Методическая разработка организованной образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» в средней группе детского сада «Пиратское приключение»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Щербакова Ирина Юрьевна

Интересное занятие как для детей так и для воспитателей. детям интересно путешествия особенно в пиратском стиле. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Калачеевский детский сад №6»

397601, Воронежская область, Калачеевский район, г .Калач, ул. Селянская, д. 55

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие»

 в средней группе детского сада

«Пиратское приключение»

Подготовила:

воспитатель

Щербакова Ирина Юрьевна

Форма проведения

Познавательное развитие, игра-путешествие

цель

Совершенствовать представления детей о свойствах воды

задачи

развивающие

- развивать собственный познавательный опыт, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать умение проводить несложные опыты с водой;

- развивать память и внимание.

оздоровительные

-  способствовать развитию мелкой моторики, координации и согласованности  движений.

обучающие

- расширить представления детей о свойствах воды;

- знакомить с техникой проведения опытов;

- способствовать развитию мышления, внимания, памяти, слуха;

- формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.

воспитательные

- воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей

 «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Методы и приемы

наглядные

наглядно-зрительные приемы (использование наглядных пособий (пазл-напоминалка), зрительные ориентиры).

словесные

объяснения, пояснения, указания; подача команд,  сигналов; эвристическая беседа; словесная инструкция

практические

Игры-опыты, игры-эксперименты, занимательный опыт, трудовые поручения, действия

инвентарь

Столы, оборудование для проведения опытов

Аппаратное обеспечение

Магнитофон, ноутбук, интерактивная доска

Программное обеспечение

Аудиозапись «Шум моря», песня пиратов  , музыка для сундука, музыка на выход воспитателя.

Предметно-развивающая среда

 Видео послание, фото «Пиратский корабль», сундук с пиратскими костюмами, сундук с сокровищами, макет лодки, пиратская карта, бинокль, пазл-напоминалка, оборудование для проведения опытов (стаканы, банки, коробки, термос с кипятком, емкости разной формы (с круглым, квадратным, треугольным дном и т.п.), блюдца, полотенце, подносы,  соль, сахар, вода, молоко, компот, лимон, мыло, шоколадные конфеты, апельсин, яйца )

Реализация ФГОС ДО

Экспериментирование способствует погружению ребенка в атмосферу творчества, самостоятельности и инициативы, прежде всего в форме игры и исследовательской деятельности обеспечивает развитие дошкольника.

Ход занятия

Организационно-методические указания

1.Вводная часть. Содержание.

Дети заходят в зал и становятся в полукруг

Воспитатель(одет в костюм пирата):

- Здравствуйте ребята!

Дети:

- Здравствуйте.

Воспитатель:

- Вы догадались кто я?

Дети: Да! Вы пиратка!

Воспитатель:

- Приветствую вас в своей бухте! Здесь бросают якорь самые отчаянные и смелые пираты! Меня зовут Пуля, я внучка старого пирата Черная Борода. Я набираю себе команду, чтобы отправится за сокровищами на корабле под названием «Капелька». Есть ли среди вас смельчаки, чтобы плыть со мной?

Дети: Да!

Воспитатель:

- Только что-то вы, ребята, совсем не по-пиратски одеты. Что это за внешний вид у вас? Разве так должен выглядеть настоящий пират? Мы же пираты! Мы же разбойники!

У меня припрятан старый пиратский сундук, в котором много всего интересного и полезного для нас.

Воспитатель: Ребята смотрите, что я нашла на дне сундука!

Здесь, на самом дне сундука нашлось послание для нас и карта сокровищ. Я могу предположить, что это сюрприз от моего деда пирата. Давайте посмотрим, что это за послание и изучим карту.

Воспитатель: На карте обозначены острова, на которых мы выполним задания и сможем-таки решить задачу капитана Флинта:  узнаем все свойства воды и соберём весь пазл, доберемся с вами до сундука с сокровищами. Ну что отправляемся на поиски сокровищ?

Дети:  Да!

Воспитатель: Мы справимся! Мы же с вами команда! Разрази меня гром!

Итак, команда в сборе! Можно отправляться за сокровищами! Приглашаю всех на борт нашей «Капельки». Поднять якоря, опустить паруса, мы отплываем!!!!

На слайде демонстрируется картинка с изображением пиратского корабля

Воспитатель достаёт сундук, в котором лежат пиратские вещи: тельняшки, жилетки, банданы, шляпы, бутылка с картой, и видео послание. Под музыку пиратов помогает ребятам одеться.

