Экспериментально- исследовательский проект для 2 младшей группы «Лаборатория неживой природы».
проект по окружающему миру (младшая группа)
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой.
Здесь в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Тема проекта: «Лаборатория неживой природы»
Тип проекта: информационно-исследовательский
Длительность проекта: 9.01.2019-31. 01.2019 г.
Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, родители, педагоги.
Актуальность темы: Наши дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владеть знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать этими знаниями, мыслить самостоятельно, творчески.
Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.). Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес кразличного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Проблема: Как познакомить детей с неживой природой?
Цели проекта:
-развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
-обогащение представлений малышей об объектах неживой природы;
-развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
-развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, --установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
-создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи проекта:
-расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
-знакомить с различными свойствами веществ;
-развивать представления детей о некоторых факторах среды свет; вода-переход в различные состояния; воздух — его давление и сила.
-расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;
-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Ожидаемые результаты:
-вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
-обогатить представление малышей об объектах неживой природы.
Реализация проекта:
Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по данному направлению запланировали на 3 раза в неделю по 10-15 минут во вторую половину дня. Работа будет проводиться в организованном в детском учреждении «лаборатории экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Во время эксперимента нельзя упускать и воспитательные моменты - дети должны самостоятельно наводить порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
I этап проекта: подготовительный
1.Подбор методической литературы.
2.Составление плана проектной деятельности.
3. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом
4.Привлечение родителей к пополнению оборудованием «центра экспериментирования».
Оборудование лаборатории экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.
II этап проекта: основной
Работа с детьми
Перспективный план
№ | Исследуемый объект или явление | Название мероприятия (опыта | Цель опыта | Материал, оборудование |
1 | Вода | 1.Узнаем, какая вода? | Выявить свойства воды имеет вес, прозрачная, льётся | Две одинаковые ёмкости, закрытые крышками- одна путая, другая чистой водой; набор мелких цветных предметов
|
2. Волшебница - вода | Продолжать выявлять свойства воды – она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус | Три одинаковые ёмкости водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе; 10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей |
III этап: заключительный
Работа с родителями
Анкетирование - "Исследовательская активность вашего ребенка в семье ". Цель: изучить мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье; исследовать условия совместного детско-родительского эксперимента.
Консультация- "Организация детского экспериментирования в домашних условиях ". Цель: познакомить с организацией детского экспериментирования в домашних условиях.
Консультация- "Памятка для родителей «Экспериментирование с водой».
Цель: познакомить экспериментированием с водой дома.
Литература
1. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995 г.
2. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005. . 3.Экологические проекты в детском саду/ Масленникова О. М, Филиппенко А. А.- Волгоград: Учитель,2011 г. . Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
4. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Лаборатория неживой природы"
Цель занятия: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей. Развивать самостоятельную познавательную активность через исследовательс...
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе: познание неживой природы "Мыльные пузыри"
Мой конспект в области "Познание" по формированию представлений о неживой природе содержит доступный материал,соответствующий возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста в игрово...
Конспект экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной группе "Лаборатория молока"
образовательная деятельность в подготовительной группе с использованием ИКТ. Опыты и эксперименты с молоком и молочными продуктами....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе "Лаборатория неживой природы"
Конспект занятия в младшей группе в области познание, основан на экспериментальной деятельности. На занятии вместе с детьми изучаются свойства воды....
Проект в ясельной группе "Лаборатория неживой природы"
план проекта с детьми с целью ознакомления с неживой природой...
Экологический проект для детей младшей группы "Лаборатория неживой природы" экспериментирование.
Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы,к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользу...
Проект по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Лаборатория неживой природы»
Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, принятие активного участия в продуктивной деятельности, проявление эмоциональной отзывчивости....