Технологическая карта занятия - эксперимента по теме: «Волшебница водица»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Сокольникова Галина Ивановна

   Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воды путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи, способствует развитию мышления и построению связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_ood.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 15 с. КАБАНСК»

РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

Технологическая карта

 организованной образовательной деятельности

в средней группе

по теме: «Волшебница водица»

Карту разработала

старший воспитатель

Сокольникова Г.И.

Кабанск 2016г.

Волшебница водица

Цель:  Расширение и закрепление представлений о свойствах воды 

Задачи:

 Образовательные:

- дополнить и уточнить знания детей воде, ее свойствах: жидкая, прозрачная, без запаха, меняет цвет.

  Развивающие:

-  побуждать детей к проведению опытно познавательной деятельности посредством экспериментирования;

 - развивать любознательность, внимание.

 Воспитательные:

-  воспитывать интерес к окружающему, экспериментальной деятельности, музыке.

Целевые ориентиры: ребёнок проявляет любознательностьзадаёт вопросы интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о природном мире, в котором он живёт.

Форма организации: работа с подгруппой

Учебно – методический комплект:

Журнал «Дошкольное воспитатние» №7 2014г., «Опыты и эксперименты в детском саду»

 Н.П. Посвянская 2009г.

Материалы к занятию: стаканчики с чистой водой (на каждого ребенка),  три стаканчика для опытов с водой, запись со звуками воды, гуашь, силуэты «капельки» воды, балансировочная дорожка, видеоролик «Водопад», музыкальная запись «Весенний ручей» С.Ю.Величко.

Предварительная работа:  Игры с водой, беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр фотопрезентаций и т.д. 

Словарная работа:  Вода - прозрачная,  льётся, без вкуса, без запаха т.д..

Этапы ООД

Этап

Задача этапа

Содержание  деятельности

Вводно - органиационный

Создает атмосферу психологической безопасности, эмоциональная поддержка ребенка Формирование интереса к содержанию НОД;

Психогимнастика «Здравствуйте». Дети приветствуют друг друга, гостей.

Внесение элемента новизны

- В некотором царстве, в некотором государстве жили, были веселые капельки. Они очень любили собираться вместе и играть в путешествия. Сначала они летали облачком по небу, потом дождиком падали на землю, проходили через песок, толщу земли, и выныривали в озеро, в речку, в море. От веселых игр воды все вокруг расцветало. Весело пели птицы, прыгали звери. -  А теперь, ребята закройте глаза и послушайте музыку. (ответы детей)
- Как вы думаете, на что похожа эта мелодия? (
ответы детей)

Актуализации

Активизирует процесс мышления.
Стимулирует любознательность, интерес.
Поощряет детей к высказываниям.
Инициирует поиск ответов и получение новых знаний

Давайте вспомним,  для чего нужна вода, как мы её используем? 
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым? 
 - Чтобы быть здоровым нужно мыть овощи и фрукты перед едой, иначе микробы попадут внутрь организма и будут ему вредить.
- Не надо забывать мыть руки и ноги, лицо и тело.

Восприятие и усвоение нового (либо расшир. имеющихся представл.

Закрепление, расширение, объема знаний и представлений о свойствах мыла

- Мыло обязательный помощник в борьбе с микробами.
- Ребята давайте расскажем потешку про водичку. «Водичка, водичка».

Практическая часть

Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности (опыты с водой)
Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

А почему воду  называют волшебницей? 
- Потому что у воды есть волшебные свойства. А какие мы сейчас узнаем.
1 опыт:  Вода жидкая.

Давайте проверим.

Переливание воды из одной емкости в другую. Дети делают вывод

2 опыт:   Вода прозрачная, без цвета и запаха.
Ставит игрушку около стакана с водой и говорит: 
- Видно игрушку, значит вода прозрачная,  давайте  ее, понюхаем. 
-  Ничем не пахнет. Не забывайте, что нюхать жидкость можно не всякую!

Динамическая пауза

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Сейчас, мы с вами поиграем, каждый превратится в веселую капельку и вместе с другими соберется в облачко  и полетит. Музыкальная подвижная игра «Капельки».

