Экологическое воспитание в ДОУ.
статья по окружающему миру (старшая группа)

Баскакова Людмила Витальевна

 

                                                                                                                                                                                              «Любовь к Родине начинается с любви к природе»   Е. В. Павленко.
 
          Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности  воспитателя, если речь идёт о дошкольном детском развитии. Столь раннее формирование экологической направленности в росте личности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко. Лучший способ рассказать ребёнку о природе — это научить, ей помогать.  Изучение природы на дошкольном этапе затрагивает все области интеллектуального, духовно-нравственного развития ребёнка. Формирует сочувственное отношение к окружающему миру, то есть занимается формированием нравственных ценностей; наполняет систему экологических знаний и представлений, то есть развивает интеллект; учит видеть красоту мира через деятельностный подход. Работа с малышами с 2,5 до 7 лет важна для формирования экологической культуры личности. Это понятие подразумевает понимание и принятие общих глобальных проблем, а также осознание личной ответственности за состояние планеты. Для этого на каждом занятии, посвящённому изучению окружающего мира, нужно формировать простейшие представления о природе, о взаимосвязях всего живого; приобщать к труду, так как это показатель заботы об окружающем мире; воспитывать уважение и любовь к природе, а также прививать понимание важности заботы о ней. Программой ФГОС предусмотрен системный подход к воспитанию экологической культуры дошкольников. Это значит, что ежегодно темы занятий повторяются, но при этом добавляются некоторые виды работ. В целом же предусмотрено изучение тем, связанных с сезонными изменениями в живой и неживой природе: переменой образа жизни растений и животных в связи со сменой времён года; воздействием человека на окружающий мир зимой, летом, осенью и весной.                                                                                                                                                                                                                                                                            Воспитатель детского сада главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. 
   Чтобы работа по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении проходила более интересно эффективно использовать технологию проектирования.
     Технологии проектирования предполагают развитие и обогащение социально-личностного опыта дошкольников посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Метод проектов самый трудный, но интересный в работе. Данная технология ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель-ребенок, ребенок-родитель, воспитатель-родитель. Существуют проекты долгосрочные и краткосрочные, творческие, практико-ориентированные и информационные. В технологии проектирования важно обеспечить каждому ребенку максимальное раскрытие его интересов и способностей. Так, ко дню Земли – 22 апреля, в рамках экологического воспитания можно  реализовать двухнедельный экологический проект «Сохраним Землю голубой и зелёной»: на этапе реализации проекта провести НОД познавательного цикла, физкультурные занятия, ООД по художественно – эстетическому развитию; подвижные и сюжетно – ролевые игры, например: «Путешествие в лес», «Путешествие в жаркие страны», «Лесная школа»; совместно с родителями организовать  выставку работ из бросового материала, разработать тематические папки – передвижки, папку – передвижку «Планета Земля – наш общий дом».
На этапе подведения итогов провести праздник «День Рождения Земли».
 
 
 
 
 
 
 
                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                          
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...