Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Первоцветы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сайдашева Эльвира Шугбановна

Конспект

 Непосредственно  образовательной деятельности

 

Направление деятельности: «Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение (восприятие) художественной литературы»

Образовательная область «Познавательное развитие».

Тема: «Первоцветы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл нод "Первоцветы"23.8 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 113»

Г. Орска

Конспект

 Непосредственно  образовательной деятельности

Направление деятельности: «Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение (восприятие) художественной литературы»

Образовательная область «Познавательное развитие».

Тема: «Первоцветы»

 Возрастная группа – подготовительная к школе группа

                                                      Подготовила:

 воспитатель Сайдашева Э.Ш.                                                                                                                                                                                                                                          

2017г

Тема: «Первоцветы»

Цель:  Выявить знания детей о первоцветах. Познакомить с первоцветами Оренбургской области.

Задачи:  

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.
  3. Стимулировать интерес к охране природы.
  4. Воспитывать навыки культурного поведения 
  5. Воспитать стремление проявлять самостоятельность, доводить начатое дело до конца.

Развивающие:

  1. Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.
  2. Развивать логические способности
  3. Развивать сенсорное восприятие

Образовательные:

  1. Закрепить умения   в разгадывании ребусов.
  2. Упражнять в словообразовании.
  3. Формировать представления о многообразии растительного мира.

 

        

Работа над словарем: 

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: ситуативный разговор.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: игра – закличка, беседа, создание развивающей среды, картинки первоцветов, создание проблемной ситуации, анализ и выводы. 
  3. Приемы организации практической деятельности детей: ребусы, «сугроб» из снежных дисков,
  4. Приемы поддержания интереса у детей: игра средней подвижности, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.
  5. Приемы оценки и самооценки: похвала, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения НОД: 

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательно-исследовательская.

Музыкально-художественная.

 

Планируемые е результаты:

Личностные: активные, любознательные, эмоционально отзывчивые, коммуникативные.

Интеллектуальные: активное участие в деятельности; умение делать выводы; самостоятельные действия.

Физические: развитие двигательной активности.

Критерии оценки деятельности детей в НОД

  1. Активность.  
  2. Самостоятельность.
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
  4. Сопереживание.
  5. Эмоциональность.
  6. Способность управлять своим поведением.
  7. Применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных взрослыми.
  8. Выполнять инструкции взрослого при выполнении задания.
  9. Оценки и самооценки.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? Правильно! Весна! Только вот погода совсем не весенняя. Весна никак не вступит в свои права. Раньше на Руси люди песнями, плясками и играми зазывали весну. И я хочу вас научить одной русской народной игре-зазывалке «Идет матушка Весна!»

Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх.  Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова:

Отворяйте ворота

Идет матушка Весна!

Первым март прошел,

Всех детей провел!

А за ним апрель

Отворил нам дверь!

А за ним и май, сколько хошь гуляй,

Сколько хошь гуляй, только не зевай!

С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Потом можно выбрать новые «ворота» и начать игру сначала.

Молодцы! Развеселились! Я думаю, что весна «уже не за горами».

Ребята давайте вспомним приметы весны.

Всё верно вы сказали. Прилетают птицы. Как мы можем встретить птиц, показать, что мы рады встрече с ними? Я предлагаю сделать аппликацию «Скворечник». Но чтобы получить детали для аппликации вам нужно выполнить некоторые задания, которые я для вас приготовила. Согласны?

Как вы уже сказали, весной природа просыпается.

Вы знакомы со словом ,,природа’’. А что оно означает? (дети высказывают свои предположения о том, что такое природа и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)

-Почему вы относите тот или иной объект к природе?  (предположения  детей)

-Растения, животные, птицы - они живые; питаются; дышат; размножаются; растут.

-А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)

-А машина есть в природе? (нет, потому что она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек - это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.)

Давайте вспомним, на какие группы делятся растения? Деревья , кустарники, травы – верно. Чем они различаются, как отличить, например, куст от дерева? Молодцы!

И вот вам первое задание. «Разгадай ребус». (Работа за столами).

Проверка ребусов на доске.

Ребята, скажите интересно разгадывать ребусы? Молодцы! Вот вам первый комплект деталей для скворечника. А зачем нам нужны эти детали?

Ребята, посмотрите какой снежный сугроб (на столике горка из ватных дисков) Давайте раскидаем этот сугроб. Убирая по одному диску, называйте по одному слову, описывающему весну. Весна - какая? Ответы детей.

-А если звенит капель, то весна какая? Звенящая!

-журчат ручьи – журчащая

-распускаются листья – распускающаяся

-цветут цветы – цветущая

-зеленеет трава – зеленеющая

-тает снег – тающая

-щебечут птицы – щебечущая

-благоухают цветы – благоухающая

- жужжат насекомые – жужжащая

Отлично! Молодцы! Растопили сугроб. Получите второй комплект деталей. А что за комплект деталей вы собираете? Для чего он нам нужен?

Ребята, посмотрите. Сугроб растаял и что мы там видим? Да, первые весенние цветы! А раз они первые, то их называют первоцветами. Скажите, а вы знаете какие-нибудь первоцветы?

Я предлагаю устроиться поудобней и послушать сказку «Спор первоцветов».

