Познавательно-творческий проект "Русская изба" мини-музей.
проект (старшая группа) по теме
Создавая атмосферу национального быта в ДОУ, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми и т.д мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно-творческий проект "Русская изба" мини музей. | 38.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 501.
Проект на 1.09.2014 - 1.09.2015 г.
Воспитатели: Разакова О.А.
Силкина Е.М.
… История моей семьи – история моей страны.
Познавательно – творческий проект
«Русская изба».
На начало учебного года в нашем детском саду была спланирована тема года: «Развивающая предметно-пространственная среда как педагогическое условие развития личности детей дошкольного возраста».
Цель года:
Создание развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения эффективной деятельности педагогов через использование технологии деятельностного подхода в работе с детьми.
Введение в проект
Актуальность проекта
Гуманистическая направленность работы мини-музея позволит педагогам,опираясь на возрастные особенности детей дошкольного возраста, учесть разный темп развития детей и реализовать личностно-ориентированный подход по их приобщению к традиционной национальной культуре, воспитать у них уважение и любовь к своей малой родине. В настоящее время жители самых разных регионов нашей страны проявляют всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В дошкольных образовательных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию её прошлого. В любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа, его образ жизни. Одна из форм ознакомления детей с родным краем, воспитания любви к нему – организация в детском саду краеведческого мини-музея. Экспонаты музея можно использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности (речевой, игровой, музыкальной, изобразительной), так как без зрительных образов ребёнок не в силах адекватно воспринимать сведения о материальной культуре народа, а также о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде. Музей даёт возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически освоить его, наглядно увидеть, как жили русские люди и как они работали, отдыхали, какие они соблюдали обычаи и чем украшали свой быт, то есть музей поможет восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.
Гипотеза реализации проект: Создавая атмосферу национального быта в ДОУ, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми и т.д мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности.
Вид проекта: познавательно-творческий. Проект долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего и подготовительного дошкольного
возраста, педагоги, родители.
Цель проекта
Создание условий для воспитания гражданских, патриотических чувств и духовности у дошкольников. Формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми.
Основные задачи проекта
- Организовать особые условия, создать обстановку, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в изучении традиционной культуры русского народа.
- Способствовать обогащению представлений участников проекта о системах традиционного народного календаря, семейной обрядности и народной памяти с точки зрения значимости для жизни Отечества
- Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям
изобразительно-прикладного искусства и устного народного творчества.
Ожидаемые результаты проекта
У детей
- обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;
- активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;
- пробуждение национального самосознания;
- отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине.
У родителей
- активизация и систематизация краеведческих знаний;
- участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ;
- проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.
У педагогов
- пополнение своего педагогического арсенала научно-обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;
- разработка методического материала по проекту «Комната- музей
«Русская изба»;
- создание единого воспитательно- образовательного пространства в
процессе реализации проекта.
Перспективный тематический план работы по познавательно-творческому проекту «Русская изба»
этапы | Цели этапа | Предполагаемый результат | Содержание | Сроки. |
Вводный | Сбор информации, материала для изучения традиционной отечественной культуры. Создание условий и обстановки, которые средствами яркой образности и наглядности обеспечивали бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в реализации желания познавать традиционную отечественную культуру своего народа | Накопление и систематизация информации по проблеме. Обогащение предметной среды ДОУ, становление целостных представлений участников проекта о культуре и традициях своего народа, о своей национальной принадлежности. Воссоздание в условиях ДОУ традиционной обстановки русского дома - жилища сельского жителя. | 1. Поисковая деятельность участников проекта по сбору экспонатов – «предметов старины» 2. Организация акций: «Куклы Обряды», «Наши традиции» 3. Оформление мини-музея «Русская изба» 4. Торжественное открытие мини – музея «Русская изба» 5. Примерные темы экскурсий и занятий для детей в мини- музее 8. Перспективный тематический план работы в «Русской избе» | Сентябрь-декабрь |
