Экспериментально-исследовательская деятельность "Бумага и ее свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Савватеева Татьяна Сергеевна

Всем известная бумага, с которой дети взаимодействуют каждый день - рисуют, создают аппликации, вытирают рот бумажными салфетками. Но так ли она проста? И чем отличается от других материалов? Именно об этом дети узнают на данном занятии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumaga_i_ee_svoystva_starshaya_gruppa.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды» с углубленным изучением физической культуры Приморского района Санкт-Петербурга

дошкольное отделение

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности

Тема: «Бумага и ее свойства»

Выполнила и провела:

Воспитатель

Савватеева Т.С.

Санкт-Петербург

2018

Цель: Формировать представления дошкольников о свойствах бумаги на основе проведения опытов.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие 

Задачи:

Речевое развитие:

  • развивать мышление, речь
  • активизировать словарь

Познавательное развитие

  • развивать познавательный интерес к свойствам бумаги
  • развивать умение делать выводы.

Социально-коммуникативное развитие

  • закреплять знания о правилах безопасности во время проведения опытов.

Материалы и оборудование: по три кубика на каждого ребенка, образцы для проведения опытов (обычный лист бумаги, газета, пергаментная бумага, картон, полиэтилен, фольга, ткань, ½ листа А4), зажигалка, металлическая миска.  

Ход занятия:

Появляется грустный Незнайка (кукла).

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка! Почему ты такой грустный?

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, я теперь хожу в школу. И мне дали несколько листочков, из которых мне нужно выбрать бумагу. Я и так и сяк выбирал: и нюхал и пробовал и взвешивал, а все неправильно. Может, вы мне поможете?

Дети: поможем!

Воспитатель: Незнайка, как ты вовремя зашел! Мы с ребятами как раз хотели провести несколько опытов с бумагой. Но давайте, сначала выясним, а для чего нужна бумага? (из нее изготавливают книги, газеты, на ней рисуют). Правильно. Бумага – это величайшее изобретение человечества, поскольку благодаря ей человек смог записать и сохранить свои знания, историю и литературные произведения. До изобретения бумаги люди тоже создавали книги – на глиняных табличках и камнях. Но такие книги были очень громоздкими. А бумага – тонкая и легкая – могла вместить гораздо больший объем знаний и при этом занимать меньше места. Но чем же бумага отличается от других материалов?

Для начала я предлагаю вам самим решить, какие листочки у вас на столе бумажные, а какие нет, разложив их на две кучки.

Дети выполняют, Незнайка смотрит, одобрительно кивая.

Воспитатель: Что ж, закончили. У всех я смотрю, получились совершенно разные результаты. Незнайка, у тебя также было?

Незнайка: Угу.

Воспитатель: Что ж, давайте разбираться. Начнем с того, в чем сомнения нет. В обычном листе бумаги. Сомните ее. Посмотрите, она держит форму. Разворачивайте. Теперь попробуйте порвать. как она рвется? (ответы детей). А что будет, если мы ее подожжём? (она загорится).

Воспитатель просит подойти всех к одному столу. Объясняет, что близко наклоняться не нужно и подносить руки к огню. Затем поджигает лист бумаги в металлической миске.

  Далее по аналогии проводятся опыты со всеми образцами: дети мнут образец, разворачивают и пытаются порвать. А затем воспитатель поджигает образец. Дети делают вывод о том, является ли исследуемый образец бумагой или нет и кладут в нужную кучку.

При исследовании полиэтилена и ткани выясняется, что они не держат форму, когда их сминают, и их невозможно порвать. Полиэтилен при воздействии огнем плавится. Фольгу легко порвать и смять, но нелегко развернуть, а в огне она не горит. Картон мнется и рвется, но сделать это не так просто, т.к. он плотный, но горит он также легко, как обычная бумага.

После проведения опытов дети делают выводы: бумага легко мнется и держит форму, благодаря чему из нее можно делать разные поделки (например, оригами), ее легко порвать, если она тонкая, но она может быть и достаточно прочной. Бумага боится огня, т.к. сделана из древесины.

Незнайка: Теперь я правильно сделаю задание! Ура! Спасибо, ребята!

Воспитатель: Незнайка, погоди. Я хочу ребятам еще кое-что показать. Тебе тоже понравится. Как вы думаете, бумага сильная? (ответы детей). А как это проверить? Если мы сделаем из листа бумаги мост и поставим на него кубик, выдержит ли она его вес? (ответы). Давайте проверим.

Воспитатель раздает 1\2 листа А4. Дети выполняют задание: на два кубика-опоры кладется лист-мост и сверху посередине ставится третий кубик. Кубик проваливается вместе с мостом.

Воспитатель: Бумажный мост не выдержал. А теперь попробуем свернуть из нашего листа гармошку и повторить опыт.

Дети сворачивают из листа гармошку и делают мост. Лист без проблем выдерживает вес кубика. Тогда детям предлагает проверить, сколько кубиков может выдержать такой мост.

Воспитатель: как вы думаете, почему такой мост выдерживает кубик? Так происходит, потому что вес кубика давит не на весь лист, а лишь на ребра нашей гармошки. Таким образом, изменив форму нашей бумаги, мы можем изменить и ее свойства.

Незнайка: Как здорово! Теперь я знаю, как смогу удивить своих друзей! Спасибо!