Лаборатория воздуха
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Никитина Наталия Алексеевна

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области познавательное развитие

для детей 6-7 возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal.docx315.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №81

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области познавательное развитие

для детей 6-7 возраста

Тема: «Лаборатория воздуха»

http://batihatti.com/en/images/slider/slide1.jpg

Воспитатель

Никитина Наталия Алексеевна

Используемые технологии:

Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

Технология деятельностного подхода;

Информационно-коммуникационные технологии;

Игровые технологии;

Здоровье сохраняющие технологии.

Ссылка на рабочую программу на сайте ДОО:

Санкт-Петербург

2018 год


Название: «Лаборатория воздуха»

Цель:развивать познавательную активность детей в ходе расширения и уточнения представлений о свойствах воздуха.

Задачи:

1.Образовательные

  • Закрепить представление детей о свойствах воздуха, его ценности в жизни человека;
  • Познакомить с различными способами обнаружения воздуха;
  • Уточнить понятие «ветер» и его свойства: «сила ветра», «скорость ветра».
  • Стимулировать развитие речи, формировать умение строить аргументированную речь, развивать желание делиться своими впечатлениями.

2.Воспитательные

  • Воспитывать желание помочь товарищу, умение координировать свои действия в группе;

3. Развивающие

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы на основании проведённых опытов.
  • Развивать познавательную инициативу ребёнка.

Предварительная работа:

  • Проведение беседы о воздухе, его роли в жизни человека, животных, растений.
  • Экскурсия в «Лабиринтум» для ознакомления с экспериментальной лабораторией.
  •  Проведение элементарных опытов с целью знакомства детей со свойствами воздуха.
  • Наблюдение за состоянием, силой ветра на прогулке.
  • Рассматривание иллюстраций по теме «Ветер».
  • Чтение художественной литературы: стихи, загадки о ветре.
  • Составление коллажа «Кому нужен ветер».
  • Игры с воздушными шарами, мыльными пузырями, воздушными змеями, вертушками, ленточками.

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности:

Оснащение:

  • мультимедийная установка;
  • флипчарт;
  • мнемотаблица;
  • магнитная доска, магниты;
  • интерактивная приставка «Mimio»;
  • фонограмма звуков природы «Шум моря», «Шум ветра»;
  • музыкальная композиция «Ветер-ветерок».

Демонстрационный материал:

  • слайды с изображением человека, животного, дерева, насекомого, автомобиля, самолёта, экологически чистого и экологически грязного города, выполненные в технологии Mimio.

Раздаточный материал:

  • халаты и шапочки;
  • разовые полиэтиленовые пакеты 13 шт.;
  • пластиковые прозрачные стаканы, на каждый из которых надета резиновая перчатка и в боковую прорезь стакана вставлена трубочка для коктейля;
  • плотные листы бумаги 13 шт., баночки с разноцветным мыльным раствором 13 шт.;
  • бумажные кораблики 13 шт., емкость для воды, ракушка;
  • вырезанные из бумаги фигурки (силуэты) деревьев 13 шт.;
  • контейнеры.

Организация детей: для обеспечения оптимальной ситуации развития для каждого ребёнка данная непрерывная образовательная деятельность проводится с подгруппой детей, не превышающей 12 человек.

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей перед занятием

Звучит композиция «Ветер-ветерок».

Дети входят в зал и становятся полукругом.

Мотивация

Вступительная часть. Приветствие.

Воспитатель в роли ученого, знакомится с детьми и приглашает их в экспериментальную лабораторию для проведения опытов и экспериментов. В лаборатории ученый уточняет у детей, готовы ли они помочь в проведении опытов. После общей договорённости, воспитатель предлагает детям переодеться и вспомнить правила поведения в экспериментальной лаборатории

Правила:

Правило первое:

Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, быть внимательными.

Правило второе:

Приступать к выполнению опыта, только после получения инструкции.

Правило третье:

После проведения опыта или эксперимента с материалами вытирать руки салфеткой.

Правило четвертое:

Никогда не нюхать незнакомое вещество, не пробовать его на вкус

Ученый: Молодцы! Все правила знают, и мы можем идти в экспериментальную лабораторию.