Основной | Передача детям нравственных и эстетических ценностей народа Обогащение представлений у участников проекта о традиционной культуре русского народа | Расширение сведений у детей об обычаях, традициях, жизни по народному календарю, народных промыслах и ремёслах русского народа. Погружение ребёнка и действенное проживание им атмосферы устного народного и декоративно- прикладного творчества, праздников и обрядов | Проведение занятий-посиделок, занятий- путешествий в историю отдельных вещей и традиционного быта, занятий, инсценировок, экскурсий для детей, родителей и гостей ДОУ по темам: устройство русского дома; «Как жили наши предки»; народный русский календарь; «Народные традиции»; музыкальный и поэтический фольклор; народные промыслы и Ремёсла; народный костюм; «Музыкальные народные; инструменты наших предков»; «Жители Южного Урала»; заготовка детьми природного материала для использования в продуктивных видах деятельности | Январь-апрель. |
Итоговый | Сохранение и преумножение духовных, нравственных, культурных ценностей и традиций русского народа | Пробуждение чувства любви, радости, гордости и бережного отношения к истории своего народа Обогащение эмоциональной сферы участников проекта Становление национального самосознания, гражданско- патриотического поведения у всех участников проекта | Описание истории создания мини-музея «Русская изба» в фотолетописи Участие детей в фольклорных и этнографических конкурсах и фестивалях | Май-июнь |
Образовательные области проекта | Виды детской деятельности | Осуществляемая детьми деятельность |
Труд | Трудовая | Помогают изготавливать и расставлять экспонаты, следят за порядком в мини-музее, ухаживать за растениями. Проявляют ответственность к заданию взрослого и тщательно выполняют его. Самостоятельно проявляют желание к выполнению трудовых поручений при условии поощрения инициативы. Осваивают навык коллективного труда (договариваются, заботятся о завершении задания). |
Художественное творчество | Продуктивная | В индивидуальной и коллективной работе используют разные виды изобразительной деятельности, самостоятельно создают индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности. Владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла. Подбирают цвет. Умеют вырезать по контуру. Аккуратно пользуются клеем. |
Познание | Познавательно-исследовательская деятельность | Знают многие традиции обычаи, праздники русского народа и народов, проживающих с нами рядом. Интересуются промыслами, ремеслами наших предков. Знают и используют в различных видах деятельности песенки, потешки, заклички, дразнилки и т.п. С удовольствием рассматривают экспонаты мини-музея, задают и отвечают на вопросы о них. |
Коммуникация | Коммуникативная | Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве), правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми. |
Социализация | Игровая | Согласуют творческие и индивидуальные замыслы с партнерами. Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют просить о помощи и оказывать ее, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме. Могут включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим. |
Чтение художественной литературы | Восприятие художественной литературы | С удовольствием слушают художественное произведение в исполнении взрослого. Запоминают содержание произведения. Умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения. |
Примерные темы экскурсий, бесед и занятий для детей
в мини-музее
Экскурсии и занятия | Содержание. Беседы. | Конспекты | Время проведения |
Торжественное открытие мини-музея | Рассказ об экспонатах по мере их поступления (кто подарил, практическое предназначение, описание свойств и т. д.) Путешествие в прошлое Лучше нет родного края | Беседы. Презентации. | Октябрь |
Осенины | Праздник Осени Создание муз картотеки русского фольклера. | Все возрастные группы. Отв. Муз работник. | Октябрь |
Игры и игрушки | Игрушки бабушек и дедушек Театр самодельных кукол Народные промыслы Моя любимая игрушка Предметы одежды Народный костюм в сравнении с современной одеждой Откуда рубашка пришла Бабушкин сундук Наше смотрите – своё покажите Лапти – скороходы Народные узоры на предметах одежды Изделия, связанные бабушкой | Беседы. Мастер-класс «Куклы –обереги» (конспект приложение №1) Силкина Е.М. Демонстрационный материал: «Лапти-скороходы» (Разакова О.А.) «Национальные костюмы Южного Урала» (Силкина Е.М.) | Октябрь -Май |
Колядки Русские посиделки | Русские посиделки. Фольклорный театр «Красная горка» | Группа «Непоседы» и «Фантазёры» Конспект (приложение №2) | Январь (отв. воспитатели) |
Масленица | Фольклорный театр «Красная горка» | Все возрастные группы. Презентация Конспект (приложение №3) | Февраль (отв. Муз работник, воспитатели) |
Волшебная шкатулка (рассматривание украшений к одежде) | Работа с родителями (предложить родителям организовать выставку по старинным украшениям) | По группам (выставки) – беседы. | Март |
Пасха | Фольклорный театр «Красная горка» | Все группы. | Апрель |
Головные уборы | Женский головной убор Мужской головной убор Игра «Сравни старинные головные уборы с современными» | Оформление демонстрационного материала | Октябрь-Май |
