Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе на тему «НАСЕКОМЫЕ»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Скажите пожалуйста, какое время года следует за весной? (дети – лето)

Воспитатель: - И я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие в лес, мы сможем там увидеть много интересного. Но прежде чем отправляться в путь, повторим как нужно вести себя в лесу.

(дети –тихо, не мусорить, не разжигать костров, не рвать цветы)

Воспитатель - Что же может расти на полянке в лесу?

(дети –травка, цветочки)

Воспитатель — Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке. А если есть растения, то кого же мы обязательно увидим?

(дети – насекомые)

Воспитатель: - Правильно, вы знаете что насекомые появляются весной?

(дети: - да, когда ярко светит солнце, появляется листочки на деревьях, первые цветочки, возвращается из теплых стран птицы…)

Воспитатель: - Хотите увидеть насекомых?

(дети - да)

Воспитатель: - Но для того чтобы их увидеть, нам с вами нужно отгадать загадки.  Давайте поиграем в игру «Отгадай».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе на тему «НАСЕКОМЫЕ»

Цель: - Формировать эмоционально положительное отношение к окружающему миру,

-расширять и уточнять знания о насекомых, их существенных признаках;

-обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;

-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

-продолжать учить отгадывать загадки

- развивать коммуникативные способности детей в общении с воспитателем и друг другом,

-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

-активизировать и расширять словарный запас;

-развивать связную речь.

Оборудование и материалы:

Конверт с загадками, иллюстрации с изображением насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик), цветные карандаши, заготовки бабочек, вырезанных из бумаги, бумажные цветы, муляжи насекомых.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу;

- рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые»,

- беседы о насекомых, весне;

- наблюдение за насекомыми в повседневной жизни;

- рисование насекомых в свободной деятельности;

- загадывание загадок о насекомых,

- знакомство с литературными произведениями В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Майский жук»), К. Чуковский «Муха – Цокотуха», Г.К. Андерсен «Дюймовочка»;

 - пальчиковая гимнастика «Прилетела к нам вчера».

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Скажите пожалуйста, какое время года следует за весной? (дети – лето)

Воспитатель: - И я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие в лес, мы сможем там увидеть много интересного. Но прежде чем отправляться в путь, повторим как нужно вести себя в лесу.

(дети –тихо, не мусорить, не разжигать костров, не рвать цветы)

Воспитатель - Что же может расти на полянке в лесу?

(дети –травка, цветочки)

Воспитатель — Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке. А если есть растения, то кого же мы обязательно увидим?

(дети – насекомые)

Воспитатель: - Правильно, вы знаете что насекомые появляются весной?

(дети: - да, когда ярко светит солнце, появляется листочки на деревьях, первые цветочки, возвращается из теплых стран птицы…)

Воспитатель: - Хотите увидеть насекомых?

(дети - да)

Воспитатель: - Но для того чтобы их увидеть, нам с вами нужно отгадать загадки.  Давайте поиграем в игру «Отгадай».

Всех жучков она милей

Спинка красная у ней

А на ней кружочки –

Чёрненькие точки.

(божья коровка)

Воспитатель: - Какая она?

(дети - красная, яркая)

Воспитатель: - Значит и мы и птицы могут ее заметить. Как же она защищается от врагов?

(дети - выделяет горькую, желтую жидкость)

Воспитатель: - Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. А что означает красный цвет божьи коровки?

(дети - не прикасайтесь ко мне!)

Воспитатель: - Божья коровка - это полезное насекомое или нет?

(дети - полезное)

Воспитатель: - Какую пользу оно приносит?

(дети -  уничтожает тлю)

Воспитатель: - Верно, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.

С листьев тлю она съедает,

Следить за садом помогает.

Воспитатель: - А вы знаете, под листочком кто-то - спрятался, если мы с вами отгадаем следующую загадку, то узнаем, кто там затаился.

С ветки на тропинку,

С травинки на травинку

Прыгает пружинка -

Зелёненькая спинка. (Кузнечик)

Воспитатель: - Кузнечика мы заметим в траве? Почему?

(дети - в траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)

Воспитатель: - А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?

(дети - мы услышим, как он поет)

Воспитатель: - Чем он делает такие звуки?

(дети -крыльями)

Воспитатель: -  Верно, он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а что делает?

(дети - стрекочет)

Воспитатель: - Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.

Воспитатель: - А теперь для вас следующая загадка.

