Конспект по познавательному развитию "Камни" подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гурылева Марина Юрьевна

Конспект открытого занятия по познавательному развитию по проблемно-поисковой деятельности. Цель занятия: Угляблять представления детей об объектах неживой природы. Приобщать к проблемно поисковой деятельности через постановку проблемы. Конспект составлен для подготовительной группы. В ходе занятия  перед детьми ставится проблема. В лаборатории дети знакомятсясо свойствами камней, в гости к детям приходит библиотекарь, который организует выставку, а затем знакомит детей с литературой по данной теме. В конце занятия дети оформляют книгу, куда помещают свои знаний в виде карточек и картинок. Релаксация - что интересного узнали и что удивило.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  комбинированного  вида  «Улыбка»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В рамках семинара заместителей заведующих по ВМР

  «Проблемно-поисковая технология в различных вида деятельности дошкольников»

Образовательная  область «Познавательное развитие»

Тема: «Камни»

22.01.19г.

Занятие составили и разработали

 воспитатели

 Гурылева Марина Юрьевна

Ефимова Светлана Николаевна

Московская область п.Пограничный 2019г.

Конспект НОД по познавательному развитию

 Тема: «Камни»

Группа: подготовительная

Воспитатели: Гурылева М.Ю. Ефимова С.Н

Цель: Углублять представление детей об объектах неживой природы: камнях. Приобщать к поисково- исследовательской деятельности через постановку проблемы.

Задачи:

Учебные:

- определять свойства камней экспериментальным путем ;

- формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта (размер, форма, температура и т.п.);

-  формировать у детей упорство и настойчивость в достижении поставленной цели;

- формировать  самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

- совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок.

Развивающие: 
-развивать у детей познавательный интерес через проблемно-поисковую деятельность;

-развивать мышление, внимание, умение выдвигать гипотезы, делать выводы по результатам исследований;

 -развивать умение излагать свое сообщение кратко, точно;

- активизировать словарь;

- развивать мелкую моторику;

- развивать диалогическую и монологическую речь.

Воспитательные:
- формировать  навыки работы в коллективе, желание оказывать помощь и поддержку товарищам, откликаться на просьбу.

- воспитывать аккуратность;

- культуру общения.

Оборудование:

Телевизор, ноутбук, спецодежда, контейнер с водой, лупа, ложка, камни: пемза, галька, щебень, гранит, мрамор;  книги с иллюстрациями «Камни в природе» «Добыча камней», «Использование камней человеком» , презентация на тему;  книги: «Минералы и драгоценные камни» - СПб: «БКК», 2016.-96с..путеводитель – серия Узнай мир; минералы и камни/ Пер. с немецкого Ю.Ю.Зленко – М: ООО «ТД «Издательство. Мир книги» 2007; коллекция минералов,  магнитная доска, карточки со схемами и иллюстрациями; шаблон книги.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Фиксики», чтение художественной литературы: «Минералы», «Горы», «Камни», сказки Бажова «Серебряное копытце», «Каменный цветок», танец «Помогатор», просмотр видеороликов из интернета на данную тему.

 Словарная работа: шершавый, пемза, облицовывают, мостят, минералы, фотокорреспондент, библиотекарь.

 

Ход занятия:

  1. Ребята, наш хорошо знакомый герой мультфильма Нолик обратился к нам за помощью.

Почтальон принес сегодня утром письмо и посылку.

Письмо

    Здравствуйте ребята! На столе у Дим Димыча я нашел предмет.

Что это не знаю?

Как он называется?

Какие свойства имеет?

Где его можно найти?
Как его можно использовать?

Узнайте и пришлите мне ответ.


В: Вот так задание! (Открываю посылку и показываю).

Посмотрите, что в посылке?

Д: Камень!

В: Невозможно представить себе мир без камней. Слово камень прочно вошел в наш язык. Для нас камень считается чем-то обыденным.  Нас с вами камни окружают повсюду, даже в тех местах, где мы возможно не ожидаем их увидеть.  А Нолик ничего не знает о камнях?  Поможем Нолику?

Д: Да!

В: Мы уже многое знаем о камнях. А хотели бы вы узнать про камни еще больше?

Д: Хотели!

В: Нолик просит прислать ему ответ.

 

(Проблема) А как нам передать все свои знания, которые мы узнаем о камнях Нолику?

Давайте подумаем, как это сделать?

Д: Можно снять  на видео, сфотографировать, а можно все, что мы узнаем собрать и составить книгу. Ведь книга – источник знаний!

В: Отличная идея, собрать книгу!

