«Весна, весна пришла!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Николаева Галина Валериановна

Цель занятия: формирование  умения составлять связный рассказ о весне с опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_vesna_prishla.docx72.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Весна, весна пришла!»

Цель занятия: формирование  умения составлять связный рассказ о весне с опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

                                         

                                               Программное содержание:

1. Образовательные:

  • Обобщение представлений о признаках весны, её характерных особенностях.
  • Формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, мнемодорожкам.  
  • Расширение и активизация словаря по теме «Весна».
  • Учить подбирать прилагательные к существительным (д/игра "Весна какая?")
  • Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).  

  • Активизирование речи детей посредством составления предложений, рассказов по мнемотаблице.                                                                            

2.Воспитательные:

  • Воспитание навыка  сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

3. Развивающие:

  • Развитие зрительного восприятия, внимания, способности обобщать.
  • Развитие координации речи с движением.
  • Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями.

Методы и приемы:

  • Наглядные -  использование мнемотаблицы и мнемодорожки;
  • Практические – сюрпризный момент;
  • Словесные – художественное слово, беседа, вопросы и ответы детей;

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром), физическое развитие.

Предварительная работа.

1. Наблюдения детей в природе.

2. Обучение работе по мнемотаблицами.

3. Рассматривание картин на занятиях по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим.

4. Словарная работа - дать определение весны (красивая, солнечная, теплая, нежная, веселая, яркая, поющая, звонкая, долгожданная, радостная, ранняя, поздняя, зеленая, цветущая, ветреная, замечательная, интересная, очаровательная); валежник.

5. Рассматривание картин с весенним пейзажем.              

6. Чтение рассказов, стихов.

7. Заучивание стихотворений наизусть.

Материал: Раздаточный материал — мнемокарточки и мнемодорожки.

Демонстрационный материал – мнемотаблица по стихотворении С. Я. Маршака «Весна», цветок, карточки (лампочка, костер, солнце).  

                                                                Ход занятия.

Организационный  момент.

Воспитатель: Мы очень любим, когда к нам приходят гости. К нам сегодня пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне. Я сегодня пришла в садик и увидела, что кто-то около двери оставил конверт с надписью «Детям детского сада № 24 группе «Звёздочки». Наверное, оно пришло от красавицы Весны. Я решила дождаться вас и посмотреть, что же в конверте.  Давайте посмотрим. Посмотрите, здесь книга. Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Да) (Воспитатель предлагает всем сесть и читает сказку). Тогда проходите и садитесь на стульчики.  

                                                           Сказка.

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода.  Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Воспитатель: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Солнце) Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое? Что можно сказать про солнышко? Какое оно?  (доброе, теплое, ласковое, улыбчивое, радостное). Кому нужно солнышко?  (детям, взрослым, зверям, птицам, растениям, деревьям)

Воспитатель: Правильно! Чем нам помогает солнышко? (ответы детей: греет, радует, светит, припекает и т.д.)

Воспитатель: Весна приготовила для вас задания. Ребята, готово выполнить задания Весны (Да). Тогда давайте посмотрим первое задание. Слушайте внимательно.

             1 задание. Дорогие мои ребята вспомните, какие изменения происходят весною с погодой, с растениями, с животными, с человеком.

Воспитатель: Какие изменения происходит весною с погодой? (Солнце светит ослепительно, греет землю своими лучами, оно поднимается выше, поэтому день становится длиннее. Синее, по небу плывут облака. Теплый ветер. Тает снег. Бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Высокое голубое небо.)

Воспитатель: А что же происходит весною с растительном мире? (Деревья просыпаются после длинного зимнего сна. На деревьях появляются почки и листочки. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка.) Какие цветы появляются первыми? (мать-и-мачеха, подснежники, ландыши, медуницы)

Воспитатель: Что происходит весною в жизни зверей? (Весной животные и насекомые просыпаются (вылезают из берлоги). Прилетают к нам из теплые края перелетные птицы: грачи, скворцы, ласточки, жаворонки и т.д. Животные меняют свои шубки. Птицы начинают строить гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов. Весной просыпаются бабочки, муравьи, комары, божьи коровки.)

Воспитатель: Как изменилась жизнь людей? В какую одежду одеваются весной? (Одевают весеннюю одежду. Строят скворечники. )

Воспитатель: Молодцы! Как много вы знаете о весне.

Воспитатель: Давайте посмотрим следующее задание.

                            2 задание.  «Весна, какая?» (Дети встают в кругу)

Воспитатель: Какими словами можно описать весну? Весна какая?  (дети называют слова)

Воспитатель: Ребята, встаньте в круг. Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу цветок и придумывать красивые слова о весне. Весна какая?

Дети: солнечная, теплая, нежная, весёлая, яркая, поющая, звонкая, долгожданная, радостная, дождливая, ранняя, поздняя, долгая, зелёная, цветущая, ветреная.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете.

Дети: Нет!

Воспитатель: Давайте тогда проверим.

                                             Игра «Скажи наоборот»

Цель: развивать умение подбирать антонимы.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, а чтобы нам легче было выполнить задание, весна отправила нам свой солнечный мячик:

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зимой снег белый, а весной - …-серый

Зима холодная, а весна - …- тёплая.

Зимой солнце не греет, а весной - …- греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой небо серое, а весной - … - голубое.