У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют её….

(Стрекоза)

В лесу у пня суетня, беготня:

Народ рабочий целый день хлопочет. (Муравьи)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела)

Целый день везде летает,

Очень всем надоедает. (Муха)

Воспитатель: - Посмотрите ребята, сколько красивых цветов. Отгадав еще загадки, мы сможем узнать жителей этой цветочной лужайки.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(дети — Бабочка)

Воспитатель: - Расскажите, какая бабочка?

 (дети - красивая, яркая, легкая, разноцветная)

Воспитатель: - Что умеет делать бабочка?

(дети – порхать)

Воспитатель: - Чем питается бабочка?

(дети - соком растений, нектаром)

Воспитатель: -Чем она пьет нектар?

(дети - хоботком)

Воспитатель: - Можно ли ловить бабочек и почему?

(дети - нет, мы можем поранить бабочку)

Физминутка:

Утром бабочка проснулась,

потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

два – изящно покружилась,

Три нагнулась и присела,

на четыре улетела.

(во время физминутки воспитатель вносит заранее заготовленную бабочку)

Дети с воспитателем возвращаются на ковер

Расскажите, какие бабочки по расцветке? (описание бабочек детьми). Что

есть у всех бабочек? А чем они отличаются?

Ответы детей (у них есть усики, туловище, 4 крылышка, лапки и т. д.)

Воспитатель: Обратите внимание, верхние крылышки – правое и левое –

одинаковые по форме и цвету. А нижние?

(дети: - да, и нижние тоже одинаковые.)

 Воспитатель: Вот какие чудесные бабочки! Они такие разноцветные, как цветочки, с яркими узорами на крылышках. Они порхают над полянкой и радуются солнышку.

Песенка «Cолнышко».

Воспитатель: - Вы молодцы! Давайте продолжим наше путешествие. Послушайте, как в лесу тихо, наверно все лесные жители спрятались от нас. Если мы с вами хорошо посмотрим, то сможем их увидеть.

(На пути стоит гриб)

Воспитатель: Посмотрите, какой большой гриб. Под этим грибом тоже может, кто то, прятаться, давайте мы с вами отгадаем ещё одну загадку и узнаем, кто же у нас спрятался под грибом.

Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног, да все без копыт. (Жук) 

(следующая вспомогательная загадка)

Я лечу, лечу, лечу

Очень громко я жужжу. (жук).

Ответы детей.

Воспитатель: - Я хочу вместе с вами рассмотреть жука. Какого он цвета?

Что он умеет делать?

(ответы детей)

Воспитатель: - А теперь мы с вами на минутку превратимся в веселых жуков и поиграем в игру «Веселый жук»

Дети встают в круг.

Хором: Я веселый майский жук (дети хлопают в ладоши)

Знаю все сады вокруг. (Разводят руки в стороны)

Над лужайками кружу (кружатся)

Жужжу А зовут меня. (Показывает каждый на себя)

Не кусай, комарик злой (грозят пальчиком)

Я уже лечу домой. (Бег по кругу, с взмахами рук)

Воспитатель: Кого мы встретили в лесу, ребята? (насекомых)

А сейчас давайте поиграем с вами в игру «Подбери словечко», вам нужно правильно подобрать слова. Я начну, а вы продолжите:

- Майский жук большой, а божья коровка… (маленькая)

- У жука крылья короткие, а у стрекозы… (длинные)

- У бабочки усики тонкие, а у жука… (толстые)

- Шмель жужжит, а кузнечик… (стрекочет)

- Бабочка летает, а гусеница… (ползает)

 - Муравьи живут в муравейнике, а пчелы… (в улье)

- Пчелы из нектара делают… (мед)

- У птиц 2 лапки, а у насекомых… (шесть)

Воспитатель: Какие вы молодцы. Всё отгадали и правильно подобрали слова. Ребята, все это – насекомые. Давайте посмотрим на них. У них у всех есть крылья – значит, они умеют летать. У них по шесть ножек. У них всех есть усики. Это усики помогают им искать пищу. Насекомых надо беречь, потому что они приносят пользу людям.

Воспитатель: - Каких полезных насекомых мы знаем? Какую пользу они приносят?

(дети - божья коровка, муравей, стрекоза — уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мёд, бабочка - опыляет растения.)

Воспитатель: - Назовите вредных насекомых. Какой вред от них?

