Зачем зимой снег
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Килина Марина Геннадьевна

Конспект занятия в подготовительной группе. Подготовила Килина Марина Геннадьевна 1 квалификационная категория  воспитатель МДОУ д/с «Родничок» с. Турочак

Тема: «Зачем зимой снег»

Цель: Систематизировать знания детей о времени года зима, выявить значение  снега для окружающей среды.

 


Задачи:

«Познавательное развитие»
Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Дать представление о том где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Развивать познавательный интерес, любознательность.

«Социально — коммуникативное развитие»
Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать произведение. Развивать общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми. Развивать самостоятельность.

«Физическое развитие»
Способствовать формированию потребности в двигательной активности.

«Речевое развитие»
Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.
Активизация словаря: опыт, кристаллы, снегопад, оттепель.

 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

 

Методы и приемы:
практические: опыт, физ. минутка, демонстрация опыта
наглядные: презентация где и как рождается снег.
словесные: рассказ, чтение сказки «Зачем зимой снег», дидактическая игра «Хорошо-плохо», загадывание загадки.

Материалы и оборудование:
Искусственная снежинка, лист прозрачной упаковочной пленки, ножницы,  интерактивная доска, ноутбук, презентация «Откуда берется снег», книга со сказкой «Зачем снег зимой» , диск с песней «Снежинок хоровод», снег, теплая и холодная вода, пластмассовые стаканчики.

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно - исследовательская

Опыт — демонстрация «Снежинка -  прозрачная, снег — белый»,
опыт со снегом, просмотр презентации «Откуда берется снег»

Игровая

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

Коммуникативная

Отгадывание загадок, беседа после чтения сказки

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение сказки «Зачем зимой снег»

Двигательная

Физ минутка «Снежинок хоровод»

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Познавательный опыт

Логика образовательной деятельности.

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку и угадать о чем мы сегодня будем говорить:
Бел как мел,
С неба прилетел,
Зиму пролежал,
В землю убежал.
                        (Снег)

Дети отгадывают загадку

1 мин

Сформирована мотивация. Закреплено умение логически мыслить.
Пополнен опыт умения отгадывать загадки.

2.

Рассказывание отрывка из произведения И.Сурикова 
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо 
Падает, ложится.  
И под утро снегом 
Поле побелело, 
Точно пеленою 
Все его одело. 
 

Дети слушают произведение.

2 мин

Закреплен интерес к восприятию художественных произведений. Эмоциональная

отзывчивость, умение слушать взрослого.

3.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Хорошо — плохо».
«Перечислите, мне пожалуйста что хорошего и что плохого нам от снега.»

Дети перечисляют хорошо - (Строим горки, лепим снеговиков, катаемся на санках, лыжах, коньках и т.д.) и плохо (если снега много, то тяжело идти; если идет снег, то одежда может промокнуть и т.д. когда метель плохо видно, затор на дороге, нельзя есть снег).3 мин

Расширять представление детей об окружающем мире, продолжать формировать умение анализировать, делать выводы, расширять кругозор, развивать  связную речь, память, внимание.

4.

Воспитатель показывает детям искусственную снежинку на ниточке, предлагает рассмотреть её, задает вопрос «Сколько лучей у снежинки?»
объясняет, что все снежинки имеют 6 лучей, бывают большие и маленькие, 
Вопрос «Какого цвета снежинка?»
каждая снежинка прозрачна, но когда их много мы видим белый снег.

Дети рассматривают снежинку, 
отвечают на вопрос «У снежинки 6 лучиков», «Снежинка прозрачная»
слушают рассказ воспитателя.

3 мин

Имеют представление о свойствах и форме снежинки.
Развивается любознательность.

5.

Демонстрация опыта:
Рассматриваем большой лист прозрачной упаковочной пленки, посмотреть на просвет — он прозрачен; после белого цвета. (то же происходит в природе со снегом )

Дети рассматривают большой лист пленки, части листа, дети делают вывод, что если скомкать пленку она не прозрачна. Комок белого цвета.

 

2 мин

Расширять представление об окружающем мире. Знают, почему снег белого цвета.

6.

Воспитатель предлагает детям посмотреть фильм о том, где и как образуется снег в природе.

Дети смотрят фильм

5мин.

Сказка про снежинку

Расширять представление об окружающем мире.

7.

Воспитатель задает вопросы 
- Что же такое снежинки?
-Где образуются снежинки?

-Как падают снежинки?
-Почему снег хрустит под ногами?

Дети отвечают на вопросы:
- Снежинки это кристаллы льда;
-Снежинки образуются высоко в небе;
 


-Снежинки падают медленно;
Снежинки падают медленно, потому что у каждой снежинки свой путь.

Т.К. снежинки это кристаллики ,когда наступаешь на снег они ломаются.

3 мин

Расширять представление об окружающем мире, любознательность. Расширять кругозор, умение слушать, отвечать на вопросы.

8.

Физ. Минутка.
* * *
С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

А потом покажем маме.  (руки над головой, хватательные движения)

Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –получается снежок.

