Путешествие в сказку
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Тимофеева Светлана Александровна

Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_skazku.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад №15

Конспект познавательного занятия в       подготовительной группе

«Путешествие в сказку»

Санкт-Петербург 2016г.

Задачи

 Образовательная:

  1. Продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.
  2. Знать жанровые особенности сказок.
  3. Продолжать учить детей отгадывать загадки.
  4. Продолжать учить понимать образное содержание сказки.
  5. Продолжать учить оценивать поступки героев произведений.

Развивающая:

  1. Развивать умение внимательно слушать отрывки художественных произведений.
  2. Развивать эстетический вкус.

Воспитательная:

  1. Воспитывать интерес к художественной литературе.
  2. Воспитывать любовь к родной стране, посредством знакомства с народной культурой.

 Развитие словаря:

  1. Продолжать развивать связную речь детей.
  2. Продолжать учить отвечать на вопросы.

Материалы и оборудование

Аппаратура для демонстрации слайдов с сюжетами сказок (компьютер). Баба – Яга (взрослый). Подарки (книги) для детей.

 Предварительная работа

Чтение художественных произведений, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? (любим)

Воспитатель: Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей).

Воспитатель: Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда) зло наказывается, а добро побеждает. Как вы думаете, чему нас могут научить сказки? (ответы детей)

Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен отвечать за ошибки, поступки, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой. А что будет, если у народа не будет сказок?

(разные ответы детей).

Воспитатель: Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям, внукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок.

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним как разделяются сказки? (сказки народные – их придумал народ. Есть сказки авторские, их придумал человек.)

Воспитатель: Все правильно. Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Назовите сказки, которые вы знаете. (Дети называют сказки.) А каких авторов сказок вы знаете, назовите? (Андерсен, Шарль Перро)

Воспитатель: А как еще разделяются сказки? (в сказках совершаются чудеса. Это волшебные сказки.) Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом, или жестом можно умертвить, оживить, превратить зверя в птицу. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса. Почему?

Воспитатель: Богатая русская фантазия оживила весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречаем животных и птиц, насекомых, которые живут жизнью людей, так же одеваются, разговаривают, имеют свой дом, переживают…Как называют эти сказки? (Это сказки о животных). Приведите примеры таких сказок. (Дети называют сказки.)

Воспитатель: Какие сказки мы еще забыли назвать? Это бытовые сказки, сказки о людях. Какие сказки вы можете назвать бытовыми? (Каша из топора, Сказка о попе и балде)

Воспитатель: Давайте подумаем, чему учат нас сказки? (Ответы детей) Да, сказки многому могут нас научить. Например, сказка «Гуси-лебеди» – слушать родителей, быть вежливым. А сказка «Теремок» - как важно научиться жить под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель очень нужен, чтобы вести общее хозяйство.

Воспитатель: Дети, а какие сказки вы любите больше всего? А страшных сказок вы не боитесь? Ну, конечно, страшные сказки очень интересные – ведь в них встречается и хозяин леса леший, и водяной и даже кощей – бессмертный. Ну и конечно коварная баба – яга. Давайте вспомним сказки, где живет злая баба - яга. (Ответы детей «Финист-Ясный сокол», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Воспитатель: А вы бы хотели попасть в сказку? (Да)

Звучит магнитофонная запись (стук, треск - появляется баба-яга (в одном лапте), озирается по сторонам.

Баба Яга: Кто это про меня вспомнил? И как назло, я только решила прилечь, отдохнуть. Три дня я по лесу моталась, как могла развлекалась: детям-грибникам в корзинки мухоморов да поганки подложила, девицам- красавицам вкусные ягода на волчьи поменяла, пусть помучаются! А то уже давно никто не терялся, ко мне бабушечке – ягушечке, в избушку не заходил. Я бы их в баньке помыла, чайком напоила, в печку посадила, зажарила бы и съела!

Воспитатель: (испуганно) Да что ты?

Баба Яга: У меня и лопатка специальная есть (показывает лопатку) но сначала я хочу вас испытать, что вы можете, что умеете? Сейчас я узнаю сколько сказок вы прочитали? А ну-ка быстренько отвечайте на мои вопросы!