На экране воспроизводится видео послание.

Письмо старого пирата:

Разрази меня гром!!! Что вы делаете на моем острове «Тайна воды»?

Разве вы не знаете, что обычным людишкам тут не место?

Ну да ладно, я смотрю, вы вроде хорошие ребята, а мне как раз нужны помощники.

Дело в том, что много лет назад капитан Флинт на «Острове сокровищ» зарыл клад. Карта оказалась в моих руках, руках старого пирата «Чёрной Бороды», я даже сам пытался найти сокровища, но по пути мне встречались такие сложные задания, что я и не справился. Я же в детский сад не ходил, в школе не учился. Ох, и задачку задал мне капитан Флинт  - «Свойства воды». Я всю жизнь плаваю по воде, вода себе и вода, думал, лучше всех всё про воду знаю, а оказалось нет. Поможешь мне, Пуля, вместе со своей командой пиратов? По карте вы сможете найти клад! Вперёд мои,  маленькие пираты! Я жду вас с победой! В пути вы должны найти части пазла, собранный пазл и будет ключом, который откроет сундук.

Основная часть

Остров «Тайна аромата и цвета»

Цель: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, без вкуса.

Воспитатель: Справа вижу  остров! Причаливаем! Это остров «Тайна аромата и цвета».

Здесь нас ждут первые испытания. Перед нами, как вы помните, пираты, стоит задача, узнать каковы же свойства воды. И так приступим. 

Проводится опыт №1 «Цвет воды».

Воспитатель: Ребята, у нас на столе стоят три  стаканчика, давайте с вами рассмотрим, что за вещество налито в них и определим какого оно цвета.

Воспитатель: Давайте сделаем с вами вывод;  вода у нас прозрачная, не имеет цвета.

Воспитатель: А теперь переходим к следующему испытанию.

Проводится опыт №2  «Запах воды».

Воспитатель: Сейчас мы проведем небольшой эксперимент и определим, как же пахнет вода. Смотрите ребята, у нас здесь  находится четыре  баночки. Нам с вами не обходимо определить по запаху, что же там спрятано.

Воспитатель: Из эксперимента следует вывод, что вода у нас без запаха, она ни чем не пахнет.

Воспитатель: Переходим к следующему заданию.

Проводится опыт №3 «Вкус воды». 

Воспитатель: Ребята, давайте определим  каков вкус продуктов, которые лежат перед нами.

Дети: Соль - солёная, сахар - сладкий, лимон - кислый.

Попробовав воду, ребята подводят итог, что она безвкусная.

Воспитатель: Ой, друзья-пираты,  смотрите, а вот под последним подносом и наш первый элемент пазла. Давайте его рассмотрим, это не просто пазл – он еще и подсказка!

Воспитатель: На этом острове мы прошли первое испытание. Забираем с собой элемент пазла и можно отправляться на следующий остров. Поднять якоря, опустить паруса, мы отплываем.

На слайде демонстрируется картинка с изображением пиратского корабля и звучит шум моря

Опыт №1 «Цвет воды».

На столе стоят три стакана с жидкостью, в которых налита вода, компот и молоко.  Ребята по очереди рассматривают жидкости (сначала компот, потом молоко, потом вода) и в форме эвристической беседы с воспитателем определяют цвет этих веществ: компот – оранжевый, коричневый, молоко – белое, вода  - прозрачная, не имеет цвета.

Опыт №2  «Запах воды».

На столе стоят четыре закрытые непрозрачные баночки, в каждой из которых лежит ароматный продукт (апельсин, мыло, шоколад), а в последней баночке – вода. Воспитатель по очереди приоткрывает баночки и предлагает ребятам определить по запаху, что находится в баночке. После определения воспитатель показывает продукт детям. Последняя баночка ничем не пахнет, возникает предположение, что там пусто. К удивлению детей, там находится вода, и подводится итог, что вода не имеет запаха.

Опыт №3 «Вкус воды». 

Перед ребятами стоят три блюдца с продуктами: одно с лимоном, второе с солью, третье с сахаром. Воспитатель спрашивает у детей, знаком ли им вкус данных продуктов и просит его назвать. Желающим с помощью ложечки или вилочки предлагается попробовать на вкус. В ходе эвристической беседы с воспитателем ребята определяют вкус этих продуктов: лимон – кислый, сахар – сладкий, соль  - соленая. Далее воспитатель раздает каждому ребенку индивидуальный стаканчик и из бутылки наливает каждому немного воды, предлагает попробовать и озадачивает вопросом: какого же вкуса вода?