Кто-то умеет из вас фотографировать?  (Алеша поднимает руку)

Алеша будет у нас фотокорреспондентом. Бери фотоаппарат и будешь фотографировать все, что мы будем делать. А шаблон книги у меня есть

( показываю детям).

Ребята, а где мы можем провести обследование камней?

Д: В лаборатории!

В: Прошу надеть спецодежду и пройти в мини лабораторию.

 (Дети садятся за столы.)

В: Вспомните, какие помощники есть у нас, которые помогают нам обследовать камни? Подумайте и назовите.

Д: Глаза, пальцы рук.

В: Правильно: глаза, , пальцы рук.

В: Чтобы выяснить,  какими бывают камни, нам нужно провести серию опытов.

2.

Опыт 1. «Шершавый и гладкий»

В:Возьмите лупы и рассмотрите камни, потрогайте их и скажите: «Какие они на ощупь?»

Д: Камни бывают гладкие и шершавые

Опыт 2 «Большой – маленький»

В: Найдите и покажите самый большой, средний  и самый маленький камни. Какой можно сделать вывод.
Д: Камни бывают по размеру большие, средние и маленькие.

Опыт № 3 «Цвет, форма»

В: А еще чем отличаются камни друг от друга? Посмотрите, подумайте?

Д: Все камни разного цвета и разной формы . 

Опыт 4 «Легкий-тяжелый»

В: А что вы видите на столах, как вы думаете для чего нам ванночки с водой?

Какой эксперимент мы можем провести, используя воду и камни?

Д: Опустить камни в воду.

В: Опустите камни в воду, что вы видите?

Д: Камень утонул.

В: Какой вывод можно сделать?
Д: Камни тонут в воде, потому, что тяжелые.

В: Посмотрите, на камень  в воде, что еще можно сказать про него.

Д: Цвет камня стал ярче.

В воде цвет камней ярче.

В: А у меня есть вот такие камни посмотрите, потрогайте (Раздаю детям пемзу).  

Может кто-то знает, как называется этот камень?

В: Правильно – это пемза.

Она образовалась во время извержения вулкана. Пемза образуется из раскаленной лавы (лава - эта расплавленные камни),  она кипит и смешивается с газами.  

 А когда она остывает, то от газа остаются пузырьки

Рассмотрите, какая пемза?

Д:  (Дети держат пемзу в руке, как бы взвешивая).  Легкая, вся в дырочках!

В: Опустите в воду пемзу.

Д: Пемза плавает.

В: Значит, сделайте вывод.

Д: Камни тонут в воде, а пемза нет, но это тоже камень.

Почему пемза не тонет в воде?

Д: Внутри камня воздух.

5. Опыт «Теплый – холодный»

В: Возьмите ложку и вытащите камень из воды. Приложите камень к запястью. Какой камень теплый или холодный?

Д: Холодный!

Дыхательная гимнастика

В: Положите камень на ладонь, носом делаем вдох, а ртом выдох несколько раз. А теперь приложите камень к запястью. Какой он стал?

Д: Камень стал теплый.

В:Сделайте вывод.

Д: Температура камней  меняется от окружающей среды.

А сейчас вспомним,  с чего мы начинали обследования камней.

(Раздаю карточки, дети выходят к доске крепят карточку и делают вывод).

Приглашаю всех на веселую разминку.

2.Динамическая пауза «Танец «Помогатор»

        

 3.В: А где еще можно найти информацию о камнях?

Д: Прочитать: в книге, в газете, в журнале; спросить взрослого, посмотреть в интернете,

можно пойти в библиотеку.

В:Хорошая идея.

В: Сегодня библиотекарь  сам пришел к нам в гости.

(Входит библиотекарь в руках несет книги).

4. Мини библиотека

Б: Здравствуйте! Ребята, приглашаю посетить выставку «Мир камней» , в котором представлена коллекция  минералов, камни, изделия из камней и минералов.

(Дети рассматривают камни)

(Библиотекарь обращает внимание на камни: гранит и мрамор. Предлагает все рассмотреть и потрогать).

Б: Обратите внимание на камни.  Черные камни это гранит, а белые это мрамор.

Посмотрите вот еще камни

Эти камни называются минералы. Чем они отличаются от обычных камней?

Д: Они красивые.

Красота минералов всегда привлекала людей, а драгоценные камни всегда украшали символы власти царей и королей. Формы и цвета всегда вызывали восхищения и у обычных людей. Они имеют кристаллическое строение. Рассмотрите кристаллы.

Из этих минералов, что представлены на выставке в мастерской можно сделать красивые украшения. Вот такие, как эти. (Обратить снимание детей на украшения: бусы, кольца).
Ребята, а кто захочет еще что-то узнать про минералы и камни, то в Серпуховском выставочном центре  работает выставка «Сокровища подземного царства».

