Конспект по познавательному развитию "Камни" подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия по познавательному развитию по проблемно-поисковой деятельности. Цель занятия: Угляблять представления детей об объектах неживой природы. Приобщать к проблемно поисковой деятельности через постановку проблемы. Конспект составлен для подготовительной группы. В ходе занятия перед детьми ставится проблема. В лаборатории дети знакомятсясо свойствами камней, в гости к детям приходит библиотекарь, который организует выставку, а затем знакомит детей с литературой по данной теме. В конце занятия дети оформляют книгу, куда помещают свои знаний в виде карточек и картинок. Релаксация - что интересного узнали и что удивило.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по поисково-исследовательской деятельности "Камни" | 33.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Улыбка»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В рамках семинара заместителей заведующих по ВМР
«Проблемно-поисковая технология в различных вида деятельности дошкольников»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Камни»
22.01.19г.
Занятие составили и разработали
воспитатели
Гурылева Марина Юрьевна
Ефимова Светлана Николаевна
Московская область п.Пограничный 2019г.
Конспект НОД по познавательному развитию
Тема: «Камни»
Группа: подготовительная
Воспитатели: Гурылева М.Ю. Ефимова С.Н
Цель: Углублять представление детей об объектах неживой природы: камнях. Приобщать к поисково- исследовательской деятельности через постановку проблемы.
Задачи:
Учебные:
- определять свойства камней экспериментальным путем ;
- формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта (размер, форма, температура и т.п.);
- формировать у детей упорство и настойчивость в достижении поставленной цели;
- формировать самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок.
Развивающие:
-развивать у детей познавательный интерес через проблемно-поисковую деятельность;
-развивать мышление, внимание, умение выдвигать гипотезы, делать выводы по результатам исследований;
-развивать умение излагать свое сообщение кратко, точно;
- активизировать словарь;
- развивать мелкую моторику;
- развивать диалогическую и монологическую речь.
Воспитательные:
- формировать навыки работы в коллективе, желание оказывать помощь и поддержку товарищам, откликаться на просьбу.
- воспитывать аккуратность;
- культуру общения.
Оборудование:
Телевизор, ноутбук, спецодежда, контейнер с водой, лупа, ложка, камни: пемза, галька, щебень, гранит, мрамор; книги с иллюстрациями «Камни в природе» «Добыча камней», «Использование камней человеком» , презентация на тему; книги: «Минералы и драгоценные камни» - СПб: «БКК», 2016.-96с..путеводитель – серия Узнай мир; минералы и камни/ Пер. с немецкого Ю.Ю.Зленко – М: ООО «ТД «Издательство. Мир книги» 2007; коллекция минералов, магнитная доска, карточки со схемами и иллюстрациями; шаблон книги.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Фиксики», чтение художественной литературы: «Минералы», «Горы», «Камни», сказки Бажова «Серебряное копытце», «Каменный цветок», танец «Помогатор», просмотр видеороликов из интернета на данную тему.
Словарная работа: шершавый, пемза, облицовывают, мостят, минералы, фотокорреспондент, библиотекарь.
Ход занятия:
- Ребята, наш хорошо знакомый герой мультфильма Нолик обратился к нам за помощью.
Почтальон принес сегодня утром письмо и посылку.
Письмо
Здравствуйте ребята! На столе у Дим Димыча я нашел предмет.
Что это не знаю?
Как он называется?
Какие свойства имеет?
Где его можно найти?
Как его можно использовать?
Узнайте и пришлите мне ответ.
В: Вот так задание! (Открываю посылку и показываю).
Посмотрите, что в посылке?
Д: Камень!
В: Невозможно представить себе мир без камней. Слово камень прочно вошел в наш язык. Для нас камень считается чем-то обыденным. Нас с вами камни окружают повсюду, даже в тех местах, где мы возможно не ожидаем их увидеть. А Нолик ничего не знает о камнях? Поможем Нолику?
Д: Да!
В: Мы уже многое знаем о камнях. А хотели бы вы узнать про камни еще больше?
Д: Хотели!
В: Нолик просит прислать ему ответ.
(Проблема) А как нам передать все свои знания, которые мы узнаем о камнях Нолику?
Давайте подумаем, как это сделать?
Д: Можно снять на видео, сфотографировать, а можно все, что мы узнаем собрать и составить книгу. Ведь книга – источник знаний!
В: Отличная идея, собрать книгу!
Кто-то умеет из вас фотографировать? (Алеша поднимает руку)
Алеша будет у нас фотокорреспондентом. Бери фотоаппарат и будешь фотографировать все, что мы будем делать. А шаблон книги у меня есть
( показываю детям).
