Здравствуй зимушка - зима
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

конспект занятия по  окружающиму миру "здравствуй зимушка - зима" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_na_temu.docx503.74 КБ

Предварительный просмотр:

                 

          Конспект нод в подготовительной группе

 

              на тему:« Здравствуй зимушка, зима»

                         

                   

                          Подготовила: воспитатель МДОУ «Д/с №125 к.в.»

                                                           Новикова О.А.

                                                                               г. Магнитогорск

     

       

               Конспект занятия  на тему:

             « Здравствуй зимушка, зима»

       Цель: обобщение и закрепление знаний о времени года - зима
      Задачи:
обобщить и систематизировать представления о характерных

                      признаках  зимы;

                      закрепить знания о сезонных изменениях в природе;
                     развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь,

                     делать выводы;
                     воспитывать чувство любви к родной природе 

        Материалы и оборудование:  зимние пейзажи, крупная соль, ложки

        Ход ООД        

   1. Организационный момент

           Воспитатель предлагает детям послушать  отрывок сказки В.Даля  «Старик

    годовик».

               Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц.

               Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый

               раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул

               старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять,

              на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела

              третья тройка. Стало жарко, знойно, душно. Мужики стали жать рожь.

               Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы.

             Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

   2.

       Ребята, поняли ли вы, что за это были птицы?

      Давайте вспомним, что произошло, когда полетели первые три птицы (вместе

    с детьми  делаем вывод, что стало холодно, наступила зима), если затрудняются  

    ответить предлагаю подсказку – загадку: Тройка, тройка пролетела,

                                                                        Скакуны в той тройке белы,

                                                                         А в санях сидит царица.

                                                                         Белокоса, белолица,

                                                                          Как махнула рукавом,

                                                                         Всё покрыла серебром.

  - Что же это за царица? (ответы детей)

  - Почему  три скакуна? (или три птицы) ( ответы детей декабрь, январь, февраль)

       Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый

     короткий месяц  - февраль.

    Декабрь-начало зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов.

    В старину месяц декабрь называли «студень». Название верное, этот месяц действительно  студеный, морозный.

  Народная мудрость гласит: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые

     узоры на окнах расписывает», «Глаз снегом тешит, да ухо морозом колет»,

   «Декабрь год  кончает, зиму начинает», « Студен месяц, на всю зиму студит

    землю».

C:\Users\User\Desktop\Платежи\tropa-min.jpg

 

 Январь – вершина зимы, месяц ярких звёзд, белых троп. Январь считается

самым  холодным месяцем, сердцем зимы. Лютует стужа, трещат морозы, под ногами скрепит  снег. В старину январь называли «лютень». В январе тропинки в лесу белые, сугробы  высокие, а звёзды ночью яркие. На стёклах мороз рисует удивительные узоры.  Месяц январь  как бы рассекает зиму на две части. Вот за это и получил он еще одно название «сечень».

    В народе говорят: «Январь — новому году начало, зиме — середка»,

                                    «Январю-батюшке —  морозы»,

                                     «Январь — к весне поворот».

   C:\Users\User\Desktop\Платежи\8ab7c3188846e11910beefb324c78992.jpg 

   

      Февраль  – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и    снежных  заносов. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят  по земле снежную позёмку. В старину февраль называли  «снеговеем» или «ветродуем».   В феврале день становится длиннее, начинает пригревать солнышко. С крыш свисают  длинные сосульки, снег темнеет, сугробы оседают.

        В народе говорят: «Февраль днями обижен, потому и злой»,

                                         «Вьюги да метели под  февраль полетели»,

                                           «Февраль зиму выдувает»,

                                «Февраль зиму замыкает, новому сезону  дорожку показывает»,  

                               «В январе морозы, в феврале метели».

C:\Users\User\Desktop\Платежи\1-75.jpg


   
-Ребята, послушайте  загадки про зимние месяцы.
      Дни его — всех дней короче,
      Всех ночей длиннее ночи.
      На поля и на луга
      До весны легли снега.
      Только месяц наш пройдёт,
      Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
                                     Щиплет уши, щиплет нос,
                                     Лезет в валенки мороз.
                                     Брызнешь воду — упадёт
                                     Не вода уже, а лёд.
                                     Даже птице не летится,
                                    От мороза стынет птица.
                                    Повернуло солнце к лету.
                                    Что, скажи, за месяц это? (Январь)
      По ночам мороз силён,
      Днём капели слышен звон.
      День прибавился заметно. 
      Ну, так что за месяц это? (Февраль).
  -Молодцы! Всё правильно разгадали.

