Проект для старшей группы "Заповедные места родного края"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Сухань Лилия Витальевна
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться, приобретать экологические знания, испытывать потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживать им, проявлять доброту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zapovednye_mesta_rodnogo_kraya.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Срок реализации: 2 недели

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Ресурсное обеспечение проекта: альбомы «Озеро Байкал», «Животные и растения озера Байкал», материал о Байкале (стихи, рассказы, сказки, легенды, открытки, слайды, картины, карты ), дидактические игры, загадки.

        Проект «Заповедные места родного края»

Составила проект: Сухань Л. В.

Тип проекта: групповой, краткосрочный, познавательный.

По содержанию: ребёнок и семья, ребёнок и природа.

По характеру участия ребенка: ребенок – участник общения

По характеру контактов: в контакте со сверстниками и с другими людьми

По количеству участников: коллективный        

По продолжительности: краткосрочный

Планируемый результат: В результате работы дети усвоят нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; появится потребность в приобретении экологических знаний, дети будут испытывать потребность в общении с представителями животного и растительного мира, будут сопереживать им, проявлять доброту и чуткость.

Проект состоит из 3 этапов.

Этап 1. Постановка проблемы, цели, задач.

Постановка проблемы: 

      Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться, приобретать экологические знания, испытывать потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживать им, проявлять доброту. Учитывая, что представления детей шестого года жизни об объектах природы и заповедниках родного края в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения  формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности «Заповедники родного края». Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, творческую, исследовательскую, конструктивную.

       Гипотеза:

    Проект поможет глубже и ярче изучить заповедные места родного края, животный и растительный мир заповедных мест, пополнить свои знания о родной природе. Дети научатся ценить и беречь природу. Улучшаться взаимоотношения между взрослыми и детьми, детьми между собой в процессе выполнения коллективных работ.

       Актуальность.

    Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту. Экологическая проблема – это огромная проблема современного общества.  И поэтому большое значение приобретает непрерывное экологическое образование и воспитание молодёжи, начиная с дошкольного возраста. Ведь именно им принадлежит будущее и судьба нашей хрупкой планеты.

Дошкольный возраст является первой ступенью в непрерывном экологическом образовании. Перед педагогами ДОУ ставятся определённые задачи: формирование экологической культуры, правильное отношение к природе, отношение к себе как части природы.

Мы  живём в благодатном крае, который называется Сибирь. Рядом с нами находится Озеро Байкал - заповедное место нашего края. Где ещё можно увидеть такое великолепие природы, такое разнообразие флоры и фауны. Но в то же время, это затрудняет нам возможность объяснить детям, что если мы не будем беречь данные нам богатства, то однажды всё это исчезнет с лица Земли. Я поинтересовалась у детей, что же нужно делать, чтобы сберечь богатства заповедных мест нашего края. Как это можно сделать? Подвела их к мысли, что природу обязан беречь человек, в том числе и дети. Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о заповедных местах Сибири.

      Мотив.

   Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей шестого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения продолжают  формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой, с заповедными местами родного края. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности " Заповедные места родного края".

     Цель проекта:

     Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (озере Байкал, об особенностях природы Сибири, флоре и фауне нашего края).

Дошкольникам нужно сообщать эти знания, тем самым развивать интерес  к окружающему миру природы.

В соответствии с поставленной целью основные задачи проекта:

Задачи проекта:

– формировать первичные знания об озере Байкал; о заповедных местах (Байкальский и Баргузинский заповедники);

– расширять представления детей о типичных представителях животного мира Прибайкалья;

– углублять представления об охране животного и растительного мира Байкала;

– познакомить с эпосом народов Прибайкалья;

– воспитывать любовь к родному краю.

Ожидаемый результат:

 - Расширятся знания детей о заповедных местах родного края, флоре и фауне Сибири.

 - Пополнится словарный запас.

 -Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.  

- Дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между бережным отношением к природе родного края и заповедными местами, с их флорой и фауной.

Второй этап.  Подготовительный этап.