В избушке у леса жил-был Человек. Однажды он тяжело заболел, сильно ослаб. Всю зиму он не выходил на улицу. Лежал на кровати и грустно глядел в окно. Однажды солнышко  посветило ему в окно так ласково, словно улыбалось. Человек попросил солнце: «Солнышко, ярче свети! Здоровье мне подари!» Человек приоткрыл окно. Дул лёгкий и тёплый ветерок. Он попросил у ветерка: «Ветерок, смелее дуй! Все болезни с меня сдуй!»  Человеку не верилось, что началась весна. Он свесил с кровати ноги, осторожно встал, медленно оделся, подошёл к порогу и вышел на улицу. Там, опираясь на перила, постоял немного на крыльце. Свежий воздух придал ему силы и он направился в сторону леса. Человек, еле дойдя до опушки леса, присел на пенёк отдохнуть. Он сидел и любовался природой, слушал пение птиц. На душе было тихо и спокойно. Вдруг человеку показалось, что кто-то разговаривает. Он прислушался и понял, что это говорят первоцветы.

           В такой день первоцветы просто не могли не заговорить. Они завели между собой спор: какое из них, растений, самое замечательное.

         - Самое замечательное растение – это я, сказала мать-и-мачеха. – Потому что я самая смелая! Я зацвела раньше всех – на первых проталинах! Мне все люди радуются. Назвали меня так не случайно. Мой листочек снизу мягкий и тёплый – мать, а сверху твёрдый и холодный – мачеха. Я -  лекарственное растение!

         - Подумаешь, - возразила медуница. – Я вот зацвела чуть позже, но зато как зацвела! Посмотрите: есть на мне цветки красные, есть фиолетовые, есть синие. Сначала-то все были красные, а потом взяли и переоделись! Я самое замечательное растение, потому что самая разноцветная!

         - Нашла чем хвастаться, - вступила в разговор перелеска. – Самая разноцветная… Я вот самая благородная. А почему? Потому что я не такая пёстрая, как ты, а нежно голубая, как весеннее небо. Я никогда не живу в одиночку. В моих цветах кормятся первые насекомые. К сожалению, я стал редким растением и занесён в Красную книгу.

          - Может быть… Может быть, вы и смелые, и благородные, - задумчиво произнесла хохлатка, - но я лучше вас. Потому что я самая нежная. Хороший человек до меня дотронуться не решится, такая я нежная. Совсем недолго радую людей своей красотой. А потом, ох, увядаю…

          - Ну нет, это ещё надо доказать, кто самый нежный! – обиженно воскликнула ветреница. – Меня вот от каждого ветерка качает. За это и ветреницей прозвали. Посмотрите, какой у меня стебелёк – тонкий-тонкий…

           Растения продолжали спорить. Медуница сказала, что она не только самая разноцветная, но и медоносная, недаром её так любят шмели и пчёлы.

            Тут Человек встал и улыбнулся.

          - Да,- сказал он, - ты, мать-и-мачеха, самая смелая. А ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, перелеска, самая благородная. Вы хохлатка и ветреница, самые нежные. Но замечательны вы все! Вы все прекрасны! И все без исключения дороги нам, людям.

          Растения подарили доброму Человеку сбор из первых лекарственных трав. Обратно Человек возвращался бодрее. Дома он приготовил отвар на травах и стал его ежедневно принимать. С тех пор самочувствие у него улучшилось, Человек пошёл на поправку и вскоре стал здоров. Ещё много вёсен он ходил на заветную опушку, отдавал первоцветам в знак благодарности поклон и всё чаще задумывался как же уберечь такие прекрасные цветы от исчезновения.

 Вот такая вот сказка ребята. Вам понравилась? Да, ребята, многие первоцветы из-за своей красоты и полезности занесены в красную книгу. Люди после зимы так соскучились по свежей зелени, что бездумно собирают целые охапки весенних цветов.

Ребята, на территории Оренбургского края тоже растут первоцветы, занесённые в Красную книгу. Это, например, тюльпан, рябчик, ирис карликовый (показать картинки).

Так как же мы можем сохранить растения от исчезновения?

 Давайте закроем глаза и представим, что мы с вами оказались на весенней поляне, а я включу музыку, которую написал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский, «Времена года. Апрель. Подснежник.»

Ребята, что вы себе представили?

Молодцы! Мне понравились ваши ответы и за это я готова вам отдать последний комплект для Чего? Аппликацией мы займёмся чуть позже, а сейчас скажите мне, пожалуйста, вам понравилось занятие? Чему оно вас научило?  Как называются цветы, с которыми мы сегодня познакомились?

 ( Ответы детей)

- Ребята, глядя на ваши добрые лица, я уверена, что вы не обидите, не

погубите цветы, а всегда будете им добрыми друзьями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема непосредственной образовательной деятельности: «Первоцветы».

Воспитательные цели:Воспитывать умение детей работать в сотрудничестве друг с другом и воспитателем, умение слышать ответы товарищей. Побуждать у детей чувства любви и бережное отношение к родно...

Конспект по изо-деятельности "Первоцветы" смятая бумага

Конспект по изо-деятельности "Первоцветы" смятая бумага...

Конспект итогового занятия проекта по экспериментальной деятельности «Первоцветы».

Закрепление знаний детей о первоцветах, которые растут  в лесах, садах, полях. Воспитание толерантности, эстетических чувств, бережного отношения к природе. Выяснение причин исчезновения мн...

Конспект по изобразительной деятельности «Первоцветы»

Цель: создание социальной ситуации развития посредством художественно–творческой деятельности в процессе изготовления поделкиЗадачи: 1. Создать условия для развития представлений о весенних признаках,...

Непрерывная образовательная деятельность: "Первоцветы"

Данный материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений для формирования элементарный экологических представлений у ребенка дошкольника старшего возраста....

Проектная деятельность "Первоцветы"

Дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут....

Проектная Деятельность "Первоцветы - цветы весны"

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой является одной из важных задач в работе с детьми. При этом важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно. Дети должны все...