Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе на тему «НАСЕКОМЫЕ»
    методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

    Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Скажите пожалуйста, какое время года следует за весной? (дети – лето)

    Воспитатель: - И я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие в лес, мы сможем там увидеть много интересного. Но прежде чем отправляться в путь, повторим как нужно вести себя в лесу.

    (дети –тихо, не мусорить, не разжигать костров, не рвать цветы)

    Воспитатель - Что же может расти на полянке в лесу?

    (дети –травка, цветочки)

    Воспитатель — Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке. А если есть растения, то кого же мы обязательно увидим?

    (дети – насекомые)

    Воспитатель: - Правильно, вы знаете что насекомые появляются весной?

    (дети: - да, когда ярко светит солнце, появляется листочки на деревьях, первые цветочки, возвращается из теплых стран птицы…)

    Воспитатель: - Хотите увидеть насекомых?

    (дети - да)

    Воспитатель: - Но для того чтобы их увидеть, нам с вами нужно отгадать загадки.  Давайте поиграем в игру «Отгадай».

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе на тему «НАСЕКОМЫЕ»

    Цель: - Формировать эмоционально положительное отношение к окружающему миру,

    -расширять и уточнять знания о насекомых, их существенных признаках;

    -обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;

    -уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;

    -устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

    -продолжать учить отгадывать загадки

    - развивать коммуникативные способности детей в общении с воспитателем и друг другом,

    -способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

    -активизировать и расширять словарный запас;

    -развивать связную речь.

    Оборудование и материалы:

    Конверт с загадками, иллюстрации с изображением насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик), цветные карандаши, заготовки бабочек, вырезанных из бумаги, бумажные цветы, муляжи насекомых.

    Предварительная работа:

    - рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу;

    - рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые»,

    - беседы о насекомых, весне;

    - наблюдение за насекомыми в повседневной жизни;

    - рисование насекомых в свободной деятельности;

    - загадывание загадок о насекомых,

    - знакомство с литературными произведениями В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Майский жук»), К. Чуковский «Муха – Цокотуха», Г.К. Андерсен «Дюймовочка»;

     - пальчиковая гимнастика «Прилетела к нам вчера».

    Ход занятия:

    Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Скажите пожалуйста, какое время года следует за весной? (дети – лето)

    Воспитатель: - И я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие в лес, мы сможем там увидеть много интересного. Но прежде чем отправляться в путь, повторим как нужно вести себя в лесу.

    (дети –тихо, не мусорить, не разжигать костров, не рвать цветы)

    Воспитатель - Что же может расти на полянке в лесу?

    (дети –травка, цветочки)

    Воспитатель — Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке. А если есть растения, то кого же мы обязательно увидим?

    (дети – насекомые)

    Воспитатель: - Правильно, вы знаете что насекомые появляются весной?

    (дети: - да, когда ярко светит солнце, появляется листочки на деревьях, первые цветочки, возвращается из теплых стран птицы…)

    Воспитатель: - Хотите увидеть насекомых?

    (дети - да)

    Воспитатель: - Но для того чтобы их увидеть, нам с вами нужно отгадать загадки.  Давайте поиграем в игру «Отгадай».

    Всех жучков она милей

    Спинка красная у ней

    А на ней кружочки –

    Чёрненькие точки.

    (божья коровка)

    Воспитатель: - Какая она?

    (дети - красная, яркая)

    Воспитатель: - Значит и мы и птицы могут ее заметить. Как же она защищается от врагов?

    (дети - выделяет горькую, желтую жидкость)

    Воспитатель: - Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. А что означает красный цвет божьи коровки?

    (дети - не прикасайтесь ко мне!)

    Воспитатель: - Божья коровка - это полезное насекомое или нет?

    (дети - полезное)

    Воспитатель: - Какую пользу оно приносит?

    (дети -  уничтожает тлю)

    Воспитатель: - Верно, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.

    С листьев тлю она съедает,

    Следить за садом помогает.

    Воспитатель: - А вы знаете, под листочком кто-то - спрятался, если мы с вами отгадаем следующую загадку, то узнаем, кто там затаился.

    С ветки на тропинку,

    С травинки на травинку

    Прыгает пружинка -

    Зелёненькая спинка. (Кузнечик)

    Воспитатель: - Кузнечика мы заметим в траве? Почему?

    (дети - в траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)

    Воспитатель: - А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?

    (дети - мы услышим, как он поет)

    Воспитатель: - Чем он делает такие звуки?

    (дети -крыльями)

    Воспитатель: -  Верно, он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а что делает?

    (дети - стрекочет)

    Воспитатель: - Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.

    Воспитатель: - А теперь для вас следующая загадка.

    У неё четыре крыла,

    Тело тонкое, словно стрела,

    И большие, большие глаза.