  1. Как звали трех богатырей? (Илья-Муромец, Алеша-Попович, Добрыня-Никитич).
  2. Волшебница, исполнявшая желания Емели? (Щука)
  3. Как называется сказка, главный герой которой сделан из муки? (Колобок).
  4. В чем медведь тащил машу к бабушке и дедушке? (В коробе).
  5. Как называется сказка о том, что вежливость и доброту никакой холод заморозить не может? (Морозко).
  6. Птица-кашевар из детского стишка? (Сорока-воровка).
  7. С помощью этого предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно убить кощея? (Игла).
  8. В какой сказке братец не послушался своей сестрицы и превратился в животное? какое? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», стал козленком).
  9. Что погубило кошкин дом? (Огонь).
  10. Кто прятал сестрицу с братцем от гусей-лебедей? (Печка, яблоня, речка).
  11. Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Царевна, Василиса-прекрасная).
  12. Герой с тремя головами? (Змей Горыныч).
  13. Спаситель мухи-цокотухи? (Комар).
  14. Посуда, из которой журавль кормил лису? (Кувшин).
  15. Предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену? (Стрела).
  16. Из чего была сделана Снегурочка? (Из снега).

Баба Яга: Ладно, с этим заданием вы справились, сейчас я для вас что-нибудь потруднее придумаю. Я буду читать отрывки из сказок, а вы их будите отгадывать.

1. «Пришла зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят. Свинья забралась в подполье, кот на печи песни поет, а петух под потолком на жердочке пристроился. Живут друзья – не горюют». (Зимовье зверей.)

2. «Дивится старуха, зовет одноглазку:

- Догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?

Пошла с сиротой одноглазка в поле: забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке; а Хаврошечка приговаривает:

- Спи, глазок! Спи, глазок!» (Крошечка-Хаврошечка).

3. «Бабка спит, Танюшка спит, кошка спит, собака спит, куры тоже уснули, только дедушка не лег-теленочка делает. Взял он соломы, сделал из соломы бычка. Взял четыре палки сделал ноги. Потом приделал головку, рожки, а потом всего смолой вымазал, и вышел у дедушки смоляной бычок, Черный бочок (Смоляной бычок).

4. «Тут дед смекнул, что лисичка – то была не мертвая. Погоревал он, погоревал, да делать то не чего, а тем временем лисичка собрала в кучку всю разбросанную по дороге рыбу, села и ест.

Идет волк, зубами щелк:

- Здравствуй, кумушка! (Лиса и волк).

5. «Пожалел Никита детишек. Взял триста пудов веревки, насмолил смолою весь обмотался, чтобы змей его не съел, и пошел к пещере. Подходит Никита к пещере и кричит:

- Выходи змей, силой мериться! (Никита-кожемяка.)

6. Идет медведь и спрашивает:

- О чем ты, снегурушка плачешь?

- Как мне, батюшко – медведушка, не плакать! Я одна у дедушки, у бабушки. Меня подружки в лес заманили, заманили – покинули.

- Сойди с дерева, я тебя отнесу домой.

- Нет. Я тебя боюсь, ты меня съешь! (Снегурушка и лиса).

Баба Яга: Ой, какие молодцы и этим справились!

Воспитатель: Дети, а давайте с бабой – ягой поиграем.

Дети выкрикивают дразнилку.

Ой, ты баба-яга, костяная нога!

Ты над лесом не летай, малых деток не пугай!

Б.яга (сердито): ишь раскомандовались! Где желаю, там и летаю! Что хочу то ворочу! (Садится на стул, вздыхает.)

Воспитатель: Ладно- ладно, не обижайся, посиди, отдохни немного, а ребята немного разомнутся.

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Раз- присядка, два- прыжок,

И опять присядка, а потом опять прыжок.

Это заячья зарядка.

Птички скачут, словно пляшут,

Птички крылышками машут

И взлетают без оглядки. 
Это птичкина зарядка..

А лисята, как проснутся,

Любят долго потянуться,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнут

И легонечко подпрыгнут.

Ну а мишка косолапый, 
широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало- начинаем всё сначала.

Воспитатель: Не расстраивайся Баба-Яга, ведь мы о тебе вспоминаем не только плохими словами, но и добрыми.

Баба Яга: знаю я ваши добрые слова. В ваших сказках обо мне только плохое написано! А ведь я хорошая – кто ко мне с добром придет, для того уж я расстараюсь: и накормлю, и напою и домой дорогу укажу.

Воспитатель: Не обижайся баба-яга, наши ребята тебя очень любят. Хочешь они тебя разными ласковыми словами называть будут?

