Совместная деятельность в уголке природы в группах младшего дошкольного возраста.
статья по окружающему миру (младшая группа)

Малык Светлана Николаевна

 В статье описываются особенности развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Малык Светлана Николаевна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 388»

г. Нижний Новгород, ул. Гаугеля, д.15

тел./факс (831) 226-63-82

E-mail: lastochka388@mail.ru

Совместная деятельность в уголке природы

в группах младшего дошкольного возраста.

     Аннотация: в статье описываются особенности развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром.

     На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

     Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания — важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всём мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

     Цель работы — создать условия для развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром.

     Комнатные цветы и растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная работа с комнатными растениями расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении. Для озеленения детских учреждений можно использовать многие виды цветущих и декоративно-лиственных растений. Исключение составляют растения, имеющие колючки (виды молочаев и кактусов) или содержащие аллергены и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня).

     Цветы и растения размещают на специальных полочках и решётках, закреплённых на стенах.

     При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают, прежде всего, особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи.

     Требования к отбору обитателей уголка природы:

  1. Растение должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений.

     В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие чётко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонёк»), азалия, китайский розан и др. Привлекают внимание детей и растения, имеющие пёстро окрашенные листья, - аукуба («золотое» или «колбасное» дерево), колеусы.

  1. Уход за растениями по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения, неприхотливые к уходу за ними.

     Аукуба и китайский розан (небольших размеров) имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приёмам поддержания растений в чистоте. Этим же приёмам можно обучать детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами.

  1. Растения в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать ещё не очень устойчивое внимание дошкольника.
  2. Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3-4 растения. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведёт их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
  3. Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
  4. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.

     Размещая растения в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности.

     Кроме этого, в уголке природы необходимо необходимо иметь:

 - осенние листья для букетов;

 - срезанные ветки деревьев и кустарников в воде;

 - календарь погоды;

 - в младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону;

 - рисунки детей о природе и поделки из природного материала;

 - материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки — для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки — для поддержания чистоты в уголке природы и группе. Маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведёрки;

 - для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (шишки, жёлуди, каштаны, веточки);

 - дидактические игры природного содержания: «Кто что ест?» и другие.

     В младшей группе малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

     Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.

     В первой младшей группе полученные в предшествующих группах представления о природе расширяются. Уход за растениями малышам ещё недоступен: воспитатель делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям, предлагает посмотреть, как вода льётся из лейки, как она впитывается в землю; некоторые дети могут немного помочь взрослому: подержать лейку, налить в неё воды, вытереть широкий лист тряпочкой и т.д. В процессе работы воспитатель объясняет детям, что поливают растения и вытирают пыль для того, чтобы они лучше росли. Дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.

     Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы воспитатель привлекает детей к выполнению отдельных трудовых поручений. Чтобы научить детей любить и беречь растения, воспитатель должен обладать сам этими качествами. Нужно хорошо знать биологические особенности рекомендованных для детского сада растений, иначе нельзя научить ребят правильным приёмам ухода за ними.

     Например, пригласив двух — трёх детей участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдёмте к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польём их (Подошли к окну). Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замёрзли, не засохли? (Осматривает растения) Нет, всё в порядке — вы зелёные, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них смотреть! (Трогает землю в горшке) Сухая земля, а растениям нужна вода — они живые, без воды жить не могут! Польём их». Воспитатель даёт по очереди каждому ребёнку лейку, в которой немного воды, поливает вместе с ребёнком, приговаривая: «Огонёк, мы нальём в твой горшок много воды, пей, сколько хочешь, и расти дальше — мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают за его действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей  и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение, как дидактическая задача, не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.

     В процессе ознакомления детей раннего возраста с природой воспитатель решает ряд задач: формирует первые представления о некоторых предметах и явлениях в живой природе, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях. Воспитатель обучает малышей и первым несложным трудовым умениям: полить растения, обтереть листья влажной тряпочкой. На этой основе воспитывает бережное отношение к растениям, вызывает у детей чувство радостного удивления, первые эстетические переживания. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за растениями.

Таким образом, непосредственное общение с живой природой даёт ребёнку более яркие представления, чем книги и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать за растениями, видеть заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки.

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Совместная деятельность взрослого и детей//Дошкольное воспитание. 2000. №5.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа и условия её реализации в детском саду. - М. 2002.
  3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М. 2001.
  4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. - М. 2015.

     

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста основ экологической культуры на тему «Наш уголок природы».

Цель: Воспитывать в детях любовь к природе, навыки бережного обращения с ней и понимание того, что человек и природа находятся в тесной взаимосвязи.Программные задачи: Расширять знания детей об услови...

Оборудование музыкальных уголков групп младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей

Консультация подготовлена на основе материалов журнала "Музыкальный руководитель"...

Конспект совместной деятельности в области коммуникация для младшего дошкольного возраста

Материал содержит конспект совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста  по развитию речи с использованием игровых и развивающих технологий под названием "Мишка-музыкант в гостя...

«Содержание и оборудование уголка природы в группах младшего дошкольного возраста».

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, Делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.Карпова Л.В., воспитатель г.Томск МАДОУ №85...

Логоритмика для детей с ТНР. Конспект совместной деятельности с детьми среднего и младшего дошкольного возраста "Прогулка в зимнем лесу"

Всё что нас окружает живёт по законам ритма. Разнообразные ритмичские движения способствуют активизации мозга деятльности человека. Поэтому с раннего детства полезно заниматься развитием чувства ритма...

Конспект опытно - экспериментальной деятельности для детей коррекционной группы младшего дошкольного возраста . Тема: « Мыльные пузыри»

Конспект опытно - экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (3-4г)Тема: « Мыльные пузыри»...