Конспект НОД по познавательному развитию "Часы и время"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Григорьева Валентина Степановна

В конспекте предложен материал о истории появления часов, воспитатель рассказывает детям о том, как в далекие времена люди определяли время по объктам природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.chasy_i_vremya.odt12.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №55» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект

Непосредственно Образовательной Деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

 на тему

Часы и время

образовательная область: познавательное развитие.

                                                                                                 Подготовила:

воспитатель высшей категории  

Григорьева                          Валентина Степановна

2017-2018 г.г.

Цель: Обогащение знаний детей об истории и возникновении часов.

Задачи: 

Познакомить детей с историей появления  часов; рассказать о том, как в старину люди определяли время по растениям, звездам и поведению птиц;

Уточнять  и систематизировать  представление  дошкольников  о видах часов,      строении, назначении стрелок и циферблата;

Упражнять в выполнении заданий в установленное время;

Развивать познавательный интерес, логическое мышление и любознательность.

Словарная работа: 

активизировать в речи детей слова по теме занятия.

Предварительная работа: 

рассматривание разных видов часов, заучивание стихотворения "Часы" В.Берестова, отгадывание загадок, чтение художественной литературы «Сказка о потерянном времени», игра м/п  «Тик-так, тик-так это кто умеет так?»

Развивающая предметно-пространственная среда: карта звездного неба, предметные картинки (петух, одуванчик, солнце), песочные часы, наборы счетных палочек, карточки-схемы на каждого ребенка, демонстрационный материал «Река времени»,

Ход занятия:

Воспитатель. Какая замечательная книга у меня в руках, а сколько в ней интересных загадок! Попробуйте их отгадать.

Ударишь — не плачет,

А скачет и скачет.

           (Мяч)

Все лето стояли,

Зимы ожидали,

Дождались зимы -

Помчались с горы.

          (Санки)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда всем спать,

А когда вставать.

          (Часы)

     Правильно, это часы. Что вы знаете о часах? У кого есть часы? Где еще вы видели часы? (Ответы детей.)

     Молодцы, как много вы знаете о часах! А как можно назвать место, где собрано много часов? (Магазин, мастерская, полка, уголок, музей.) Подойдем к нашему музею. Как много собрано здесь часов — и старинных, и современных. Чем похожи все часы? (У них есть стрелки, цифры.)

     Кто из вас знает, как называется часть часов, на которой изображены цифры? (Циферблат.) Отлично, ребята, у вас хорошая память. Циферблат — это «лицо» часов. А чем отличаются часы друг от друга? (Формой, величиной. Часы электронные и песочные не имеют стрелок, на них нет циферблата.) Какие вы внимательные. А для чего нужны часы?

     Вы правы, часы нужны для того, чтобы знать точное время. Часы — это прибор, который измеряет время. А как вы думаете, как в прошлом люди измеряли время? (Дети высказывают свои мнения.) Хотите это узнать?

     Предлагаю отправиться в прошлое по реке времени вот на этом корабле. (Используется рисунок или макет корабля.) Посмотрите на картинку с одуванчиком. Интересно, как по одуванчикам можно было узнать время? (Одуванчики утром раскрываются, а вечером закрываются.) Верно. По ним можно было определить время суток. А еще есть растение душистый табак. Оно сильно пахнет вечером. Это свойство люди заметили уже давно. (Вставляет картинку растения в кармашек.)

     Посмотрите, а это кто? (Воспитатель показывает рисунок петуха.) Петухи утром кричат «ку-ка-ре-ку» и будят людей. Если петухи запели, значит, наступило утро. Люди заметили, что петух кричит «ку-ка-ре-ку» три раза. Первый — в полночь (12 часов ночи), это «первые петухи». Второй раз — глубокой ночью, это «вторые петухи». И рано утром - «третьи петухи». Ребята, а что значит  встать с третьими петухами? (Это значит, встать рано.)