Практическая часть (продолжение)

Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности (опыты с водой)
Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

Как много нового и интересного мы узнали о воде!

4. опыт: «Вода бывает тёплой, холодной, горячей».
  Два стакана с водой. В одном холодная вода, в другом теплая. В реках, озёрах и морях тоже бывает вода и тёплая и холодная.
А где вода бывает очень горячей? Горячая вода может быть очень опасной и поэтому обращаться с ней нужно очень осторожно.

5 опыт: Вода меняет цвет.
- Сейчас мы возьмем и проверим: в стакан воды капает каплю краски, вода стала красной.
- Что случилось с водой? 
- Она стала красной.
-  Значит, вода меняет  цвет

Динамическая пауза

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

А еще вода умеет петь. Хотите послушать. Проходите по этой тропинке к водопаду. (Балансировочная дорожка.) Дети рассаживаются и смотрят и слушают видеоролик  со  звуками падающей воды.

Рефлексия

Слушают.
Выражают собственные мысли.
Обобщают.
Делятся впечатлениями

Наша сегодняшняя встреча с водой – волшебницей заканчивается.

 Что вы сегодня узнали нового о воде?

 Мы еще узнаем много нового и интересного о воде, а сейчас я подарю вам «капельки» (силуэт), которые будут напоминать
- И не забывайте, воду нужно беречь!
- Какие же вы молодцы! Вы много узнали о воде, и ее свойствах, и как вода важна для всего живого на земле.

Что можно сделать за 5 минут

Цель:  Расширение и закрепление представлений о времени.

Задачи:

 Образовательные:

- дополнить и уточнить знания детей о времени, текучести, периодичности,  необратимости. 

Развивающие:

-  побуждать детей к проведению познавательной деятельности посредством исследования, развивать чувство времени;

 - развивать любознательность, внимание.

 Воспитательные:

-  воспитывать интерес к окружающему, исследовательской деятельности,

- формировать умение ценить время

Целевые ориентиры: ребёнок проявляет любознательностьзадаёт вопросы интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?),. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о природном мире, в котором он живёт.

Форма организации: работа с подгруппой

Учебно – методический комплект:

Материалы к занятию: песочные часы, схемы методов исследования, номер газеты «Маленькая страна» материалы и оборудование к аппликации: листы  бумаги разной формы, готовые цветы, клеящий карандаш, салфетки, клеенки,  мультимедийное оборудование, видеоролик «5 минут», диктофон.

Предварительная работа: формирование у детей первичных представлений о времени посредством дидактических игр: «Части суток», «Сначала и потом», «Живая неделька» , моделирование времен года, части суток, экспериментирование, знакомство со способами исследования, чтение художественной литературы, знакомство с песочными часами оформление мини-музея «Часы» и др.

Словарная работа:

Исследование, эксперимент,

Этапы НОД

Этап

Задача этапа

Содержание  деятельности

Вводно - органиационный

Создает атмосферу психологической безопасности, эмоциональная поддержка ребенка Формирование интереса к содержанию НОД;

Психогимнастика «Здравствуйте». Дети приветствуют друг друга, гостей.

Внесение элемента новизны

Ребята у меня в руках свежий номер газеты детского сада «Маленькая страна». В ней есть страничка для вас ребята. В ней тетушка Сова рассказывает о мальчике, который ничего не успевал делать, ему всегда не хватало времени, и который думал, что за 5 минут сделать ничего не успеешь. И тетушка Сова задает вопрос: «Дорогие ребята, пожалуйста, ответьте мне на вопрос: Что можно успеть сделать за 5 минут? » Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам провести исследование.

Актуализации

Активизирует процесс мышления.
Стимулирует любознательность, интерес.
Поощряет детей к высказываниям.
Инициирует поиск ответов на вопросы и получение новых знаний

Мы с вами знаем, что это такое? Давайте вспомним, какими способами можно провести исследование? Дети называют способы, воспитатель выставляет на доске схемы:

- подумать самостоятельно;

- провести эксперимент;

- спросить у других людей;

- найти информацию в Интернете.

