Познавательно-творческий проект "Русская изба" мини-музей.
проект (старшая группа) по теме

Разакова Ольга Анатольевна

 Создавая атмосферу национального быта в ДОУ, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми и т.д мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     МБДОУ детский сад № 501.

                                                                     Проект на 1.09.2014 - 1.09.2015 г.

                                                                     Воспитатели:  Разакова О.А.

                                                                                              Силкина Е.М.

… История моей семьи – история моей страны.

Познавательно – творческий проект

«Русская изба».

        На начало учебного года в нашем детском саду была спланирована тема года: «Развивающая предметно-пространственная среда как педагогическое условие развития личности детей дошкольного возраста».

Цель года:

   Создание развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения эффективной деятельности педагогов через использование технологии деятельностного подхода в работе с детьми.

Введение в проект

Актуальность проекта

Гуманистическая направленность работы мини-музея позволит педагогам,опираясь на возрастные особенности детей дошкольного возраста, учесть разный темп развития детей и реализовать личностно-ориентированный подход по их приобщению к традиционной национальной культуре, воспитать у них уважение и любовь к своей малой родине. В настоящее время жители самых разных регионов нашей страны проявляют всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В дошкольных образовательных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию её прошлого. В любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа, его образ жизни. Одна из форм ознакомления детей с родным краем, воспитания любви к нему – организация в детском саду краеведческого мини-музея. Экспонаты музея можно использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности (речевой, игровой, музыкальной, изобразительной), так как без зрительных образов ребёнок не в силах адекватно воспринимать сведения о материальной культуре народа,  а также о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде. Музей даёт возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически освоить его, наглядно увидеть, как жили русские люди и как они работали, отдыхали, какие они соблюдали обычаи и чем украшали свой быт, то есть музей поможет восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.

Гипотеза реализации проект: Создавая атмосферу национального быта в ДОУ, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми и т.д мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности.

Вид проекта: познавательно-творческий. Проект долгосрочный.

Участники проекта: дети  старшего и подготовительного дошкольного

возраста, педагоги, родители.

Цель проекта

Создание условий для воспитания гражданских, патриотических чувств и духовности у дошкольников. Формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми.

Основные задачи проекта

  • Организовать особые условия, создать обстановку, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в изучении традиционной культуры русского народа.
  • Способствовать обогащению представлений участников проекта о системах традиционного народного календаря, семейной обрядности и народной памяти с точки зрения значимости для жизни Отечества
  • Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям

изобразительно-прикладного искусства и устного народного творчества.

Ожидаемые результаты проекта

У детей

  • обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;
  • активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;
  • пробуждение национального самосознания;
  • отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине.

У родителей

  • активизация и систематизация краеведческих знаний;
  • участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ;
  • проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.

У педагогов

  • пополнение своего педагогического арсенала научно-обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;
  • разработка методического материала по проекту «Комната- музей

«Русская изба»;

  • создание единого воспитательно- образовательного пространства в

процессе реализации проекта.

Перспективный тематический план работы по познавательно-творческому проекту  «Русская изба»

этапы

Цели этапа

Предполагаемый результат

Содержание

Сроки.

Вводный

Сбор информации,

материала для

изучения

традиционной

отечественной

культуры.

Создание условий и

обстановки, которые

средствами яркой

образности и

наглядности

обеспечивали бы

детям особый

комплекс ощущений

и эмоциональных

переживаний в

реализации желания

познавать

традиционную

отечественную

культуру своего

народа

Накопление и

систематизация

информации по

проблеме.

Обогащение

предметной среды

ДОУ, становление

целостных

представлений

участников

проекта о культуре

и традициях своего

народа, о своей

национальной

принадлежности.

Воссоздание в

условиях ДОУ

традиционной

обстановки

русского дома -

жилища

сельского жителя.

1. Поисковая деятельность

участников проекта по сбору

экспонатов – «предметов

старины»

2. Организация акций:

«Куклы Обряды», «Наши традиции»

3. Оформление мини-музея

«Русская изба»

4. Торжественное открытие

мини – музея «Русская изба»

5. Примерные темы экскурсий и

занятий для детей в мини- музее

8. Перспективный тематический

план работы в «Русской избе»

Сентябрь-декабрь

Основной

Передача детям

нравственных и

эстетических

ценностей народа

Обогащение

представлений у

участников проекта о

традиционной

культуре русского

народа

Расширение

сведений у детей

об обычаях,

традициях, жизни

по народному

календарю,

народных

промыслах и

ремёслах русского

народа.