     А вот на этой картинке нарисовано солнце. Как по солнцу можно определить, утро сейчас или вечер? (Если солнце встало, значит, утро наступило. Если солнце село, наступил вечер.) Можно сказать, что солнце- это самые большие и древние часы, которые никогда не останавливаются и не ломаются. По нему люди определяют время суток. Когда солнце всходило, люди вставали, а когда заходило и на небе появлялись звезды, люди ложились спать. (Кто-то из детей читает стихотворение про солнце.)

     А как быть, если солнце уже село, но нужно узнать, сколько времени? Оказывается, в прошлом люди определяли не только время, но и направление по звездам. Посмотрите на карту звездного неба. Эта яркая звезда всегда находится на одном месте. Люди назвали ее Полярной звездой. В древности ее еще звали «гвоздем неба». Она всегда показывает направление на север. Так что ночью корабли не заблудятся и без специального прибора – компаса.

     А это что за созвездия? На что они похожи? Это Большая и Малая Медведица. Люди еще в древности заметили, что Большая Медведица (7 звездочек) обходит вокруг Полярной звезды полный круг за сутки, то есть за один день, а за ночь – полкруга. Вот и выходит, что на небе есть настоящие ночные «часы» со звездной «стрелкой».

     Осталась последняя картинка. Что на ней нарисовано? (Песочные часы. Затем воспитатель достает настоящие песочные часы.) Песочные часы пришли к нам из прошлого. Послушайте легенду.

     Однажды Фея плескалась в незримых потоках реки Времени, а потом зачерпнула из нее чуточку, произнесла заклинание и невидимое сделалось видимым – превратилось в песок. Так невидимое Время, могущественная сила, стала подвластна людям, оказалась помещенной в колбочку. Оно начинает двигаться только тогда, когда этого захочет сам человек.

     Песочные часы измеряют разное время: одну, три минуты и больше. Это значит, что, например, за одну минуту песок перебегает из верхней колбочки в нижнюю. Посмотрите, как течет время и попробуйте почувствовать, одна минута – это много или мало. (Переворачивает песочные часы, дети наблюдают.) Одна минута протекла быстро или медленно, как вам показалось? (Быстро.)

     У вас на столах лежат картинки. Посмотрите на них. Выберите ту картинку, которую вы смогли бы сложить за одну минуту. (Дети самостоятельно обдумывают свои возможности, выбирают мозаику и выполняют задание.) Почему вы успели сложить части картинки за одну минуту? (Потому что спешили.) Ну что ж, вы правильно рассчитали время и свои силы. А почему вы не выбрали мозаику побольше? (На нее потребовалось бы много времени, потому что она сложная.) Молодцы!

Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вам понравилось?

     На занятии по конструированию мы продолжим наше знакомство с часами  и  устроим конкурс на лучшие современные часы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Времена года» для детей старшей группы

Тема НОД: «Времена года»Цель: закрепление понятий «времена года»: лето, осень, зима, весна; праздничные дни: 1 сентября, 1 января.Задачи:1.Учить обобщать и систематизировать пр...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Времена года» для детей старшей группы

Тема НОД: «Времена года»Цель: закрепление понятий «времена года»: лето, осень, зима, весна; праздничные дни: 1 сентября, 1 января.Задачи:1.Учить обобщать и систематизировать пр...

Конспект НОД по познавательному развитию "Кто и как считает время".

Познакомить детей с историей часов и их назначением. Вызвать интерес к понятию время через отдельные интересные факты и сведения: времена года, месяцы, дни недели, части суток, о разных способах и сре...

Конспект КВН по познавательному развитию ФЭМП «Часы и Время»

Создание условий для формирования элементарно математических представлений с элементами Триз-технологий...

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ОБЖ) СРЕДНЯЯ ГРУППА «ПОВЕДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА»

Закреплять у детей представления о пожароопасных предметах (газовая   плита, спички, свечка, утюг,  печка).  Продолжать формировать у детей элементарные правила поведения при...

Конспект НОД по Познавательному развитию ФЭМП для детей 5 – 6 лет. Тема: Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет, дни недели, времена года.

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей посредством игровой деятельности.Форма работы: игровая ситуация....