Ребята, а где мы можем провести обследование камней?
Д: В лаборатории!
В: Прошу надеть спецодежду и пройти в мини лабораторию.
(Дети садятся за столы.)
В: Вспомните, какие помощники есть у нас, которые помогают нам обследовать камни? Подумайте и назовите.
Д: Глаза, пальцы рук.
В: Правильно: глаза, , пальцы рук.
В: Чтобы выяснить, какими бывают камни, нам нужно провести серию опытов.
2.
Опыт 1. «Шершавый и гладкий»
В:Возьмите лупы и рассмотрите камни, потрогайте их и скажите: «Какие они на ощупь?»
Д: Камни бывают гладкие и шершавые
Опыт 2 «Большой – маленький»
В: Найдите и покажите самый большой, средний и самый маленький камни. Какой можно сделать вывод.
Д: Камни бывают по размеру большие, средние и маленькие.
Опыт № 3 «Цвет, форма»
В: А еще чем отличаются камни друг от друга? Посмотрите, подумайте?
Д: Все камни разного цвета и разной формы .
Опыт 4 «Легкий-тяжелый»
В: А что вы видите на столах, как вы думаете для чего нам ванночки с водой?
Какой эксперимент мы можем провести, используя воду и камни?
Д: Опустить камни в воду.
В: Опустите камни в воду, что вы видите?
Д: Камень утонул.
В: Какой вывод можно сделать?
Д: Камни тонут в воде, потому, что тяжелые.
В: Посмотрите, на камень в воде, что еще можно сказать про него.
Д: Цвет камня стал ярче.
В воде цвет камней ярче.
В: А у меня есть вот такие камни посмотрите, потрогайте (Раздаю детям пемзу).
Может кто-то знает, как называется этот камень?
В: Правильно – это пемза.
Она образовалась во время извержения вулкана. Пемза образуется из раскаленной лавы (лава - эта расплавленные камни), она кипит и смешивается с газами.
А когда она остывает, то от газа остаются пузырьки
Рассмотрите, какая пемза?
Д: (Дети держат пемзу в руке, как бы взвешивая). Легкая, вся в дырочках!
В: Опустите в воду пемзу.
Д: Пемза плавает.
В: Значит, сделайте вывод.
Д: Камни тонут в воде, а пемза нет, но это тоже камень.
Почему пемза не тонет в воде?
Д: Внутри камня воздух.
5. Опыт «Теплый – холодный»
В: Возьмите ложку и вытащите камень из воды. Приложите камень к запястью. Какой камень теплый или холодный?
Д: Холодный!
Дыхательная гимнастика
В: Положите камень на ладонь, носом делаем вдох, а ртом выдох несколько раз. А теперь приложите камень к запястью. Какой он стал?
Д: Камень стал теплый.
В:Сделайте вывод.
Д: Температура камней меняется от окружающей среды.
А сейчас вспомним, с чего мы начинали обследования камней.
(Раздаю карточки, дети выходят к доске крепят карточку и делают вывод).
Приглашаю всех на веселую разминку.
2.Динамическая пауза «Танец «Помогатор»
3.В: А где еще можно найти информацию о камнях?
Д: Прочитать: в книге, в газете, в журнале; спросить взрослого, посмотреть в интернете,
можно пойти в библиотеку.
В:Хорошая идея.
В: Сегодня библиотекарь сам пришел к нам в гости.
(Входит библиотекарь в руках несет книги).
4. Мини библиотека
Б: Здравствуйте! Ребята, приглашаю посетить выставку «Мир камней» , в котором представлена коллекция минералов, камни, изделия из камней и минералов.
(Дети рассматривают камни)
(Библиотекарь обращает внимание на камни: гранит и мрамор. Предлагает все рассмотреть и потрогать).
Б: Обратите внимание на камни. Черные камни это гранит, а белые это мрамор.
Посмотрите вот еще камни
Эти камни называются минералы. Чем они отличаются от обычных камней?
Д: Они красивые.
Красота минералов всегда привлекала людей, а драгоценные камни всегда украшали символы власти царей и королей. Формы и цвета всегда вызывали восхищения и у обычных людей. Они имеют кристаллическое строение. Рассмотрите кристаллы.
Из этих минералов, что представлены на выставке в мастерской можно сделать красивые украшения. Вот такие, как эти. (Обратить снимание детей на украшения: бусы, кольца).
Ребята, а кто захочет еще что-то узнать про минералы и камни, то в Серпуховском выставочном центре работает выставка «Сокровища подземного царства».