 

 

 

2 мин

Созданы условия   для  проявления положительных эмоций.

Снято статическое напряжение.

9.

Воспитатель читает сказку «Зачем зимой снег»
Задает вопросы:
-Кто спорил о том что снег это хорошо или плохо?
-Почему для Зайца снег это плохо?
-Почему для Тетерева снег это хорошо?
-Кого просили Тетерев и Заяц рассудить спор?
-Что отвечали животные?
-Кто выиграл спор? Почему?
-Для чего же зимой снег?

Слушают сказку.
Отвечают на вопросы:
-Между собой поспорили Заяц и Тетерев.
-На снегу остаются следы, следы выдают, то собака выследит, то лиса.
- Тетереву хорошо, ночью под снегом тепло.
-Тетерев и Заяц спрашивали у Мышки, Медведя, Соек.

- Мышке хорошо под снегом, снег не только от мороза прячет, но и от совы и лисы. Под снегом есть еда для Мышей. Медведь сладко спит под снегом до самой весны, ему там тепло и уютно. У Соек кладовые под снегом.
-Спор выиграл Тетерев, потому что все животные снег добрым словом вспоминают.
-Под снегом животным и растениям тепло.

4 мин

С интересом слушают рассказ воспитателя, проявляют эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно — художественные произведения. Проявляют интерес к книгам.

9.

Воспитатель предлагает детям провести опыт со снегом.
Взять стаканчики, насыпать в них снег и поместить их в горячую и холодную воду и понаблюдать что произойдет.

Детям предложен снег в чашке , дети трогают снег, рассказывают его свойства, затем вливают   теплую воду,  наблюдают, что происходит со снегом. Делают выводы, что снег в теплой воде тает.

3 мин

Расширять представления об окружающем мире, самостоятельность, любознательность. Дети владеют универсальными предпосылками учебной деятельности — умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

10

Подведение итога

Дети делятся своими впечатлениями после опыта.

2мин

Воспитаны умения у детей внимательно слушать, не перебивая друг друга. Созданы условия для проявления положительных эмоций.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_22.01.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе. Подготовила Килина Марина Геннадьевна 1 квалификационная категория  воспитатель МДОУ д/с «Родничок» с. Турочак

Тема: «Зачем зимой снег»

Цель: Систематизировать знания детей о времени года зима, выявить значение  снега для окружающей среды.


Задачи:

«Познавательное развитие»
Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Дать представление о том где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Развивать познавательный интерес, любознательность.

«Социально — коммуникативное развитие»
Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать произведение. Развивать общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми. Развивать самостоятельность.

«Физическое развитие»
Способствовать формированию потребности в двигательной активности.

«Речевое развитие»
Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.
Активизация словаря: опыт, кристаллы, снегопад, оттепель.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Методы и приемы:
практические: опыт, физ. минутка, демонстрация опыта
наглядные: презентация где и как рождается снег.
словесные: рассказ, чтение сказки «Зачем зимой снег», дидактическая игра «Хорошо-плохо», загадывание загадки.

Материалы и оборудование:
Искусственная снежинка, лист прозрачной упаковочной пленки, ножницы,  интерактивная доска, ноутбук, презентация «Откуда берется снег», книга со сказкой «Зачем снег зимой» , диск с песней «Снежинок хоровод», снег, теплая и холодная вода, пластмассовые стаканчики.

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно - исследовательская

Опыт — демонстрация «Снежинка -  прозрачная, снег — белый»,
опыт со снегом, просмотр презентации «Откуда берется снег»

Игровая

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

Коммуникативная

Отгадывание загадок, беседа после чтения сказки

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение сказки «Зачем зимой снег»

Двигательная

Физ минутка «Снежинок хоровод»

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Познавательный опыт

Логика образовательной деятельности.

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку и угадать о чем мы сегодня будем говорить:
Бел как мел,
С неба прилетел,
Зиму пролежал,
В землю убежал.
                        (Снег)

Дети отгадывают загадку

1 мин

Сформирована мотивация. Закреплено умение логически мыслить.
Пополнен опыт умения отгадывать загадки.

2.

Рассказывание отрывка из произведения И.Сурикова 
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо 
Падает, ложится.  
И под утро снегом 
Поле побелело, 
Точно пеленою 
Все его одело. 

Дети слушают произведение.

2 мин

Закреплен интерес к восприятию художественных произведений. Эмоциональная

отзывчивость, умение слушать взрослого.

3.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Хорошо — плохо».
«Перечислите, мне пожалуйста что хорошего и что плохого нам от снега.»

Дети перечисляют хорошо - (Строим горки, лепим снеговиков, катаемся на санках, лыжах, коньках и т.д.) и плохо (если снега много, то тяжело идти; если идет снег, то одежда может промокнуть и т.д. когда метель плохо видно, затор на дороге, нельзя есть снег).3 мин

Расширять представление детей об окружающем мире, продолжать формировать умение анализировать, делать выводы, расширять кругозор, развивать  связную речь, память, внимание.

4.