Зимой лед толстый, а весной -… - тонкий.

Зимой солнце низкое, а весной - …- высокое.

Зимой день короткий, а весной -… - длинный.

Зимой ветер холодный, а весной -… - теплый.

Зимой птицы поют тихо, а весной -…-….- громко.

Воспитатель: Все правильно ответили, молодцы!   (Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: И с этим заданием мы справились легко. Молодцы ребята!

       (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Давайте посмотрим следующее задание.

       3 задание. Составление предложений об осени с использованием мнемокарточек и мнемодорожек.           (Индивидуальная и групповая работа.)

Воспитатель: Ребята, а в конверте есть какие-то схемы. Как вы думаете, что же хочет нам предложить Весна? (ответы детей) Это Весна предлагает нам составить предложения по схеме. (У каждого ребенка разные схемы.) Внимательно посмотрите картины и составьте предложение. Каждое предложение должно начинаться со слова «Весной».

Воспитатель: Кто хочет составить предложение? (Индивидуальная и групповая работа.)

  • Весной… ярко светит солнце.
  • Весной тает снег.
  • Весной бегут ручьи.
  • Весной дети пускают кораблики.
  • Весной на деревьях набухают почки
  • Весной появляется трава.
  • Весной просыпаются медведь и ежик.
  • Весной из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
  • Весной просыпаются насекомые.
  • Весной появляются первые цветы: подснежники.
  • Весной солнце светит ярче, теплее.
  • Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.
  • Весной облака легкие, перистые, пушистые.
  • Весной на крышах домов тают сосульки.
  • Весной на деревьях появляются зелёные листики.
  • Весной появляются первый цветы.
  • Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.
  • Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.
  • Весной животные просыпаются после зимней спячки.
  • Весной зайчик, белочка меняют свои шубки.
  • Весной с юга прилетают птицы.
  • Весной люди снимают шубы и надевают легкую одежду.
  • Весной прилетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.

Воспитатель: Молодцы ребята! Справились с заданием! Замечательные предложения придумали о весне. А сейчас я приглашаю вас на физкультминутку «Подснежники».

            Вот подснежники проснулись                                   (встают, протирают глаза)

            Улыбнулись                                                                 (улыбаются)

            Потянулись                                                                  (тянутся)

            Раз – росой умылись                                                   (умываются)

            Два – изящно покружились                                        (кружатся)

            Три – нагнулись и присели                                         (наклоняются и приседают)

            А четыре полетели                                                       (бегают)

            Пять – они остановились                                            (останавливаются)

            И тихонько опустились                                               (приседают).

(Дети проходят на стульчики)

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

     4 задание. Чтение стихотворения  С. Я. Маршака «Весна» по мнемотаблице.

Воспитатель: Итак, последнее задание: Очень много писателей и поэтов пишут о весне.  

Я дома попробовала составить стихотворение из картин, но сильный ветер разбросал все карточки. Чтобы прочитать необходимо их собрать.

Воспитатель: Поможете собрать карточки по-порядку?  (ответы детей). Тогда слушайте внимательно. Я буду читать стихотворение, а вы найдете соответствующую карточку.

На дворе

звенит

капель,

по полям

бежит

ручей,

на дорогах

лужи.

Скоро выйдут

муравьи

после

зимней стужи.

Пробирается

медведь

сквозь

лесной

валежник.

Стали птицы

песни

петь,

и зацвёл подснежник.

весна

Воспитатель: Все правильно. Посмотрите, какая у нас получилась таблица. Давайте по ней вместе прочитаем стихотворение. А кто хочет прочитать еще раз? (ребенок выходит и читает стихотворение по мнемотаблице).

     Итог занятия.

Воспитатель:  Какие вы молодцы ребята! Со всеми заданиями Весны справились. К письму были приложены пазлы. Это Весна благодарит вас за то, что вы правильно выполнили все задания. Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? Что мы сегодня с вами делали на занятии? А что вам больше всего понравилось? Вы молодцы, все сегодня поработали замечательно. А сейчас мы с вами пойдем в группу и поиграем.

Дети: До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенний утренник для детей 4-5 лет «Ой, весна, весна, весна, Снова в край родной пришла».

Цели: Формирование всесторонне развитой личности, продолжать приобщать детей к праздничной культуре.Задачи: Расширять представление детей о весне, развивать эстетическое восприятие действительнос...

«Пришла весна красная, пришла весна ясная»

Проектная деятельность по речевому развитию«Пришла весна красная, пришла весна ясная»...

Конспект НОД по развитию речи «Весна пришла» (старшая группа) "Весна пришла" в режиме самоизоляции

Конспект НОД по развитию речи «Весна пришла» (старшая группа)"Весна пришла"...

Конспект организованно образовательной деятельностипо познавательномуи художественно-эстетическомуразвитиюв разновозврастной группе. Тема: «Весна, весна пришла, маме праздник принесла»

Улыбнемся солнышку :Здравствуй золотое!Улыбнемся небу:Здравствуй голубое!Улыбнемся дождику:Лейся словно из ведра!Улыбнемся мы гостям,Пожелаем им добра!...

Конспект экскурсии ранней весной «Весна пришла!»

Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом...

Весна, весна, ой, пришла весна!

Сценарий весеннего праздника...