Экспериментирование с различными материалами при ознакомлении с окружающим миром
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Крылова Светлана Алексеевна

Развитие  интереса к экспериментированию , исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostrov_chudes.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Остров Чудес»

Цель: Развивать интерес к экспериментированию с разными материалами

Задачи:  1. Уточнять и закреплять представления о свойствах  твёрдых веществ (дерево,  металл, бумага, пластмасса, ткань, резина)

2. Использовать в работе схемы, алгоритмы действий при обследовании   материалов

3. Развивать способности самостоятельного  поиска, умения делать выводы в ходе  работы с материалами

4.Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, фиксировать результаты в таблицу

5.Расширение  кругозора об элементарном  представлении окружающего мира

6. Воспитывать желание сотрудничать, умение договариваться в ходе совместной деятельности

7. Развитие активного словаря  детей за счёт слов: материал, свойства, лаборатория, эксперимент, исследования, учёные

8. Уточнение и соблюдение правил безопасности при работе с различными материалами

Оборудование : Бутылка с запиской –алгоритмом, сундук с карточками-заданиями, поднос, пипетки, магниты, ложки, ножницы, стаканы с водой, мнемотаблицы, таблицы для занесения результатов экспериментирования.

Ход занятия: Воспитатель начинает непосредственно- образовательную деятельность со слов приветствия :

-Доброе утро я вам говорю! Доброе утро!  Я всех вас люблю!

-Ребята, давайте начнём наш день со слов благодарности!

-Спасибо солнышку за свет!

Спасибо няне за обед!

Спасибо всем мы говорим!

Спасибо, что дружить хотим!

-Ребята, мы сегодня отправляемся путешествовать по морю, на морскую прогулку. Хотите посмотреть ,как море встречает новый день?

Дети: Да!

В-ль: Закрывайте глазки и представьте себе тёплое и приятное море (Звучит фонограмма «Шум моря»). Посмотрите, а что это плавает в море?

Дети: Бутылка!

В-ль: Достаёт бутылку и обращает внимание детей , что внутри неё лежит записка.

-Ребята, а что же это может быть? (предположения детей). Нас просят о помощи жители далёкого острова. Хотите им помочь? Но как же мы доберёмся туда?

Дети   рассуждают,  как помочь, на чём можно добраться по морю до острова, из чего можно сделать лодку, какими свойствами должна обладать лодка, чтобы не тонуть. Какие материалы отвечают этим требованиям? Как узнать -подходят ли предложенные  материалы ( пластмасса, дерево, железо, поролон, бумага) для строительства лодки?

Воспитатель  подводит детей к планированию эксперимента.

-Что мы будем делать и для чего?

-Что нам для этого потребуется?

Дети: подходят к столу, где лежат различные предметы из дерева, пластмассы, металла, картона, поролона. Ребята проверяют материалы. И обозначают -что подходит для строительства лодки. (дерево не тонет и пластмасса, поролон ,картон намокает). Делают вывод, что лодку надо строить из дерева или пластмассы.

В-ль: -Ребята, посмотрите сколько вокруг деревянных предметов -стулья, деревянный конструктор.( звучит фонограмма «Капитан») Для чего они нам пригодятся?

Дети: -Для строительства лодки!

В-ль: -Ну а чтобы мы стали настоящими моряками, я предлагаю вам надеть бескозырки. Готовы? Тогда в путь ! (Звучит фонограмма «Шум моря»). Дети из стульчиков сооружают лодку.

В-ль:-Вот оно какое море!

Разноцветно-голубое.

Волнами шумящее,

Чайками кричащее!

Чистое, солёное,

Тёплое, рифлёное.

С небом обнимается,

Солнцу улыбается!

В-ль: ( берёт бинокль, смотрит вдаль)

–Кажется, я вижу землю. Мы совсем близко! (Звучит фонограмма «Чунга-Чанга») Приплыли! Смотрите, что это ?

Дети: Сундук!

В-ль : Неспроста он тут оказался! Давайте его откроем. Внутри какие то карточки и предметы (железо, пластмасса, дерево, поролон, бумага, резина). Кто же это сюда всё сложил?