Обувь | Лапти-лапоточки Валенки, валенки – не подшиты стареньки В красных сапожках пройду я по дорожке Современная обувь | Оформление демонстрационного материала | Октябрь-Май |
Предметы быта Жилище разных народов | Древняя посуда в сравнении с современной Старинная мебель Инструменты-помощники Золотые руки дедушки История о часах | Оформление демонстрационного материала | Октябрь-Май |
Роспись (Гжель, хохлома, городецкая, дымковская) | Мастер-классы центра «Красная горка» | Продуктивная деятельность на занятиях и в свободное время | Октябрь-Май |
Народные игры. | Подвижные народные игры Игры-хороводы Разучиваем считалки Мои любимые игры | Картотеки. Физкультурные занятия Музыкальные занятия Картотека по играм Урала. | Октябрь – Май |
Русский фольклор | Потешки, заклички, считалки, дразнилки, сказки, докучные прибаутки, драматизация сказок и т. д. | Картотеки. | Октябрь-Май |
Подведение итогов по реализации проекта:
Работая над проектом «Русская изба» закончена. Подводя итоги, мы испытываем огромное удовлетворение от проделанной работы. Реализация этого проекта способствовала расширению представления о многообразии народов, проживающих на территории Южного Урала, развитию у детей познавательного интереса через знакомство с культурой, музыкой, играми, танцами народов Урала. Разбудила интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения. Мы надеемся, что работа в этом направлении будет продолжена не только другими педагогами. Но и родителями.
Необходимо и далее объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития детей на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Список литературы:
1. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - М: АРКТИ, 2004.
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.: Детство - Пресс, 2002.
3. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».
4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.
5. Куприна Л.С.Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.
6. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».
7. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.
8. Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников». - М.: Просвещение, 1988.
9. Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». - Мн., 1983.
10. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И.Логиновой, Т.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1980.
11. Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». М.: Просвещение, 1980.
12. Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990.
13. Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств.// Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1980.
14. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». - Мн.: Народная асвета, 1989.
15. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - Мн.: Народная асвета, 1991.
16. Панасенко Г.И. «Роль знаний об общественных явлениях в формировании положительного отношения к окружающему у детей 5-7 лет». - Л., 1973.
17. Панько Е.А. и др. «Развитие познавательных процессов дошкольника»./ Уч. пособие. Мн.: МПИ, 1984.
18. Чечет В.В. «Воспитание патриотических чувств». - Мн.: народная асвета, 1997..
19. «Аппликации по мотивам народного орнамента», Богатеева З. А.
Челябинск: Взгляд. 2007..
20. Чечет В.В. «Патриотическое воспитание в семье». - Мн.: народная асвета, 1989
21. О.А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». – М.: ООО «Издательство скрипторий
2003». 2006.
22. «Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Прикамья: метод. Пособие/ под ред. Л.В. Коломийченко. – Пермь: Книжный формат, 2009.
23. Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.
24. «Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт.-сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.
25. «Народное искусство в воспитании дошкольников» / под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой
Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...
«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»
Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...
Познавательно-творческий проект "Создание развлекательно-познавательного журнала для детей и их родителей "Пчёлки"
Создание журнала для детей и их родителей....
Познавательно-творческий проект по познавательному развитию
Паспорт проекта.Геометрическии фигуры....
Познавательно-творческий проект «Что нам осень принесла» ОО «Познавательное развитие» (сентябрь - ноябрь, 2021)
Участие детей в проекте позволит обогатить знания о сезонных изменениях в природе, представления о том, что растет в огороде, саду, в лесу; развить связную речь, любознательность, творческие...
Познавательно-творческий проект «Творческое наследие династии Скифа в старшей группе».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 (ДЕТСКИЙ САД)Р.П. КУЙТУН Познавательно-творческий проект«Творческое наследие династии ...
Совместная познавательно-творческая, игровая деятельность образовательная область: познавательное развитие Тема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»
Совместная познавательно-творческая, игровая деятельностьобразовательная область: познавательное развитиеТема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»...
Комментарии
Хороший, интересный проект!
Хороший, интересный проект! Оригинальные макеты! Молодцы!