"Лаборатория воздуха"
проект (средняя группа) на тему

Кузнецова Ирина Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №34 имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова»

Экологический проект

«Лаборатория воздуха»

Подготовили:

воспитатели МБОУ «ЦО № 34»

                                                                          Кузнецова Ирина Дмитриевна

                                                                            Дмитриева Надежда Ивановна

2016

Актуальность проекта

Идея реализации проекта «Лаборатория воздуха» возникла в связи с интересом детей. Один из воспитанников средней группы (Настя Ш.)пришла в детский сад с воздушным шариком и попросила воспитателя надуть его. Когда воспитатель надула шар, Настя спросила: «А почему надувается воздушный шар?». У ребят стали появляться новые вопросы: «а что мы в него надуваем?», «для чего нам нужен воздух?», «везде ли есть воздух?», «можно ли его услышать?». В ходе размышлений, беседы, дети выявили   проблему: «Что такое воздух?», «Для чего нужен воздух?»

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не под силу.

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.

Цель проекта: формирование экологической культуры дошкольников через знакомство со свойствами воздуха

Задачи: 

  1. Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов;
  2. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности;
  3. Способствовать развитию умений детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения,
  4. побуждать детей к использованию результатов экспериментирования в дальнейшей деятельности
  5. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
  6. Привлекать родителей к совместной деятельности

Тип проекта: 

  • По доминирующей в проекте деятельности: информационный.
  • По содержанию: обучающий.
  • По числу участников проекта: групповой.
  • По времени проведения: долгосрочный (3 года: средняя – подготовительная группа).
  •  По характеру контактов: в рамках ДО «Крепыш», МБОУ «ЦО № 34».

Участники проекта: педагоги – воспитатели группы, дети средней группы и их родители, старший воспитатель.

Длительность: долгосрочный (средняя – подготовительная группа)

  1. Ресурсы проекта:
  • Материально – технические: экспериментальный набор «ДЕТСКИЙ САД 2»; познавательная литература, видеоматериалы, фотоаппарат, материалы для продуктивной деятельности, компьютер. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи, мыльные пузыри.
  • Учебно-методические:

1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е.  Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2015 г.)

2. Пособие «Детский сад 2» М. Петер Меттенляйтер. MEKRUPHY GmbH, г. Пфаффенхофен, 2013г.

3. Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Санкт- Петербург. «Детство — Пресс», 2011г.

Формы работы над проектом:

- НОД по познавательному развитию;

- художественно-творческая деятельность;

- чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций, фотографий;

- экспериментальная деятельность;

- наблюдения.

Продукты проекта:

для детей:

  • Презентация для детей. «Воздух вокруг нас»
  • Создание «Лаборатории воздуха»
  • Картотека опытов с воздухом

для педагогов:

  • пополнение предметной среды в группе
  • подбор методического материала (иллюстрации, консультации, видео и т.д.) для «лаборатории воздуха»
  • Представление опыта работы в виде презентации на педагогическом совете ДОУ, родительском собрании

для родителей:

  • Организация фотовыставки «Воздух и мы».
  • Совместное изготовление поделок, работающих с помощью воздуха

Ожидаемые результаты:

в отношении детей подготовительной группы:        

• Воспитанники могут самостоятельно проводить эксперименты по

обнаружению воздуха

• Умеют рассказывать о способах обнаружения воздуха

• Имеют представление о свойствах воздуха

• Знают о необходимости воздуха людям, растениям, животным

• Знают и умеют рассказывать, как люди используют воздух

• Знают, что воздух нужно беречь от загрязнения

в отношении педагогов:

  1. Повышено качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства и компетенции педагогов;
  2. \ Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.

 в отношении родителей:

  • Повысился интерес родителей к организации совместной экспериментальной деятельности с детьми.
  • Видна результативность совместной работы сада и семьи.

Этапы реализации:

1. Накопительный (информационно – подготовительный)

Воспитатели

С детьми

С родителями

1. Формулирование темы проекта, его цели, задач.

2. Составление планирования образовательной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

3.Подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, записей видео.

4. Создание исследовательской лаборатории - оснащение лаборатории исследовательским оборудованием -оснащение лаборатории  наглядным материалом.

1.Рассматривание иллюстраций, альбомов, книг.

2.Беседы на тему «Что такое воздух?»; «Зачем нам нужен воздух», «Воздух и человек», «Экология воздуха»

3. Чтение художественных произведений.

1.Подбор материала для демо-системы по теме «Воздух»

2.Оказание помощи в подборе видеоматериалов, информации и иллюстративного материала, привлечение к участию в создании «лаборатории»

2. Практический (организационный, реализация проекта)

Воспитатели

С детьми

С родителями

1.Пополнение предметной среды в группе

2. Подбор методического материала (иллюстрации, консультации, видео и т.д.) для «лаборатории воздуха»

1.Проведение мероприятий: утренние беседы с детьми, НОД, игры, творческая деятельность детей.