Дети: Наверное это жители острова оставили их.

В-ль: Ребята, как вы думаете, какую помощь хотели попросить туземцы?

Дети: Они не знают что это такое и просят им объяснить про материалы.

В-ль: Конечно! А чтобы жителей острова познакомить с этими предметами , нам необходимо определить их свойства.

Воспитатель распределяет с детьми карточки и материалы. Спрашивает детей, что им досталось для исследования.

В-ль: Давайте вспомним правила безопасности. Какие правила надо соблюдать , когда мы проводим опыты? ( использование таблиц –схем с правилами)

Воспитатель предлагает детям пройти в «лабораторию» и побыть лаборантами- исследователями. Дети рассаживаются парами за заранее оборудованные столы для экспериментирования. На них стоят стаканы с водой, лежат магниты, ножницы, пипетки. Воспитатель обращает внимание на то, что на столах есть  карточки –таблицы, с помощью которых дети будут рассказывать о своих материалах и куда будут заносить результаты исследований. Дети приступают к опытам. (Звучит спокойная музыка). Воспитатель помогает по мере затруднений, задаёт наводящие вопросы.

В-ль: Мы работу завершили.

Всё на место положили!

Мы друг другу не мешаем

И друг другу помогаем!

Динамическая пауза: Воспитатель проводит игру «Весёлые человечки».

-Ребята, вы знаете, что всё  окружающее состоит их маленьких частичек. Мы будем называть их человечками. Если человечки крепко держаться друг с другом , то вещество твёрдое .Какие это могут быть материалы?

Дети: Камень, железо,дерево и др.

В-ль: а в жидкостях человечки стоят просто рядом, не держаться друг за друга. Они разбегаются и двигаются. А это какие материалы?

Дети: Молоко, вода, компот и др.

В-ль : Я буду называть слова, а вы покажите, как будут вести себя человечки. (молоко, дерево, вода лёд, резина, суп, пластмасса и др.)

–Ребята, вы немного отдохнули. Но наверное забыли уже что нас просили островитяне о помощи. Давайте возьмём наши результаты, посидим на тёплом песочке и расскажем о проделанных лабораторных исследованиях.

Воспитатель вместе с детьми присаживаются на ковёр, рассматривают зарисовки. Дети вспоминают- для чего проводили эксперименты, какие материалы  использовали и зачем.

В-ль: наверное наши листочки разлетятся по ветру. Что бы придумать , чтобы их сохранить для жителей острова?

Дети: Можно сделать книгу и положить в сундук.  И подарить её туземцам!

В-ль: Отличная идея! Ребята, посмотрите, здесь ещё есть корзина, а в ней бананы! Это вас благодарят жители острова за помощь. Теперь они точно будут знать -из чего можно построить лодку для своих путешествий, а что пригодится в жизни. Ну а нам пора возвращаться в детский сад! Садитесь в лодку, отправляемся в обратную дорогу! (Звучит фонограмма «Шум моря»)

В-ль: Вот мы и приплыли. Скажите, для чего мы сделали книгу? Как вы считаете- справились ли мы с заданием? Испытывали ли вы трудности? Понравилось вам путешествие? И т.д.

Подводится итог непосредственно- образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и чтением художественной литературы на основе материалов музея и русской народной сказки «Хаврошечка»

Цели: 1. Познакомить детей с искусством прядения и ткачества, опираясь на наглядный материал музея.          2. Вызвать уважение к нелегкому труду ткачихи....

Проект по ознакомлению с окружающим миром с использованием природных материалов и нетрадиционных техник рисования: «ЗАГАДОЧНЫЕ ДОМИКИ»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение  «Детский сад «Золотой ключик»     Проект по ознакомлению с окружающим миром с использован...

Конспект комбинированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и продуктивной деятельности в средней группе Тема: «Дом, жилище. Материалы, из которых строят дома»

Конспект комбинированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и продуктивной деятельностью предназначеный для проведения в средне группе детскогго сада. Организация занятия требует предваритель...

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....