А сейчас прошу всех пройти к книжному уголку. (Дети присаживаются за столы).

Б: Предлагаю вам посмотреть книги:

«Камни в природе»;

«Добыча камней»

«Использование камней человеком»

Вы рассмотрите картинки в книгах, я отвечу на ваши вопросы, а потом вы поделитесь информацией друг с другом. А так как во времени мы ограничены,  я поставлю  песочные часы.

(Дети смотрят картинки, библиотекарь, помогает, рассказывает, объясняет. В каждой книге лежат карточки.).

Б: Внимание!. Время истекло. Прошу поделиться информацией друг с другом.

(Дети по 2 чел. выходят и  рассказывают, что они увидели в своей книге. На телевизоре идет презентация картинок по книге. В конце рассказа дети крепят карточки  на доску. Дети рассказали, библиотекарь берет у фотокорреспондента  фотоаппарат и идет распечатывать фотографии).

В: В течение всего исследования мы проводили опыты, искали информацию о камнях. Фотокорреспондент снимал все на фотоаппарат.

Прошу вас заполнить книгу.

С чего мы начинали? (Показываю карточку с наклеенными камнями). Креплю карточку в книгу.

Прошу детей снять карточки с доски  и вместе с ними креплю их в книгу.

А вот и фотографии готовы.( Дети крепят фотографии  в книгу).

Дети, у нас у книги нет названия, я приготовила буквы, а они все перепутались. Помогите собрать название книги. (Дети собирают название и крепят буквы на книгу.)

Посмотрите, чего-то еще не хватает у нашей книги?

Д: В самом верху книги пишут кто автор.

В: А кто у нас автор этой красивой, познавательной книги?

Д: Мы!

В: Надо нам и авторов разместить, Чтобы было понятно кто составил книгу.

(Дети крепят фотографии).

Вот и подошло к концу наше в вами исследование. Как много мы сегодня узнали.

Посмотрите, какая красивая книга у нас получилась.

Эту книгу мы подарим в библиотеку, и ее смогут посмотреть все. А Нолику мы отправим приглашение по почте. Он придет в библиотеку, посмотрит книгу и узнает, что это за предмет, как он называется, где его можно найти, как его можно использовать, какие свойства он имеет.

Скажите, справились мы с заданием Нолика?

Д: Да!

В: Что нового вы сегодня узнали?

Д: Мы провели опыты и узнали, какие свойства имеют камни, какие красивые минералы,  высокие горы – это камни,  камни встречаются в природе везде, из камней можно строить дома, мосты, красивые статуи…

В: Ребята, а что Вас удивило?

Д: Пемза не тонет в воде.

В: Я,  вам дарю пемзу и  камни, вы можете дома показать опыты своим родителям, пригласить их в библиотеку и показать им книгу.

А сейчас большое спасибо вам за проделанную работу, а гостей за внимание.

Текст примерного пересказа книги «Камни в природе»

Камни в природе встречаются везде. Самые большие камни это каменные горы. Они целиком состоят из камней. Но дует ветер, идут дожди и огромные камни рассыпаются на мелкие камушки. Еще камни есть в морях и океанах. Они могут быть там как большие, так и маленькие. На берегу камни могут быть большие и маленькие. В горных реках тоже много камней. Они трутся в воде друг об друга и поэтому они гладкие – голыши.

Текст примерного пересказа книги «Добыча камней»

Камни добывают открытым и закрытым способом. Закрытым способом это под землей. А открытым способом это на земле. Крупные камни взрывают, а потом экскаватором грузят на машины и везут на заводы, стройки или засыпают на дороге ямы. Красивые белые камни  - мрамор пилят огромной пилой,  или откалывают. Вбивают большие железные клинья,  и камень откалывается, потом его  грузят на машины и везут в мастерские или завод.  Чтобы увезти, такой большой камень нужны большие грузовые машины.

Текст примерного пересказа «Использование камней человеком»

С древних времен люди строили свои дома из камней. Строили крепости, которые защищали людей от врагов. Из камней мостили дороги. Строили мосты и набережные. Из красивых камней мрамора и гранита делают красивые статуи и памятники. А еще камнем  отделаны все станции метро. И они очень красивые. Из маленьких камушков можно делать картины – мозаики. Камни человеку очень нужны для строительства и для красоты.

  1. Савостина
  2.  Атаманов  
  3. Колчин
  4. Гарькина
  5. Путров
  6. Пантелеева
  7. Кузнецов - фотокорреспондент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП  НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель:    дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)

    Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятель...