Консультация для родителей "Значение познавательно-исследовательской деятельности детей"
консультация по окружающему миру (младшая группа)

Егорова Татьяна Николаевна

Рассказать родителям о видах экспериментов для младшего возраста. И как организовать его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №146»

Консультация для родителей на тему:

«Значение познавательно-исследовательской деятельности детей»

Подготовила воспитатель

                                                                       Егорова Т.Н                                            

Чебоксары 2009 г.

     

    Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе нужно как можно раньше научить его читать, считать и, если получиться, писать…

      Однако задача подготовки ребенка отнюдь не сводится к приобретению им заблаговременно тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены школьной программой. Намного важнее развить у него внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им. А так же совершенствовать такие необходимые качества как наблюдательность, прилежание, аккуратность. И по мнению многих ученых, именно познавательно-исследовательская деятельность способствует этому.

      Результаты современных психологических и педагогических исследований показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

      Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремиться не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать и т.п. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.

      Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной,  а в основном в наглядно – образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально – познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок решает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом явлении, законе.

       Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты- словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все , что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и  «почему?». Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

       Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. В начале всегда необходимо объяснить ребятам, что именно вы собираетесь проверить, предложить им предсказать результаты исследования. Дети должны быть активными участниками обсуждения. Не формулируйте за них выводы, сделайте это совместно. Содержание опытов мы связываем с составлением различных творческих и логических заданий. Например, из влажной глины можно слепить дождевых червячков, колобка, тарелочку и т.д. Предложить детям попробовать слепить из песка и глины. Они на своей практике убедятся из чего поделка получиться лучше.

      Важно и необходимо учить детей наблюдать, так как наблюдательность – это сплав внимательности и мышления. Наблюдая и рассматривая, дети узнают о внешних свойствах и качествах предметов. Можно показать предмет и дать детям задание: «Что еще может быть похожим на этот предмет?», «Какую он форму напоминает?», «Давай придумаем сказку о нем»  и т. д. Использовать загадки, описания, учить умению определять понятия. Например, «Что такое песок?» Чтобы дети научились наиболее полно отвечать на вопрос необходимо: уметь характеризовать, сравнивать, различать (яблоко и помидор очень похожи, но яблоко фрукт, а помидор-овощ). Использование парадоксов, например, «Из чего сделаны лодки? Почему они тонут?», классификации, например, игра «Четвертый лишний». Так же игровые упражнения: «Назови как можно больше предметов, которые являются твердыми, прозрачными и т.д.». А потом можно давать два признака. Например, вместе с детьми можно придумать какой-нибудь образ найденного на улице камня, нарисовать на камне, собрать листья, рассмотреть, увидеть какой-либо образ, понюхать. Пощупать. Сделать на песке совместный рисунок.

     Делать опыты и ставить эксперименты можно как на улице таки и дома. Например, попытаться понять откуда появляются капли на стекле, откуда берутся солнечные зайчики, объяснить секрет теплой одежды и т.д.

     В процессе усвоения детьми сведений, очень важна роль взрослого. Важно не просто помогать в проведении опытов, объяснять непонятные слова, но и творчески дополнять предлагаемый материал. Ведь на ваших глазах будет рождаться исследователь, изобретатель, рационализатор. Поддерживайте инициативу, стремление высказывать необычные догадки, что-то сделать по своему. Только не старайтесь уберечь ребенка от ошибок, не удерживайте от заведомо неверных действий. Пусть он сам поймет , что сделал не правильно и поищет другой путь. Не навязывайте своих решений, но будьте всегда рядом, когда нужна ваша помощь, ваш совет. Учите малыша быть наблюдательным, замечать причинно-следственные связи явлений и находить им объяснения, развивайте его фантазию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста".

Данная консультация подскажет родителям как заинтересовать детей экспериментальной деятельностью....

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

Консультация для родителей Познавательно-исследовательская деятельность для детей дошкольного возраста

В данной статье дается понятие познавательно-исследовательской деятельности. Какое значение исследовательская деятельность имеет для развития ребенка....

Консультация для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность детей на музыкальных занятиях"

     В старших группах детского сада очень интересно проходит процесс исследовательской деятельности на музыкальном занятии во время исследования звуков. Цель этих иссл...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...