Дети здороваются с воспитателем.

Дети надевают халаты и шапочки.

Дети называют правила работы в лаборатории, если дети работают в лаборатории впервые, то правила составляются ученым вместе с детьми.

Правила размещаются детьми на флипчарте.

Дети вместе с ученым переходят в лабораторию

Проблематизация

Ученый: Ребята, кто-то проник в мою лабораторию и похитил вещество, которое мы должны были сегодня изучать. Я вас очень прошу, помогите мне найти пропажу. У меня есть формула этого вещества, только она зашифрована, но я забыла, как ее расшифровывать (достает мнемотаблицу с загадкой о воздухе).

Через нос проходит в грудь,

А затем в обратный путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем

Задание выполняется детьми в ходе коллективного обсуждения. Дети работают с мнемотаблицей и предлагают варианты ответов:

Дети:Кислород, воздух.

Целеполагание

Ученый: Мои юные друзья, я горжусь вашей сообразительностью. Ну, конечно, как я сама не вспомнила, что это воздух. Ребята, зачем нам нужен воздух?

Сегодня мы с вами узнаем какой он – воздух и зачем он нам нужен.

Дети: Воздух нужен, чтобы дышать;чтобы люди, растения и животные не погибли

Планирование будущей деятельности

Инструкция ученого: «Я предлагаю вам присесть рядом со мной на ковер и посмотреть на экран. Вам предстоит задание, с которым справиться смогут только настоящие исследователи. Посмотрите на экран и ответьте на мои вопросы». (На экране слайд с изображением человека, животного, дерева, насекомого, автомобиля, самолёта).

Ученый:Ребята, вы должны определить, кому нужен воздух для дыхания?

Кто из вас знает, используется ли воздух для движения?

Учёный помогает детям сделать вывод - дышит все живое: человек, животные, растения и птицы. Без еды человек может прожить несколько недель, без воды несколько дней, а без воздуха всего несколько минут. Благодаря воздуху передвигаются самолеты и автомобили.

Ученый: Сегодня в лаборатории мы сможем узнать какими свойствами обладает воздух.

Дети располагаются на ковре перед мультимедийной доской, выполняют задание

Дети: Воздух нужен людям, птицам, животным для дыхания.

Да, используется для движения самолетов и птиц.

Реализация плана

Ученый: У меня все готово для проведения первого опыта. Давайте попробуем вместе разобраться, какой он – воздух!

Опыт № 1. «Поймаем воздух - невидимку» (направлен на ознакомление со свойствами воздуха - прозрачность, невидимость).

Ученый: Ребята, как вы думаете можно увидеть воздух? А можно его потрогать? А поймать? Давайте это узнаем.

Инструкция ученого: «Возьмите целлофановые пакеты, лежащие перед вами, и разверните их». «Взмахните пакетом, попробуйте поймать воздух, а чтобы он не вылетел, быстро закрывайте пакет».

Ученый: Как вы думаете, в пакете что-нибудь есть? Тогда почему они приобрели форму? А теперь откройте пакет? Что произошло? Почему пакет потерял форму? Чем был заполнен пакет? Правильно, при открытии пакета воздух из него выходит, и пакет теряет форму. Давайте повторим опыт. Теперь посмотрите через пакет друг на друга. Что вы увидели? Почему вы видите друг друга?  

Ученый: Как вы думаете, можно сказать про воздух, что он невидимка? Да, вы абсолютно правы, мы настолько привыкли к воздуху, что не замечаем его. Воздух прозрачный и поэтому он невидим. И все-таки я предлагаю попробовать его увидеть.

Опыт № 2. «Чудесные отпечатки» (направлен на ознакомление со свойством воздуха - воздух легче воды)

Инструкцияучёного: «Перед каждым из вас стакан с жидкостью. Вставьте в стакан трубочку и дуйте, пока не получится «мыльная шапка».

Ученый: Что вы видите? Какие изменения произошли с водой? Почему пузыри поднимаются вверх? Правильно, пузыри всплывают вверх, потому что воздух легче воды.

Инструкции ученого: Ученый демонстрирует приём рисования. Обращает внимание на аккуратность и точность движений. «Возьмите листы бумаги и приложите к «мыльной шапке», образовавшейся над стаканом».