2. Проведение опытов и экспериментов в исследовательской лаборатории   «Лаборатории воздуха».

3.Создание предметно-развивающей среды: тематически материал в книжном уголке.

4.Создание картотеки опытов с воздухом. 

1. Консультация для родителей «Эксперименты дома»

2.Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе (уголок  «Лаборатория воздуха»).

3. Совместное изготовление поделок, работающих с помощью воздуха

Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в четырех образовательных областях.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Наблюдения на прогулке за ветром: его силой, направлением, скоростью используя простейшие методы обследования
  2. НОД: Беседа на тему: «Что такое воздух и откуда он берется?»
  3. НОД: Беседа на тему: «Человек и воздух»
  4. НОД Беседа «Воздух и все живое на земле»
  5. Просмотр видео ролика «Воздух в нашей жизни»
  6. НОД: «изготовление предметов, с помощью которых можно определить направление ветра»
  7. Целевые прогулки

Опытно – экспериментальная деятельность

  • «Можно ли воздух слышать»
  • «Можно ли воздух осязать»
  • «Надувание воздушного шарика»
  • «Поиск воздуха»
  • «Что в пакете?»
  • «Надувание мыльных пузырей»
  • «Мастерим бумажный самолетик»
  • «Морской бой»
  • Наблюдение за растением (воздушное пространство и без него)
  • «Может ли воздух привести в движение автомобиль?»
  • «Как с помощью воздуха получить электрический ток?»
  • «Может ли неподвижный воздух оказывать сопротивление?»
  • «Может ли воздух нести нагрузку?»
  • «Может ли воздух выполнять защитные функции?»
  • «Как воздух попадает внутрь автомобильной шины?»

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Загадывание детям загадок по теме воздух
  2. Чтение познавательных рассказов на тему: «Воздух помощник и враг»

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Нод: Рисование на тему: «Где есть воздух»

Слушание звуков ветра: шум ветра в разное время года.

Образовательная область «Физическое развитие»

Цикл занятий на тему « «воздух» и «здоровье»»

3.  Заключительный

Воспитатели

С детьми

С родителями

1. Подведение итогов проекта.

2.  Фотоотчет

3. Презентация проекта на педсовете, обмен опытом.

1. Презентация для детей: «Воздух вокруг нас»

2. Выставка рисунков «Где есть воздух?»

3. Рассказы детей (подгот. гр.), о воздухе младшим дошкольникам; проведение детьми экскурсии в своей «воздушной лаборатории» для мл дошкольников

1. Фотовыставка «Воздух и мы».

2. Выставка поделок работающих с помощью воздуха изготовленных родителями совместно с детьми.

 Связь со специалистами:

- старший воспитатель - проводит консультации для воспитателей ДОУ, обеспечивает воспитателей материально-техническими и учебно-методическими ресурсами;

Результативность работы: В ходе реализации проекта у детей сформировались представления о том, что такое воздух, как его обнаружить с помощью различных предметов, какой бывает воздух (грязный, чистый), какую пользу и вред он приносит, кому нужен воздух, каким образом и кому помогает воздух, где он содержится, как он помогает людям, узнали о том где же воздух все таки чище в городе или в лесу, какой воздух вреден и полезен для человека. Определили когда же воздух в городе становится чище. Ребята могут провести экскурсию и показать младшим дошкольникам свою «лабораторию воздуха».

Дальнейшая реализация проекта

Во время проведения проекта стало понятно, что воздух имеет и вторую сторону медали, он может быть для человека и разрушительным в виде -  цунами, смерч. И в связи с этим наша дальнейшая работа будет направлена на изучение именно этих природных явлений, связанных с воздухом. А именно – самые сильные ветра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная лаборатория «Воздух и его свойства»»

Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование....

Конспект НОД на тему «Лаборатория воздуха»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция всех пяти областей: познавательное, речевое, соци...

Квест-игра «Лаборатория воздуха».

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности. Ход занятия представлен в нетрадиционной форме, в виде квест-игры....

Лаборатория воздуха

Сценарий непрерывной образовательной деятельностипо образовательной области познавательное развитиедля детей 6-7 возраста...

КВЕСТ – ИГРА «Лаборатория воздуха» «Удивительный воздух»

КВЕСТ – ИГРА «Лаборатория воздуха «Удивительный воздух»Цель: Обобщение и закрепление знаний детей, полученных в ходе экспериментальной деятельности по теме "Воздух&qu...