А сейчас прошу всех пройти к книжному уголку. (Дети присаживаются за столы).
Б: Предлагаю вам посмотреть книги:
«Камни в природе»;
«Добыча камней»
«Использование камней человеком»
Вы рассмотрите картинки в книгах, я отвечу на ваши вопросы, а потом вы поделитесь информацией друг с другом. А так как во времени мы ограничены, я поставлю песочные часы.
(Дети смотрят картинки, библиотекарь, помогает, рассказывает, объясняет. В каждой книге лежат карточки.).
Б: Внимание!. Время истекло. Прошу поделиться информацией друг с другом.
(Дети по 2 чел. выходят и рассказывают, что они увидели в своей книге. На телевизоре идет презентация картинок по книге. В конце рассказа дети крепят карточки на доску. Дети рассказали, библиотекарь берет у фотокорреспондента фотоаппарат и идет распечатывать фотографии).
В: В течение всего исследования мы проводили опыты, искали информацию о камнях. Фотокорреспондент снимал все на фотоаппарат.
Прошу вас заполнить книгу.
С чего мы начинали? (Показываю карточку с наклеенными камнями). Креплю карточку в книгу.
Прошу детей снять карточки с доски и вместе с ними креплю их в книгу.
А вот и фотографии готовы.( Дети крепят фотографии в книгу).
Дети, у нас у книги нет названия, я приготовила буквы, а они все перепутались. Помогите собрать название книги. (Дети собирают название и крепят буквы на книгу.)
Посмотрите, чего-то еще не хватает у нашей книги?
Д: В самом верху книги пишут кто автор.
В: А кто у нас автор этой красивой, познавательной книги?
Д: Мы!
В: Надо нам и авторов разместить, Чтобы было понятно кто составил книгу.
(Дети крепят фотографии).
Вот и подошло к концу наше в вами исследование. Как много мы сегодня узнали.
Посмотрите, какая красивая книга у нас получилась.
Эту книгу мы подарим в библиотеку, и ее смогут посмотреть все. А Нолику мы отправим приглашение по почте. Он придет в библиотеку, посмотрит книгу и узнает, что это за предмет, как он называется, где его можно найти, как его можно использовать, какие свойства он имеет.
Скажите, справились мы с заданием Нолика?
Д: Да!
В: Что нового вы сегодня узнали?
Д: Мы провели опыты и узнали, какие свойства имеют камни, какие красивые минералы, высокие горы – это камни, камни встречаются в природе везде, из камней можно строить дома, мосты, красивые статуи…
В: Ребята, а что Вас удивило?
Д: Пемза не тонет в воде.
В: Я, вам дарю пемзу и камни, вы можете дома показать опыты своим родителям, пригласить их в библиотеку и показать им книгу.
А сейчас большое спасибо вам за проделанную работу, а гостей за внимание.
Текст примерного пересказа книги «Камни в природе»
Камни в природе встречаются везде. Самые большие камни это каменные горы. Они целиком состоят из камней. Но дует ветер, идут дожди и огромные камни рассыпаются на мелкие камушки. Еще камни есть в морях и океанах. Они могут быть там как большие, так и маленькие. На берегу камни могут быть большие и маленькие. В горных реках тоже много камней. Они трутся в воде друг об друга и поэтому они гладкие – голыши.
Текст примерного пересказа книги «Добыча камней»
Камни добывают открытым и закрытым способом. Закрытым способом это под землей. А открытым способом это на земле. Крупные камни взрывают, а потом экскаватором грузят на машины и везут на заводы, стройки или засыпают на дороге ямы. Красивые белые камни - мрамор пилят огромной пилой, или откалывают. Вбивают большие железные клинья, и камень откалывается, потом его грузят на машины и везут в мастерские или завод. Чтобы увезти, такой большой камень нужны большие грузовые машины.
Текст примерного пересказа «Использование камней человеком»
С древних времен люди строили свои дома из камней. Строили крепости, которые защищали людей от врагов. Из камней мостили дороги. Строили мосты и набережные. Из красивых камней мрамора и гранита делают красивые статуи и памятники. А еще камнем отделаны все станции метро. И они очень красивые. Из маленьких камушков можно делать картины – мозаики. Камни человеку очень нужны для строительства и для красоты.
- Савостина
- Атаманов
- Колчин
- Гарькина
- Путров
- Пантелеева
- Кузнецов - фотокорреспондент
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами
Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятель...
Образовательная область «Познавательное развитие» Развитие познавательно-исследовательской деятельности Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие на воздушном шаре»
Цель: закрепление представлений детей о свойствах воды, снега, льда и воздуха....