Общими усилиями подводится итог, что вода безвкусная, не имеет вкуса.

На элементе пазла изображены три рисунка: нос рядом с цветком, язык, и радуга. Глядя на эти рисунки-подсказки, ребята называют запах, вкус и цвет воды.

Все располагаются на корабле и отправляются дальше

Остров «Трех состояний»

Цель: уточнить представления детей о форме воды (принимает форму сосуда, в который ее наливают) и о трех состояниях воды: жидком, газообразном и твердом.

Воспитатель: Друзья, я вижу второй остров, он прямо по курсу. Это остров «Трёх состояний». Причаливаем на остров! И снова нас здесь ждёт испытание.

Проводится опыт №4 «Форма воды»

Воспитатель: ну что, друзья-пираты, давайте разберемся, какую форму имеет у нас вода?

Дети: Да!....

Воспитатель: Проведя исследование, мы определили, что вода принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Разрази меня гром! Да мы молодцы!

Проводится опыт №5 «Три состояния воды».

Воспитатель: Ребята, вода может быть в трёх состояниях. Давайте проведем эксперименты и узнаем, в каких именно состояниях она может быть.

Воспитатель: Тысячи чертей! Да вы настоящие исследователи! Справились с таким сложным заданием! Но что-то я не вижу пазла, может мы не справились? Давайте его искать. Ура, нашли!

Что там изображено? Давайте подведем итог.

Дети: …….

Воспитатель: Разрази меня гром! Забираем с собой второй элемент пазла и можно отправляться на следующий остров. Поднять якоря, опустить паруса, мы отплываем.

На слайде демонстрируется картинка с изображением пиратского корабля и звучит шум моря

Опыт №4 «Форма воды»

Ребятам раздаются формочки разной формы: с квадратным дном, треугольным, прямоугольным, круглым, в форме ромба, звезды, а также в форме бабочки и корабля. Воспитанники под руководством воспитателя переливают одну и ту же воду из одной формочки в другую, констатируя при этом, что вода приняла форму круга, квадрата и так далее, и даже корабля. Таким образом ребята приходят к выводу что вода принимает любую форму, форму того сосуда в который ее наливают.

Опыт №5 «Три состояния воды».

  1. Воспитатель предлагает перелить воду из стакана в стакан. Таким образом, ребята наблюдают жидкое состояние воды.
  2. Воспитатель наливает кипяток в банку и обращает внимание детей на пар, который идет от воды, и сообщает, что этот пар и есть вода, ее газообразное состояние. И предлагает ребятам это доказать. Воспитатель накрывает банку блюдцем (которое предварительно дает потрогать детям в доказательство того, что оно сухое) и укутывает полотенцем. Через несколько минут полотенце убирается, блюдце переворачивается, и на нем образуются капли воды. Ребята вместе с воспитателем приходят к выводу, что пар превратился в воду.
  3. Ребятам предлагается рассмотреть кубики льда. Воспитатель обращает внимание детей на то, что лед твердый и предлагает растопить лед. Воспитатель и ребята (желающие) берут лед в ладошки, и от тепла он тает, ладошки становятся мокрыми. В ходе эвристической беседы ребята приходят к выводу, что лед – это вода в твердом состоянии.

На боковой части стола приклеена вторая часть пазла- подсказки с изображением капельки, пара над чашкой, и сосульки, а также изогнутый сосуд с водой. Глядя на пазл ребята подводят итог: называют форму и 3 состояния воды.

Все располагаются на корабле и отправляются дальше

Физкультминутка (проводится на корабле)

Воспитатель: Ой, мои маленькие пираты! Что-то я притомилась! Никогда столько сложных заданий не выполняла. Давайте разомнемся с вами, повторяйте за мной.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать!

Наклонился правый бок!

Раз, два, три!

Наклонился левый бок!

Раз, два, три!

А сейчас поднимем ручки!

И дотянемся до тучки!

Остров «Подводная лодка из яйца»

Воспитатель: Мои маленькие пираты! Нас ждёт последний элемент пазла. Чтобы его получить, мы должны добраться до следующего острова с интересным названием « Подводная лодка из яйца». Вижу его по левому борту. Причаливаем!

Проводится опыт №6 «Подводная лодка из яйца»

Воспитатель: Сейчас мы проведем с вами занимательный опыт, который так и называется « Подводная лодка из яйца». Выполнив его, мы познакомимся еще с некоторыми свойствами воды.