(дети - комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)

Воспитатель: - Молодцы! Все верно рассказали.

Воспитатель: (показывает заготовку бабочки из бумаги). Давайте раскрасим

её крылышки, а помогут нам цветные карандаши.

Дети самостоятельно выполняют все действия (при необходимости

воспитатель оказывает помощь детям).

Воспитатель: - Посмотрите ребята, какие красивые бабочки у нас получились!

Воспитатель: -  теперь давайте отправим наших бабочек порезвиться и

повеселиться на весеннюю полянку. Девочки посадят своих бабочек на

красные цветочки, а мальчики - на синие.

Воспитатель: Моя бабочка тоже хочет присоединиться к своим друзьям

(воспитатель прикрепляет бабочку к цветку).

Воспитатель: Какая красивая у нас получилась полянка! Посмотрите, ребята,

какие красивые и разные у нас получились бабочки, нет ни одной похожей.

Они будут резвиться на нашей полянке, и радовать нас. А я очень рада за вас

– вы все старались, были активные, внимательные и дружные. Молодцы!

 

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику. Дети сидят на стульчиках.

Пальчиковая гимнастика:

Прилетела к нам вчера (машут ладошками)

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелёк (на каждое название насекомого дети загибают

                                               один палец)

И веселый мотылек

Два жука и стрекоза

Как фонарики глаза (делают кружочек из пальчиков и подносят к глазам)

Пожужжали, полетали (машут ладошками)

От усталости упали (роняют ладошки на стол)

Воспитатель: - А теперь нам пора возвращаться домой.

Воспитатель: - Ребята, расскажите мне кого мы с вами встретили на лесной полянке.

(ответы детей)

Воспитатель: - А как мы можем их всех вместе назвать, жука, бабочку, кузнечика и божью коровку.

(ответы детей)

Воспитатель: - Правильно – это все насекомые. А каких насекомых вы еще знаете?

(ответы детей)

Воспитатель: - Какого цвета был кузнечик, бабочка, жук и божья коровка?

Какие части тела есть у этих насекомых?

 (ответы детей)

Воспитатель — Молодцы! А что же общего у всех насекомых?

(дети — Голова, грудь, брюшко, 6 ног)

(ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, расскажите мне, как мы должны относиться, к насекомым, животным, птицам, растениям?

(ответы детей)

Воспитатель: - А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Веселые насекомые».

Игра «Веселые насекомые»

Жу – Жу – Жу – жужжит пчела, (дети расставляют руки в стороны)

Я лечу из далека (ритмично помахивают руками)

Зу – Зу – Зу - комар пищит (указательный палец выставляют вперед)

Укусить скорей спешит (Делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед)

Уф – уф - уф – как паровоз, (ритмично притопывают ногами)

Шмель пыхтит, - пыльцу привез.

Жук гудит: гужу, гужу (хлопают в ладоши)

Я любого разбужу.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Вот какие разные насекомые: одни – радуют глаз (бабочка, стрекоза), другие – помогают людям (пчела). И чтобы все это всегда было с нами, надо беречь природу.

- Ребята, давайте проверим, знаете ли вы правила по приходу в лес. Я буду говорить вам, что я буду делать. Если я буду поступать хорошо, говорите «да», а если плохо – «нет».

«Если я приду в лесок».

Если я приду в лесок – я сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Если мусор уберу, банку закопаю (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя на природе.

Теперь я за вас спокойна, вы – добрые соседи насекомых.

А я очень рада за вас - вы все старались, были активные, внимательные и дружные. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе "Наши соседи - насекомые"

Продолжать знакомить детей с насекомыми; установить отличия и сходство у бабочки и жука....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе на тему «Повар»

Цель: познакомить с трудом повараЗадачи:1.Уточнить представления детей о содержании работы повара(Варит кашу, суп, компот) Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения- посудой, и их н...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе на тему «НАСЕКОМЫЕ»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе на тему «НАСЕКОМЫЕ»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе на тему: "Домашние животные"

Задачи:-пополнить знания детей о видах домашних животных, строении, внешнем виде.-совершенствовать умение различать и правильно их называть.-закрепить умение подражать животным и называть их детенышей...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе на тему: "Горе у Федоры"

Задачи:Продолжать закреплять виды посуды и называть ее части.Формировать знания детей, о назначении посуды.Воспитывать у детей бережное отношение к окружающим предметам....