вдоль круга в противоположные стороны, кто не успел остановиться, тот становится водящим.

Воспитатель: В старину в каждой деревне, в каждом селе устраивали посиделки. (воспитатель показывает иллюстрации посиделок). Парни и девушки - собирались в какой-нибудь избе, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах. На посиделки приходили после трудового дня. Посиделки были праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да если и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево. Юноши плели лапти, делали короба, туески (показ иллюстраций). Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу! Расскажите, что вы сегодня узнали нового? Что расскажите своим родителям дома? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Русская изба" мини-музей.

Создавая атмосферу национального быта в ДОУ, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми и т.д мы получим возможность приоб...

Конспект зянятия "Экскурсия по мини-музею"Русская изба""

Экскурсия по мини-музею "Русская изба"...

конспект непосредственно образовательной деятельности "Знакомство с русской избой"

Конспект совместной деятельности с детьми от 3 до 4 лет по социокультурным истокам....

Познавательно-информационный, творческий "Русская изба"

Познавательно-информационный, творческий  "Русская изба"...