Воспитатель: Итак, маленькие пираты-экспериментаторы, какой у нас с вами получается вывод?  Солёная вода тяжелее, чем пресная, поэтому плавать на море легче, чем в реке. Поэтому и наше яйцо всплывает, потому что вода стала тяжелее из-за раствора соли.

Воспитатель: Вот мы, ребята, исправились с последним испытанием. Давайте искать последнюю часть пазла. Теперь, ребята, мы с вами отправимся на последний остров, который называется «Остров сокровищ».  Все на борт! Поднять якоря, опустить паруса, мы отплываем!

На слайде демонстрируется картинка с изображением пиратского корабля и звучит шум моря.

Воспитатель за штурвалом с детьми рулит, смотрит в подзорную трубу, сообщает, что слева по борту земля.

Опыт №6 «Подводная лодка из яйца»

На столе 2 литровые банки, в которых на дне лежат по сырому яйцу. В одну банку дети наливают чистую воду. В третью банку дети совместно с воспитателем наливают 0,5 л. воды и добавляют в нее 5 столовых ложек поваренной соли, размешивают. Получается насыщенный раствор.  Медленно вливают насыщенный солью раствор в банку, где на дне лежит яйцо. Яйцо потихоньку всплывает.  В ходе эвристической беседы с воспитателем дети приходят к выводу, что вода стала тяжелее из-за раствора соли, в соленой воде плавать легче, чем в пресной (на море плавать легче, чем в бассейне).

Под крышкой стола приклеена третья часть пазла- подсказки с изображением яйца. Глядя на пазл ребята подводят итог: яйцо всплывает, потому что вода стала тяжелее из-за раствора соли.

Все располагаются на корабле и отправляются дальше

Заключительная часть. «Остров сокровищ»

Воспитатель: Вот мы и добрались, причаливаем на «Остров сокровищ». Давайте, ребята, мы с вами соберём  пазл, и посмотрим, что же у нас получилось.

Ой, смотрите, да это же настоящий ключ от сундука с сокровищами! Но просто так он не работает. Нам надо выполнить задание моего дедушки Черной Бороды и назвать все свойства воды, всё что мы сегодня о ней узнали. А помогут нам в этом напоминалки, которые изображены на пазле.

Воспитатель: А теперь давайте откроем наш сундук, к которому мы так долго добирались. Посмотрим, что за сокровища приготовил нам мой дед пират Чёрная Борода. Разрази меня гром! Да это же золотые монеты!

Воспитатель: Ну что, мы отлично с вами попутешествовали и весело и с пользой провели время, теперь давайте из пиратов снова превращаться в ребят, а то мамы нас не узнают.

Воспитатель: До свидания ребята!

Дети прощаются с воспитателем и отправляются в группу.  

На слайде демонстрируется картинка с изображением пиратского корабля и звучит шум моря.

Ребята собирают все части пазла, получается ключ. Дети называют все свойства воды и совместно поворачивают ключ, в это время появляется сундук.

Ребята открывают сундук, находят там шоколадные монеты и делят пиратскую добычу.

Воспитатель помогает раздеться детям под музыку пиратов и прощается.

Литература.

Интернет ресурсы: МААМ.ru, Социальная сеть работников образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» в средней группе на тему: «Путешествие с капелькой»

Цель: Закреплять представление детей, о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек....

Методическая разработка «Организация образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада»

В разработке представлены цели и задачи,педагогические приёмы работы с художественными произведениями,формы работы, используемые при обучении чтению....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы детского сада на тему: « Дары осени"

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по  познавательному развитию детей средней группы детского сада  на тему: « Дары осени"...

методическая разработка организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с воспитанниками средней группы на тему: «Домашние животные»

Пояснительная запискак методической разработке организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию  с воспитанниками средней группына тему:  «Домашние ж...

Конспект организованной образовательной деятельности по области «Познавательное развитие» в средней группе на тему: «Кто живёт в речке Уржумка»

Конспект организованной образовательной деятельности по области «Познавательное развитие» в средней группе на тему: «Кто живёт в речке Уржумка» Цель: Формировани...

Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе детского сада на тему: «С огнем не шутят»

Формирование основ безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать, способствовать сохранению и укреплению здоровья....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Все мы дружные ребята»

Методическая разработка  организованной образовательной деятельностипо социально-нравственному воспитаниюв средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНРна тему «Все мы д...