Воспитатель показывает детям искусственную снежинку на ниточке, предлагает рассмотреть её, задает вопрос «Сколько лучей у снежинки?»
объясняет, что все снежинки имеют 6 лучей, бывают большие и маленькие, 
Вопрос «Какого цвета снежинка?»
каждая снежинка прозрачна, но когда их много мы видим белый снег.

Дети рассматривают снежинку, 
отвечают на вопрос «У снежинки 6 лучиков», «Снежинка прозрачная»
слушают рассказ воспитателя.

3 мин

Имеют представление о свойствах и форме снежинки.
Развивается любознательность.

5.

Демонстрация опыта:
Рассматриваем большой лист прозрачной упаковочной пленки, посмотреть на просвет — он прозрачен; после белого цвета. (то же происходит в природе со снегом )

Дети рассматривают большой лист пленки, части листа, дети делают вывод, что если скомкать пленку она не прозрачна. Комок белого цвета.

2 мин

Расширять представление об окружающем мире. Знают, почему снег белого цвета.

6.

Воспитатель предлагает детям посмотреть фильм о том, где и как образуется снег в природе.

Дети смотрят фильм

5мин.

Сказка про снежинку

Расширять представление об окружающем мире.

7.

Воспитатель задает вопросы 
- Что же такое снежинки?
-Где образуются снежинки?

-Как падают снежинки?
-Почему снег хрустит под ногами?

Дети отвечают на вопросы:
- Снежинки это кристаллы льда;
-Снежинки образуются высоко в небе;


-Снежинки падают медленно;
Снежинки падают медленно, потому что у каждой снежинки свой путь.

Т.К. снежинки это кристаллики ,когда наступаешь на снег они ломаются.

3 мин

Расширять представление об окружающем мире, любознательность. Расширять кругозор, умение слушать, отвечать на вопросы.

8.

Физ. Минутка.
* * *
С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

А потом покажем маме.  (руки над головой, хватательные движения)

Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –получается снежок.

2 мин

Созданы условия   для  проявления положительных эмоций.

Снято статическое напряжение.

9.

Воспитатель читает сказку «Зачем зимой снег»
Задает вопросы:
-Кто спорил о том что снег это хорошо или плохо?
-Почему для Зайца снег это плохо?
-Почему для Тетерева снег это хорошо?
-Кого просили Тетерев и Заяц рассудить спор?
-Что отвечали животные?
-Кто выиграл спор? Почему?
-Для чего же зимой снег?

Слушают сказку.
Отвечают на вопросы:
-Между собой поспорили Заяц и Тетерев.
-На снегу остаются следы, следы выдают, то собака выследит, то лиса.
- Тетереву хорошо, ночью под снегом тепло.
-Тетерев и Заяц спрашивали у Мышки, Медведя, Соек.

- Мышке хорошо под снегом, снег не только от мороза прячет, но и от совы и лисы. Под снегом есть еда для Мышей. Медведь сладко спит под снегом до самой весны, ему там тепло и уютно. У Соек кладовые под снегом.
-Спор выиграл Тетерев, потому что все животные снег добрым словом вспоминают.
-Под снегом животным и растениям тепло.

4 мин

С интересом слушают рассказ воспитателя, проявляют эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно — художественные произведения. Проявляют интерес к книгам.

9.

Воспитатель предлагает детям провести опыт со снегом.
Взять стаканчики, насыпать в них снег и поместить их в горячую и холодную воду и понаблюдать что произойдет.

Детям предложен снег в чашке , дети трогают снег, рассказывают его свойства, затем вливают   теплую воду,  наблюдают, что происходит со снегом. Делают выводы, что снег в теплой воде тает.

3 мин

Расширять представления об окружающем мире, самостоятельность, любознательность. Дети владеют универсальными предпосылками учебной деятельности — умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

10

Подведение итога

Дети делятся своими впечатлениями после опыта.

2мин

Воспитаны умения у детей внимательно слушать, не перебивая друг друга. Созданы условия для проявления положительных эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологии в старшей группе "Зачем зимой снег" в соответствии с ФГОС.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в соответствии с требованиями ФГОС.Тема: «Зачем зимой снег» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Соци...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Зачем зимой снег» для детей старшей группы

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега.  Задачи:1. Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Дать представление о том,  где и как рождается снег, какую роль играет в жизн...

НОД "Зачем зимой снег"

Конспект  занятия Сахибгараева Альбина Кашабетдиновна  Воспитатель    МБДОУ №3 Тема: «Зачем зимой снег» Интеграция образовательных областей: «Познавательно...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию Зачем зимой снег

Конспект НОД «Зачем зимой снег»по познавательно-исследовательской деятельностис использованием элементарной исследовательской деятельности (экологическое образование) в старшей группе. Задачи: По...

Нод "Зачем зимой снег"

Нод  "Зачем зимой снег"...

Проект "Зачем зимой снег"

Зима - просто чудесное время года! Особенно это понимают дети, для которых холодный сезон - пора чудес и открытий. Ведь стоит выйти на улицу, а там все пушистое, белоснежное, сверкающее! А зачем зимой...