   

1.Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

2. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

3.Подборка фотографий, слайдов, картинок, карт, литературы.

4. Разучивание стихотворений о Байкале.

6. Рисование на тему «Жемчужина Сибири».

7. Рекомендации  для родителей «Что мы знаем о Байкале?».

                        Основная часть. Реализация проекта.

      В работе с детьми использовала разнообразные методы обучения: познавательное чтение, продуктивная деятельность, рассматривание картин, слайдов, карт родного края, занятия-беседы познавательного  характера. В уголке природы размещала  различный природный материал. Дети учились различать их по внешнему виду, правильно называть. Использовали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами. В результате этой работы у детей складывались представление о природе родного края, её характерных особенностях. Учила детей отыскивать причины некоторых экологических явлений, устанавливать связи между экологией и природой родного края. На конкретных примерах показывали  детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные зависит от жизнедеятельности человека.

Организовывала разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами - "Чей лист?", "Детки на ветке", "Найди такой же".

С целью эмоционального погружения детей в тему использовались стихи о природе Байкала.

Образовательные     области

Виды детской деятельности

Физическое развитие (здоровье)

Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

П/и «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Ловишки с лентами», «Совушка».

Спортивная эстафета «Мы веселые ребята».

Художественно-эстетическое развитие

Байкальские сказки «Ключ счастья», «Как люди из темноты вышли», «Человек на красном олене».

Сказки бурятского народа «Снег и заяц», «Сорока и ее птенцы», «Женщина и лиса».

Стихи о Байкале «Есть в тайге сибирской нашей», «Неглубокое озеро было спокойно в душе».

Лепка «Нерпа», «Чайки на озере»;

Рисование «Красота байкальской воды», «Растения Байкала»;

Аппликация «Нерпа нежится на солнышке».

Познавательное речевое развитие

Дидактические игры: «Найди детёныша для мамы», «Собери животное», «Определи дерево по листочку», «Что лишнее?», «Назови плод». 

Экологическая мини-лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).

НОД «Защитим природу» (формирование представлений о научной и трудовой деятельности людей в природе, об исследователях, ученых, работниках музеев; проблемах экологии и охраны природы).

Беседы с презентацией  ИКТ об общих характеристиках озера Байкал; о флоре и фауна озера Байкал; о населении Прибайкалья.

Рассказы педагога «как заботиться о диких животных»,  о жизни нерпы.

Отгадывание и загадывание загадок по теме.

Социально-коммуникативное развитие

Решение проблемных ситуаций «Что будет, если вся вода на Земле станет грязной?»; «Что ты можешь сделать, если увидишь пожар в лесу?»; «Как ты объяснишь другу, что нельзя рвать цветы из Красной книги».

Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры и бережного отношения к природе (дети составляли сказки: «Как браконьер стал фотохудожником»; «Как тигры исчезли, когда вырубили тайгу»; «Как дети со спичками в лес пришли» и др.).

Сюжетно-ролевые игры: «Приём у врача фитотерапевта»; «Больница для нерпы»; «Турпоход»,  «Зоолечебница», «Фотоохота».

Взаимодействие с семьёй.

Создания макета «Байкал» совместно с воспитанниками и родителями.

 Сбор литературных произведении о Байкале.

Фотовыставка «Жемчужина Сибири».

Третий этап. Заключительный.

1. Итоговое занятие по теме «Байкал – жемчужина Сибири»

2. Оформление фотогазеты «Жемчужина Сибири»

3. Создание практического материала для родителей: памятки, консультации.

4. Выставка детских рисунков «Красота Байкальской воды».

5. Совместная с родителями викторина «Мы живем на Байкале».

6. Подведение итогов.

Литература:

1. Мишарина Л. А., Горбунова В. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья. - Иркутск, 2007

2. Галкина И. А, Галеева Е. В. Путешествие по Байкалу. - Иркутск, 2011

3. Гусев О. К. На очарованном берегу. – М.: Сов. Россия, 1990

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: Сфера, 2003