 

 3. Физкульминутка

       Тихо падают снежинки.
        Легкий ветер гонит их.
        То построит в хороводы,
       То, как в вальсе, закружит.
       Мы летели, мы летели

       И на землю тихо сели.

       Ветер снова набежал

       И снежинки вновь поднял.

       Закружились, полетели

       И на землю снова сели.

 (дети выполняют движения по тексту)

    4.

    Отгадайте загадку: « Скатерть бела весь свет одела» (Снег).

    Зимой идёт снег. Откуда появляется снег? (падает из тучи). Что такое снег?

    Снег это множество снежинок, а снежинка образуется во время очень сильных морозов. В облаках  образуются  ледяные кристаллики, которые  выпадают на землю в виде  «алмазной пыли» — в этом случае на поверхности   земли образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек.    Двух одинаковых снежинок не существует, мороз постарался. А что общего у  снежинок?  У всех снежинок 6 одинаковых лучиков.

        А кто знает, почему хрустит снег под ногами? Я предлагаю вам стать исследователями.

     Возьмём соль. Хрусталики соли  напоминают снежинки. Насыплем  соль в блюдце и надавим на неё ложкой. Что мы слышим? (хруст, треск, скрип)

    Почему мы слышим треск? (ответы детей)

 Конечно, это ломаются кристаллики  соли, поэтому слышим скрип.

     Вывод: снег состоит из снежинок, когда ломается одна снежинка, хруст мы не услышим, потому что снежинка очень мала. Но когда мы идём по заснеженной улице у нас под ногами  тысячи снежинок, кристаллы снежинок ломаются друг о друга. При переломе кристаллы  издают звук, который и воспринимается человеческим ухом как хруст или скрип. 

       5.

       Я предлагаю поиграть в игру « Какая зимой бывает погода?»

          Если затрудняются, предложить вариант идёт снег – зимой погода снежная,

              мороз - морозная,  ветер - ветреная,  стужа - студёная,  холод - холодная,

              вьюга - вьюжная,  перемена в погоде  - изменчивая, солнце – солнечная.

         Игра «Доскажи словечко»  

   Тихо, тихо, как во сне,                         Все его зимой боятся –                
   Падает на землю...(снег)                      Больно может он кусаться

                                                                   Прячьте уши, щёки, нос,  

      С неба звездочки летят                     Ведь на улице ...(мороз)

     И на солнышке блестят.
    Точно в танце балеринки,                  Он когда-то был водой,
    Кружатся зимой...(снежинки)            Но сменил вдруг облик свой.  

                                                                  И теперь под Новый год
     Мои санки быстро едут:                     На реке мы видим ...(лед)

    Я лечу, как на торпеде.
    Вот окончился полёт:                          И не снег, и не лед,                 
    Приземлился я в …(сугроб).              А серебром деревья уберет (иней) 

    Кто мостит на реке мосток                                       Наши окна – как картинки. 

 без топора, без гвоздей и досок? (Мороз.)                Кто художник-невидимка?

                                                                                         На стекле букеты роз

Наступили холода, обернулась в лед вода,         Нам нарисовал… (Мороз)

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой.)

                                                     

     

    6.Рефлексия

     О чём мы с вами сегодня говорили? Что делали?  Что интересного, нового

   узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здравствуй,зимушка-зима."Конспект интегрированного познавательного занятия. Подготовительная группа.

          «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА"Конспект интегрированного познавательног...

Календарный план по теме: "Здравствуй зимушка-зима. Как приходит зима?" - средняя группа

ТЕМА НЕДЕЛИ: «Здравствуй зимушка – зима. Как приходит зима?»Образовательные ситуации:  ОС «Зимний пейзаж»События: общесадовский проект «Дерево добра» - с...

Перспективное планирование в старшей группе Зима «Здравствуй, зимушка-зима!» (Декабрь)

Перспективное планирование в старшей группе «Здравствуй, зимушка-зима!» (Декабрь). Четыре тематические недели с названием тем и методической литературой. 1)3.12-7.12 «Здравствуй, зимушка зима»; 2)10....

Праздник начала зимы. "Здравствуй, Зимушка - Зима"

Детей в музыкальном зале встречает Зима, которая увлекает их в свои игры. И все "переносятся" в зимний лес, где встречают зверят. Они выполняют задания от Зимы, с которыми с радостью справля...

Календарно-тематическое планирование по теме: " Здравствуй, Зимушка Зима! (признаки зимы)" (2-я младшая группа)

Цель -  продолжать знакомить детей с природными явлениями, дать понятие о признаках зимы....

Здравствуй зимушка -зима. Зимующие птицы

Тема недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Зимующие птицы. Цель:  Расширять представления детей о зиме. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном по...