Погружение

ребёнка и

действенное

проживание им

атмосферы устного

народного и

декоративно-

прикладного

творчества, праздников и обрядов

Проведение

занятий-посиделок, занятий-

путешествий в историю

отдельных вещей и

традиционного быта, занятий,

инсценировок, экскурсий для

детей, родителей и гостей ДОУ

по темам: устройство русского дома; «Как жили наши предки»; народный русский календарь; «Народные традиции»;

музыкальный и поэтический

фольклор;

народные промыслы и

Ремёсла; народный костюм;

«Музыкальные народные;

инструменты наших предков»;

«Жители Южного Урала»; заготовка детьми природного материала для

использования в продуктивных видах деятельности

Январь-апрель.

Итоговый

Сохранение и

преумножение

духовных,

нравственных,

культурных

ценностей и

традиций русского

народа

Пробуждение

чувства любви,

радости, гордости

и бережного

отношения к

истории своего

народа

Обогащение

эмоциональной

сферы участников

проекта

Становление

национального

самосознания,

гражданско-

патриотического

поведения у всех

участников

проекта

 Описание истории создания

мини-музея «Русская изба» в

фотолетописи

Участие детей в фольклорных

и этнографических конкурсах и

фестивалях

Май-июнь

Образовательные области проекта

Виды детской деятельности

Осуществляемая детьми деятельность

Труд

Трудовая

Помогают изготавливать и расставлять экспонаты, следят за порядком в мини-музее, ухаживать за растениями. Проявляют ответственность к заданию взрослого и тщательно выполняют его. Самостоятельно проявляют желание к выполнению трудовых поручений при условии поощрения инициативы. Осваивают навык коллективного труда (договариваются, заботятся о завершении задания).

Художественное творчество

Продуктивная

В индивидуальной и коллективной работе используют разные виды изобразительной деятельности, самостоятельно создают индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности.

Владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла.

Подбирают цвет.

Умеют вырезать по контуру.

Аккуратно пользуются клеем.

Познание

Познавательно-исследовательская деятельность

Знают многие традиции обычаи, праздники русского народа и народов, проживающих с нами рядом. Интересуются промыслами, ремеслами наших предков. Знают и используют в различных видах деятельности песенки, потешки, заклички, дразнилки и т.п. С удовольствием рассматривают экспонаты мини-музея, задают и отвечают на вопросы о них.

Коммуникация

Коммуникативная

Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве), правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и  взрослыми.

Социализация

Игровая

Согласуют творческие и индивидуальные замыслы с партнерами. Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют просить о помощи и оказывать ее, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме.

Могут включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим.  

Чтение художественной литературы

Восприятие художественной литературы

С удовольствием слушают художественное произведение в исполнении взрослого. Запоминают содержание произведения.

Умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения.

Примерные темы экскурсий, бесед и занятий для детей

в мини-музее

Экскурсии и занятия

Содержание. Беседы.

Конспекты

Время проведения

Торжественное открытие мини-музея

Рассказ об экспонатах по мере их поступления (кто подарил, практическое предназначение, описание свойств и т. д.)

Путешествие в прошлое

Лучше нет родного края

Беседы.

Презентации.

Октябрь

Осенины

Праздник Осени

Создание муз картотеки русского фольклера.

Все возрастные группы.

Отв. Муз работник.

Октябрь

Игры и игрушки

Игрушки бабушек и дедушек

Театр самодельных кукол

Народные промыслы

Моя любимая игрушка

Предметы одежды Народный костюм в сравнении с современной одеждой

Откуда рубашка пришла

Бабушкин сундук

Наше смотрите – своё покажите

Лапти – скороходы

Народные узоры на предметах одежды

Изделия, связанные бабушкой

Беседы.

Мастер-класс «Куклы –обереги» (конспект приложение №1) Силкина Е.М.

Демонстрационный материал:

«Лапти-скороходы» (Разакова О.А.)

«Национальные костюмы Южного Урала» (Силкина Е.М.)

Октябрь -Май

Колядки

Русские посиделки

Русские посиделки.

Фольклорный театр «Красная горка»

Группа «Непоседы» и «Фантазёры»

Конспект (приложение №2)

Январь

(отв. воспитатели)

Масленица

Фольклорный театр «Красная горка»

Все возрастные группы.