    Называют её….

    (Стрекоза)

    В лесу у пня суетня, беготня:

    Народ рабочий целый день хлопочет. (Муравьи)

    Домовитая хозяйка

    Полетела над лужайкой.

    Похлопочет над цветком —

    Он поделится медком. (Пчела)

    Целый день везде летает,

    Очень всем надоедает. (Муха)

    Воспитатель: - Посмотрите ребята, сколько красивых цветов. Отгадав еще загадки, мы сможем узнать жителей этой цветочной лужайки.

    Спал цветок и вдруг проснулся,

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, встрепенулся,

    Взвился вверх и улетел.

    (дети — Бабочка)

    Воспитатель: - Расскажите, какая бабочка?

     (дети - красивая, яркая, легкая, разноцветная)

    Воспитатель: - Что умеет делать бабочка?

    (дети – порхать)

    Воспитатель: - Чем питается бабочка?

    (дети - соком растений, нектаром)

    Воспитатель: -Чем она пьет нектар?

    (дети - хоботком)

    Воспитатель: - Можно ли ловить бабочек и почему?

    (дети - нет, мы можем поранить бабочку)

    Физминутка:

    Утром бабочка проснулась,

    потянулась, улыбнулась.

    Раз – росой она умылась,

    два – изящно покружилась,

    Три нагнулась и присела,

    на четыре улетела.

    (во время физминутки воспитатель вносит заранее заготовленную бабочку)

    Дети с воспитателем возвращаются на ковер

    Расскажите, какие бабочки по расцветке? (описание бабочек детьми). Что

    есть у всех бабочек? А чем они отличаются?

    Ответы детей (у них есть усики, туловище, 4 крылышка, лапки и т. д.)

    Воспитатель: Обратите внимание, верхние крылышки – правое и левое –

    одинаковые по форме и цвету. А нижние?

    (дети: - да, и нижние тоже одинаковые.)

     Воспитатель: Вот какие чудесные бабочки! Они такие разноцветные, как цветочки, с яркими узорами на крылышках. Они порхают над полянкой и радуются солнышку.

    Песенка «Cолнышко».

    Воспитатель: - Вы молодцы! Давайте продолжим наше путешествие. Послушайте, как в лесу тихо, наверно все лесные жители спрятались от нас. Если мы с вами хорошо посмотрим, то сможем их увидеть.

    (На пути стоит гриб)

    Воспитатель: Посмотрите, какой большой гриб. Под этим грибом тоже может, кто то, прятаться, давайте мы с вами отгадаем ещё одну загадку и узнаем, кто же у нас спрятался под грибом.

    Чёрен, да не ворон,

    Рогат, да не бык,

    Шесть ног, да все без копыт. (Жук) 

    (следующая вспомогательная загадка)

    Я лечу, лечу, лечу

    Очень громко я жужжу. (жук).

    Ответы детей.

    Воспитатель: - Я хочу вместе с вами рассмотреть жука. Какого он цвета?

    Что он умеет делать?

    (ответы детей)

    Воспитатель: - А теперь мы с вами на минутку превратимся в веселых жуков и поиграем в игру «Веселый жук»

    Дети встают в круг.

    Хором: Я веселый майский жук (дети хлопают в ладоши)

    Знаю все сады вокруг. (Разводят руки в стороны)

    Над лужайками кружу (кружатся)

    Жужжу А зовут меня. (Показывает каждый на себя)

    Не кусай, комарик злой (грозят пальчиком)

    Я уже лечу домой. (Бег по кругу, с взмахами рук)

    Воспитатель: Кого мы встретили в лесу, ребята? (насекомых)

    А сейчас давайте поиграем с вами в игру «Подбери словечко», вам нужно правильно подобрать слова. Я начну, а вы продолжите:

    - Майский жук большой, а божья коровка… (маленькая)

    - У жука крылья короткие, а у стрекозы… (длинные)

    - У бабочки усики тонкие, а у жука… (толстые)

    - Шмель жужжит, а кузнечик… (стрекочет)

    - Бабочка летает, а гусеница… (ползает)

     - Муравьи живут в муравейнике, а пчелы… (в улье)

    - Пчелы из нектара делают… (мед)

    - У птиц 2 лапки, а у насекомых… (шесть)

    Воспитатель: Какие вы молодцы. Всё отгадали и правильно подобрали слова. Ребята, все это – насекомые. Давайте посмотрим на них. У них у всех есть крылья – значит, они умеют летать. У них по шесть ножек. У них всех есть усики. Это усики помогают им искать пищу. Насекомых надо беречь, потому что они приносят пользу людям.

    Воспитатель: - Каких полезных насекомых мы знаем? Какую пользу они приносят?

    (дети - божья коровка, муравей, стрекоза — уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мёд, бабочка - опыляет растения.)