Баба Яга: (недоверчиво) Да знают ли они вообще какие - нибудь ласковые слова?

Воспитатель: (обращается к детям) ребята! Давайте попробуем задобрить Бабу-Ягу!

Дети говорят ей ласковые слова, а она отвечает на каждое слово следующими фразами: «красавцы-писанные», «внучек мой бесценный», «изумрудик мой зеленый», «бриллиантовый мой», «утютюшечка драгоценная» и др.

Баба Яга: Уважили вы, меня ребятушки! Только я совсем забыла, что мне надо лапоть надеть. (читает заклинание) эй, лапоть-лапоток, перелети через пенек, вокруг леса покружись и к хозяйке воротись!

(Прямо в руки к бабе-яге падает лапоть, она его обувает.)

Баба Яга: Нашел меня мой хороший лапоточек! Ух! Сто лет я так не веселилась, ягодки мои сладкие. Чем бы мне вас порадовать? Сейчас я вам наколдую что-нибудь хорошее!

(Читает заклинание.) Бамбара, чуфара, скорики, ерики, лорики, морики!

(к ногам бабы-яги падает валенок).

Баба Яга: Ой! Что это я наколдовала? Смотрите-ка, валенок! Но как же его на всех поделить? Да, наверное, что-то я сказать забыла.

Пробует колдовать еще раз, повторяет заклинание, но ничего не происходит.

Баба Яга: Давайте еще немного поиграем, я буду называть первую половину имени литературного героя, а вы вторую.

- Алеша – (Попович);

- Сивка – (Бурка);

- Доктор – (Айболит);

- Крокодил – (Гена);

- Красная – (Шапочка);

- Кот – (в сапогах);

- Елена – (Прекрасная);

- Сестрица – (Аленушка);

- Иван – (Царевич);

- Братец – (Иванушка);

- Царевна – (лягушка);

- Змей – (горыныч);

- Никита – (Кожемяка);

- Вини – (Пух);

- Три – (поросенка);

- Чудо – (Юдо).

Баба Яга: Ну, молодцы, а теперь отгадайте загадки:

1. Скок – поскок, скок – поскок через море и лесок!

По пути нашел жар-птицу и красавицу девицу.

Ну, а глупого царя обмануть сумел не зря.

Так Иванушке помог умный маленький конек, всем известный (горбунок).

2. Кто работать не хотел, а играл и песни пел?

К братцу третьему потом прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись. Сказка известна любому ребенку и называется (три поросенка).

3. Унесла его лисица, за далекие леса.

Но придет на помощь кот, своего дружка спасет!

Открывай лиса мешок, ты свободен петушок!

Петя, Петя, петушок – (золотистый гребешок!)

4. Удивляется народ: едет печка, дым идет,

А Емеля на печи ест большие калачи!

Чай сам наливается по его хотению,

А сказка называется (по щучьему велению).

5. С букварем шагает в школу деревянный мальчуган

Попадает вместо школы в полотняный балаган.

Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? (Золотой ключик, Буратино.)

Баба Яга: ну, молодцы, все отгадали, у меня уже загадки закончились. Сейчас еще попробую вам подарки наколдовать. (колдует- делает пассы руками) – а ну подарки появитесь. Ну и где подарки?

Воспитатель: Да вот же они за той дверью (показывает на дверь в спальню).

Баба Яга: Ай да я, ай да умница! (Идет открывать дверь, там пакет с книгами) Не уж то получилось!

Воспитатель: Дети, вы хотите посмотреть, что за подарки приготовила для нас Баба Яга.

Дети: да!

Подходят к подаркам. А в это время Баба – Яга уходит.

Воспитатель: Да это же книги. А в них замечательные сказки (рассматривают книги) ой! А куда это наша гостья подевалась? Наверное, ушла домой в свой лес! Но она оставила нам замечательные книги, чтобы мы продолжили своё знакомство со сказками. Мы будем ждать новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...

КВН для всей семьи «Путешествие по сказкам» «Сказка – лож, да в ней намек….»

Способствовать формированию традиций семейного чтения, расширить и закрепить знания детей о сказках и сказочных героях; развитие интереса и уважения к народной культуре; создание мотивации к чте...

Путешествие - викторина по сказкам \'\'Путешествие в сказку" Средняя группа

Решаемые задачи: Закреплять знания детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев), способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора.Формировать православное мировоззрение, ...