Презентация

Конспект (приложение №3)

Февраль

(отв. Муз работник, воспитатели)

Волшебная шкатулка (рассматривание украшений к одежде)

Работа с родителями (предложить родителям организовать выставку по старинным украшениям)

По группам (выставки) – беседы.

Март

Пасха

Фольклорный театр «Красная горка»

Все группы.

Апрель

Головные уборы

Женский головной убор

Мужской головной убор

Игра «Сравни старинные головные уборы с современными»

Оформление демонстрационного материала

Октябрь-Май

Обувь

Лапти-лапоточки

Валенки, валенки – не подшиты стареньки

В красных сапожках пройду я по дорожке

Современная обувь

Оформление демонстрационного материала

Октябрь-Май

Предметы быта Жилище разных народов

Древняя посуда в сравнении с современной

Старинная мебель

Инструменты-помощники

Золотые руки дедушки

История о часах

Оформление демонстрационного материала

Октябрь-Май

Роспись (Гжель, хохлома, городецкая, дымковская)

Мастер-классы центра «Красная горка»

Продуктивная деятельность на занятиях и в свободное время

Октябрь-Май

Народные игры.

Подвижные народные игры

Игры-хороводы

Разучиваем считалки

Мои любимые игры

Картотеки.

Физкультурные  занятия

Музыкальные занятия

Картотека по играм Урала.

Октябрь – Май

Русский фольклор

Потешки, заклички, считалки, дразнилки, сказки, докучные прибаутки, драматизация сказок и т. д.

Картотеки.

Октябрь-Май

Подведение итогов по реализации проекта:

      Работая над проектом «Русская изба» закончена. Подводя итоги, мы испытываем огромное удовлетворение от проделанной работы. Реализация этого проекта способствовала расширению представления о многообразии народов,  проживающих на территории Южного Урала, развитию у детей познавательного интереса через знакомство с культурой, музыкой, играми, танцами народов Урала. Разбудила интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения. Мы надеемся, что работа в этом направлении будет продолжена не только другими педагогами. Но и родителями.

      Необходимо и далее объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития детей на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Список литературы:

1. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - М: АРКТИ, 2004.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.: Детство - Пресс, 2002.

3. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».

4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.

5. Куприна Л.С.Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.

6. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».

7. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.

8. Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников». - М.: Просвещение, 1988.

9. Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». - Мн., 1983.

10. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И.Логиновой, Т.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1980.

11. Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». М.: Просвещение, 1980.

12. Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990.

13. Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств.// Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1980.

14. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». - Мн.: Народная асвета, 1989.

15. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - Мн.: Народная асвета, 1991.

16. Панасенко Г.И. «Роль знаний об общественных явлениях в формировании положительного отношения к окружающему у детей 5-7 лет». - Л., 1973.

17. Панько Е.А. и др. «Развитие познавательных процессов дошкольника»./ Уч. пособие. Мн.: МПИ, 1984.

18. Чечет В.В. «Воспитание патриотических чувств». - Мн.: народная асвета, 1997..

19. «Аппликации по мотивам народного орнамента», Богатеева З. А.

Челябинск: Взгляд. 2007..

20. Чечет В.В. «Патриотическое воспитание в семье». - Мн.: народная асвета, 1989

21. О.А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». – М.: ООО «Издательство скрипторий

2003». 2006.

22. «Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Прикамья: метод. Пособие/ под ред. Л.В. Коломийченко. – Пермь: Книжный формат, 2009.

23. Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.

24. «Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт.-сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.

25. «Народное искусство в воспитании дошкольников» / под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2005.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по реализации познавательно-творческого проекта "Обереги на Руси".

Реализация данного проекта поможет воспитателям детских садов решить задачи гражданственности и патриотизма с детьми старшего дошкольного возраста.В материалах предоставлены: цели, задачи, этапы работ...

Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой

Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...

«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»

   Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...

Познавательно-творческий проект «Что нам осень принесла» ОО «Познавательное развитие» (сентябрь - ноябрь, 2021)

Участие детей в проекте позволит обогатить знания о сезонных изменениях в природе, представления о том, что растет в огороде, саду, в лесу; развить связную речь, любознательность, творческие...

Познавательно-творческий проект «Творческое наследие династии Скифа в старшей группе».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2  (ДЕТСКИЙ САД)Р.П. КУЙТУН  Познавательно-творческий проект«Творческое наследие династии ...


 

Комментарии

Алексеева Валентина Анатольевна

Хороший, интересный проект! Оригинальные макеты! Молодцы!