Ученый: «Как вы думаете, что произойдёт с листом бумаги, если его приложить к «мыльной шапке», образовавшейся над стаканом?» Чем мы рисовали? Что было в «мыльной шапке»?

Ребята, вы устали? Предлагаю немного отдохнуть.

Воздух-невидимка выходи гулять,

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, («шагают на месте»)
Самого кристального воздуха найду! («тянутся руками вверх»)

Воспитатель обращает внимание на схему передвижения по лаборатории.

Ученый: Вы определили, что воздух невидимый и легкий. Давайте теперь проверим, можно ли услышать воздух?

Опыт № 3 «Стаканчик с сюрпризом» (направлен на ознакомление со свойством воздуха – сжимаемость и упругость).

Инструкция ученого: «Перед каждым из вас стакан с надетой сверху резиновой перчаткой, возьмите его в руки и подуйте в трубочку для коктейлей».

Учёный: Что происходит с перчаткой? Как вы думаете, почему перчатка надулась? Какой мы можем сделать вывод? Как воздух попал в перчатку? Откуда он там взялся?

Инструкция ученого: «Теперь зажмите трубочку, подержите и медленно выпускайте воздух через отверстие. Послушайте «голос» воздуха».

Учёный: Что вы слышите? Что происходит с воздухом? Какой мы можем сделать вывод? (Ответы детей).

Учёный помогает детям сделать вывод - воздух можно услышать.

Опыт № 4. «Смелые путешественники» (направлен на ознакомление с понятиями «ветер» и «сила ветра»)

Действияученого: Ученый берет в руки морскую раковину, предлагает детям послушать звук и перейти к «лабораторному морю».

Звучит фонограмма звуков «Шум моря»

Ученый: Ребята, что за звук вы слышите? Это «лабораторное море»приглашает нас.

Инструкция Учёного: «Выберите себе кораблик. Опустите его в воду и подуйте на него. Теперь перестаньте дуть и снова подуйте, но сильней».

Ученый: Ребята, что происходит, когда вы дуете на кораблик? Что произойдет с корабликом, если на него перестать дуть? Как вы думаете, что помогает передвигаться кораблику? Ребята, а как вы думаете, от чего зависит скорость, с которой плывет кораблик? Учёный помогает детям сделать вывод. Кораблику для движения нужен воздух. Движение воздуха – это ветер. Скорость передвижения кораблей зависит от силы ветра.

Игровая ситуация «Путешествие по морям, по волнам».

Ученый: Наше исследование прошло успешно, вы отлично справились с заданием, и я предлагаю вам отправить кораблики в путешествие по морю.

Инструкция ученого: «Разделимся на две команды». «Одна команда встанет справа от «лабораторного моря», а вторая слева». «Одновременно дуем на кораблики на счет «Один, два, три – плыви». Они должны «встретиться» на середине моря». «Ура! Кораблики встретились, и я приглашаю вас перейти к следующему эксперименту» (обращая внимание снова на схему передвижения)

Игровая ситуация «Город счастливых людей» (размышление о влиянии человека на окружающий мир; экологическое состояние нашего города).

Инструкция ученого: «Присаживайтесь на подушки. Перед вами изображение двух городов».На экране изображение двух городов (экологически чистого и экологически грязного).

Ученый: В каком из городов вам хотелось бы жить? Почему вы выбрали именно этот город? Объясните свою точку зрения. Как вы думаете, какой воздух в чистом городе? А какой в грязном? Что мы с вами можем сделать для того, чтобы наш город всегда оставался чистым?

Ученый: Ребята, а от чего зависит качество воздуха? Кто из вас знает, как деревья помогают сделать воздух чище? Докажите. А для чего мы с вами собираем макулатуру?

Учёный помогает детям сделать вывод - от того как мы будем заботиться о нашем городе и будем его беречь, зависит насколько в городе воздух будет чист.

Дети: Воздух нельзя увидеть-он прозрачный. Нельзя ни потрогать и поймать.

Дети берут и разворачивают целлофановые пакеты

Дети проводят опыт два, три раза. После проведения опыта полученные результаты обсуждаются с детьми.