    Воспитатель: - Назовите вредных насекомых. Какой вред от них?

    (дети - комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)

    Воспитатель: - Молодцы! Все верно рассказали.

    Воспитатель: (показывает заготовку бабочки из бумаги). Давайте раскрасим

    её крылышки, а помогут нам цветные карандаши.

    Дети самостоятельно выполняют все действия (при необходимости

    воспитатель оказывает помощь детям).

    Воспитатель: - Посмотрите ребята, какие красивые бабочки у нас получились!

    Воспитатель: -  теперь давайте отправим наших бабочек порезвиться и

    повеселиться на весеннюю полянку. Девочки посадят своих бабочек на

    красные цветочки, а мальчики - на синие.

    Воспитатель: Моя бабочка тоже хочет присоединиться к своим друзьям

    (воспитатель прикрепляет бабочку к цветку).

    Воспитатель: Какая красивая у нас получилась полянка! Посмотрите, ребята,

    какие красивые и разные у нас получились бабочки, нет ни одной похожей.

    Они будут резвиться на нашей полянке, и радовать нас. А я очень рада за вас

    – вы все старались, были активные, внимательные и дружные. Молодцы!

     

    Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику. Дети сидят на стульчиках.

    Пальчиковая гимнастика:

    Прилетела к нам вчера (машут ладошками)

    Полосатая пчела.

    А за нею шмель – шмелёк (на каждое название насекомого дети загибают

                                                   один палец)

    И веселый мотылек

    Два жука и стрекоза

    Как фонарики глаза (делают кружочек из пальчиков и подносят к глазам)

    Пожужжали, полетали (машут ладошками)

    От усталости упали (роняют ладошки на стол)

    Воспитатель: - А теперь нам пора возвращаться домой.

    Воспитатель: - Ребята, расскажите мне кого мы с вами встретили на лесной полянке.

    (ответы детей)

    Воспитатель: - А как мы можем их всех вместе назвать, жука, бабочку, кузнечика и божью коровку.

    (ответы детей)

    Воспитатель: - Правильно – это все насекомые. А каких насекомых вы еще знаете?

    (ответы детей)

    Воспитатель: - Какого цвета был кузнечик, бабочка, жук и божья коровка?

    Какие части тела есть у этих насекомых?

     (ответы детей)

    Воспитатель — Молодцы! А что же общего у всех насекомых?

    (дети — Голова, грудь, брюшко, 6 ног)

    (ответы детей)

    Воспитатель: - Ребята, расскажите мне, как мы должны относиться, к насекомым, животным, птицам, растениям?

    (ответы детей)

    Воспитатель: - А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Веселые насекомые».

    Игра «Веселые насекомые»

    Жу – Жу – Жу – жужжит пчела, (дети расставляют руки в стороны)

    Я лечу из далека (ритмично помахивают руками)

    Зу – Зу – Зу - комар пищит (указательный палец выставляют вперед)

    Укусить скорей спешит (Делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед)

    Уф – уф - уф – как паровоз, (ритмично притопывают ногами)

    Шмель пыхтит, - пыльцу привез.

    Жук гудит: гужу, гужу (хлопают в ладоши)

    Я любого разбужу.

    Воспитатель: - Молодцы ребята! Вот какие разные насекомые: одни – радуют глаз (бабочка, стрекоза), другие – помогают людям (пчела). И чтобы все это всегда было с нами, надо беречь природу.

    - Ребята, давайте проверим, знаете ли вы правила по приходу в лес. Я буду говорить вам, что я буду делать. Если я буду поступать хорошо, говорите «да», а если плохо – «нет».

    «Если я приду в лесок».

    Если я приду в лесок – я сорву ромашку? (нет)

    Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

    Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

    Если мусор уберу, банку закопаю (да)

    Я люблю свою природу, я ей помогаю!

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя на природе.

    Теперь я за вас спокойна, вы – добрые соседи насекомых.

    А я очень рада за вас - вы все старались, были активные, внимательные и дружные. Молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе "Наши соседи - насекомые"

    Продолжать знакомить детей с насекомыми; установить отличия и сходство у бабочки и жука....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе, "Папа , мама, я - семья".

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Папа, мама, я - семья"....

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе по теме "Путешествие в осенний лес".

    Конспект занятия на уточнение и закрепление знаний детей об осени, об осенних изменениях, происходящих в мире птиц и в мире животных. Занятие представлено в виде  путешествия в осенний лес., с ис...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «НАСЕКОМЫЕ»

      Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «НАСЕКОМЫЕ»        ЦЕЛЬ: обобщить представления детей о многооб...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе на тему «Повар»

    Цель: познакомить с трудом повараЗадачи:1.Уточнить представления детей о содержании работы повара(Варит кашу, суп, компот) Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения- посудой, и их н...