Вот у нас появился план нашего исследования «Что можно успеть сделать за 5 минут?»

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений)

Закрепление, расширение, объема знаний и представлений о времени.

1 способ. Давайте подумаем самостоятельно. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель выслушивает детей. Совместно решают, возможно ли сделать то или иное дело за 5 минут.

Практическая часть

Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Подойдите к столу. Что вы видите? Правильно материал к аппликации. А вот можно ли сделать аппликацию за 5 минут?

Давайте проверим с помощью эксперимента (2 способ исследования) сможем ли мы за 5 минут сделать аппликацию. Как вы считаете – успеем или нет?  Вам нужно постаратся не отвлекаться и выполнить эту работу за 5 минут.

Динамическая пауза

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Но прежде мы разомнем пальчики Пальчиковая игра «Дружная семья»

Практическая часть (продолжение)

Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

 Итак мы начинаем эксперимент -  успеем или нет сделать аппликацию.  Запускаем песочные часы, они помогут нам отследить время.  Дети выполняют аппликацию

Время закончилось, отложите свои работы. Поднимите руку те, кто не уложился в отведенное время. Как ты думаешь, почему тебе не хватило времени?

  Наши гости проследили, как вы работали и сейчас нам скажут, на что мы потратили драгоценные минутки.

Выступление эксперта.

Воспитатель: значит какой можно сделать вывод? (ответы детей)

В: Если не отвлекаться от работы, не тратить время на разговоры, можно успеть сделать несложную аппликацию.

Приступаем к 3 способу исследования – спросить у других людей. У нас сегодня гости, предлагаю спросить у них, что они смогут сделать за 5 минут. Дети опрашивают гостей.

В: Что вам удалось выяснить? (ответы детей)

Динамическая пауза

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

Физминутка

Практическая часть (продолжение

У нас остался в плане еще один способ исследования – найти информацию в Интернете

Запрашиваем Гугл: «Что можно сделать за 5 минут»

Просмотр ролика.

Рефл ексия

Слушают.
Выражают собственные мысли.
Обобщают.
Делятся впечатлениями

 Наша исследовательская деятельность подошла к концу, мы можем дать ответ тетушке Сове. Можно ли что- то успеть сделать за 5 минут. Наш результат предлагаю записать на диктофон и отнести запись редактору газеты.  Так что же мы можем сказать? Дети говорят.

В:  Время нужно беречь. Его нельзя остановить, вернуть. Использовать время нужно с пользой. И чтобы многое успеть время нужно правильно использовать. И завершить ИД я бы хотела мудрыми словами: «Потерянную вещь можно найти, а потерянное время никогда!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по рисованию Тема "Огоньки на елочке весело горят"

Цель: развитие художественного вкуса, творческого воображения, мелкой моторики рук. Задачи: - ОЗ: учить рисовать мелкие детали (желтые огоньки) «мазком» кисти равномерно располагая на елке, проводит...

Технологическая карта занятия по лепке тема: «Зернышки для петушка » первая младшая группа

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Учеными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой...

Технологическая карта занятия «Эксперименты с песком, глиной и землей»

Технологическая карта занятия «Эксперименты с песком, глиной и землей»...

Технологическая карта занятия по лексической теме " Насекомые " в подготовительной группе.

Карта составлена для облегчения работы воспитателя при планировании занятия с детьми по лексической теме " Насекомые "....

Технологическая карта занятия по легоконструированию Тема: «Космос»;

ФИО участника: № участника:Образовательные области: познавательное развитие (приоритетная область); интеграция: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие;Тема: «Космос»;Возрастн...

Технологическая карта занятия по легоконструированию Тема: «Птицы»;

ФИО участника: № участника:Образовательные области: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие;Тема: «Птицы»;Возрастная группа: подготовительная группа;Ц...

Технологическая карта занятие №2 по теме «Игрушки. Фразы»

Цели: 1.     Закрепить словарь по теме. 2.     Закрепить обобщающее понятие «игрушки». 3.     Учить строить фразу...