Дети:Нет, в пакете пусто. Пакет приобрел форму от воздуха.

Пакет потерял форму, т.к. воздух вышел.

Мы видим друг друга, потому что воздух прозрачный.

Можно сказать, что воздух-невидимка.

Дети берут стаканы, вставляют в них трубочку и дуют до образования «мыльной шапки».

Дети: В стакане появилась пена, появились пузыри.

Пузыри поднимаются вверх, потому что в них воздух.

Дети берут листы бумаги и прикладывают их к «мыльной шапке». Работы детей закрепляются на магнитной доске. Использованные  материалы убираются в контейнер.

Дети: Лист окрасится от «мыльной шапки». Мы рисовали пузырями, воздухом.

Дети берут стаканчики в руки и дуют в трубочку.

Дети: Перчатка надувается и сдувается. Надувается перчатка, потому что в нее попадает воздух через трубочку из наших легких.

Дети зажимают трубочку и, разжимая руки, понемногу выпускают воздух и слушают «голос» воздуха.

Дети: Мы слышим как выходит воздух из перчатки. Значит можно сделать вывод, что воздух тоже можно услышать.

Дети выбирают себе раковину и слушают звук.

Дети:Мы слышим моря. Так шумит море.

Дети опускают корабль в воду, дуют на него с временными интервалами и с разной силой.

Дети: Когда мы дуем кораблик плывет. Если перестать дуть, то кораблик он останавливается. Кораблику помогает ветер, чтобы передвигаться. Скорость корабля зависит от силы ветра. Чем сильнее ветер, тем быстрее корабль плывет.

По желанию дети делятся на две команды.

Дети становятся с двух сторон от стола.

Дети дуют на кораблики.

Дети располагаются на подушках перед мультимедийным экраном.

Дети: Мне хотелось бы жить в чистом городе. Я выбрала чистый город, потому что там красиво. А я выбрал чистый город, потому что в нем чистый воздух. А в грязном городе воздух загрязненный.

Чтобы город оставался чистым, надо сохранять нашу природу. Нельзя выбрасывать мусор в неположенном месте. Надо сажать больше деревьев…

Дети: Деревья и другие растения очищают воздух.

Мы собирали макулатуру, чтобы обменять ее на растения, которые посадили на участке. Будем собирать еще и крышки от пластиковых бутылок, чтобы еще посадить деревья.

Оценка и рефлексия

Ученый: Мы с вами закончили все опыты. Мне никогда не помогали такие пытливые исследователи, и я хочу открыть вам мою тайну. В моей лаборатории возможно все. Я предлагаю вам посмотреть на «лабораторные деревья», которые есть только в моей лаборатории. Я готова отдать вам несколько экземпляров, чтобы вы их посадили на участке вашего детского сада. Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного

Дальнейшая работа, перспектива развития:

Проведение опытов и экспериментов.

Чтение книг серии «Воздух»,обсуждение и анализ сюжетов книг.

Выполнение сюжетных рисунков для совместного альбома «Мои изобретения и открытия». Осмысление новых знаний, выражение нового знания своими словами, выработка собственного отношения к новому материалу, обращение к самому себе – что я узнал нового, что оказалось верным, а в чём заблуждался, выявление ещё непознанного (новый вызов или мотивация – «хочу знать ещё больше!»). Подведение итогов и организация совместной продуктивной творческой деятельности.

Реализация проектов  «Крышечки доброты» и «Зеленая планета»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная лаборатория «Воздух и его свойства»»

Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование....

Конспект НОД на тему «Лаборатория воздуха»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция всех пяти областей: познавательное, речевое, соци...

Квест-игра «Лаборатория воздуха».

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности. Ход занятия представлен в нетрадиционной форме, в виде квест-игры....

"Лаборатория воздуха"

Знакомство детей средней группы с воздухом...

КВЕСТ – ИГРА «Лаборатория воздуха» «Удивительный воздух»

КВЕСТ – ИГРА «Лаборатория воздуха «Удивительный воздух»Цель: Обобщение и закрепление знаний детей, полученных в ходе экспериментальной деятельности по теме "Воздух&qu...