Дикие животные осенью
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)

Копырина Анна Валерьевна

 

Педагогический проект гр №2»Страна Смешариков».

Группа: Подготовительная группа

Тема проекта:  дикие животные осенью

 Цель проекта: расширять представления детей о  диких  животных  наших лесов, их внешнем виде, строении туловища,  повадках, об окраске шерсти некоторых животных зимой,  приспособлении к среде обитания и сезонным изменениям. Развивать и поощрять в детях познавательную активность, уважение к живой природе. Воспитывать любовь к животным.

 

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельность детей:

 

ЦЕНТР ИЗО

 

Трафареты, раскраски

Бумага белая

Цв. Бумага

Клей

Ножницы

Карандаши, краски, простые карандаши, резинка стирательная, ит.д

 

ЦЕНТР РАБОТЫ С КНИГОЙ 
Чтение Р.Киплинг «Маугли», В.Сутеев «Кот- рыболов»  Л.Толстой «Лев и собачка» Д.Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца Длинные Уши – Косые Глаза», М. Пришвин «Еж», «Лисичкин хлеб» П.Ершов «Конек-Горбунок», И.Крылов «Ворона и лисица», «Квартет», Бр.Гримм «Заяц и еж», «Бременские музыканты», Е.Чарушин «Медвежонок» (хр.101), А.Милн «Винни Пух и все, все» ; «Как барсук и куница судились

 

Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Цирк», «Ветлечебница», «Ферма»

Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Охотники и обезьяны»

Малой подвижности: «Земля, воздух, вода» (с мячом)

Дидактические игры: «угадай кто», «Кто где живет», «Чей домик», «Чей след», «Зимние запасы», Назови хищников», «Назови травоядных», «Кто что ест», «Как двигается», «Как кричит», «Чей детеныш», «Назови семью», «Один-много», «Четвертый лишний», «Кто кого боится», «Кто как защищается», «Найди общее и разницу»

Театрализованные игры: имитация повадок и движений животных, звукоподражание.

 

Зайцы скачут скок-скок-скок,

          Да на беленький снежок

          Приседают, слушают – не идет ли волк!

          Раз – согнуться, разогнуться,

          Два – нагнуться, потянуться,

          Три - в ладошки три хлопка,

          Головою три кивка.

 Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами: выполнение д/з по тетради учителя логопеда. Попросить родителей принести энциклопедии о диких животных, для изучения их детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dikie_zhivotnye_osenyu_podg_gruppa.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект гр №2»Страна Смешариков».

Группа: Подготовительная группа

Тема проекта:  дикие животные осенью

 Цель проекта: расширять представления детей о  диких  животных  наших лесов, их внешнем виде, строении туловища,  повадках, об окраске шерсти некоторых животных зимой,  приспособлении к среде обитания и сезонным изменениям. Развивать и поощрять в детях познавательную активность, уважение к живой природе. Воспитывать любовь к животным.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельность детей:

ЦЕНТР ИЗО

Трафареты, раскраски

Бумага белая

Цв. Бумага

Клей

Ножницы

Карандаши, краски, простые карандаши, резинка стирательная, ит.д

ЦЕНТР РАБОТЫ С КНИГОЙ 
Чтение Р.Киплинг «Маугли», В.Сутеев «Кот- рыболов»  Л.Толстой «Лев и собачка» Д.Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца Длинные Уши – Косые Глаза», М. Пришвин «Еж», «Лисичкин хлеб» П.Ершов «Конек-Горбунок», И.Крылов «Ворона и лисица», «Квартет», Бр.Гримм «Заяц и еж», «Бременские музыканты», Е.Чарушин «Медвежонок» (хр.101), А.Милн «Винни Пух и все, все» ; «Как барсук и куница судились

Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Цирк», «Ветлечебница», «Ферма»

Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Охотники и обезьяны»

Малой подвижности: «Земля, воздух, вода» (с мячом)

Дидактические игры: «угадай кто», «Кто где живет», «Чей домик», «Чей след», «Зимние запасы», Назови хищников», «Назови травоядных», «Кто что ест», «Как двигается», «Как кричит», «Чей детеныш», «Назови семью», «Один-много», «Четвертый лишний», «Кто кого боится», «Кто как защищается», «Найди общее и разницу»

Театрализованные игры: имитация повадок и движений животных, звукоподражание.

Зайцы скачут скок-скок-скок,

          Да на беленький снежок

          Приседают, слушают – не идет ли волк!

          Раз – согнуться, разогнуться,

          Два – нагнуться, потянуться,

          Три - в ладошки три хлопка,

          Головою три кивка.

 Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами: выполнение д/з по тетради учителя логопеда. Попросить родителей принести энциклопедии о диких животных, для изучения их детьми.

Понедельник

9.00-9.30

9.40 – 10.10       по плану учителя логопеда  Коршуновой  Л.И

10.20 – 10.50 ФЦКМ

«Как дикие животные готовятся к зиме»  Закрепить знания о способах приспособления животных к погодным условиям и , о среде обитания этих животных.

15.50 – 16.20 По плану физ. специалиста Зайцевой А.О

Утро: Беседа с детьми «Какие звери в лесу? Учить  называть животных наших лесов, особенности внешнего вида, жизненные проявления. Рассматривание картин из серий: «Дикие животные». Разучивание пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом».(Картотека). гимнастики .Инд. работа. Составлять описательный рассказ о животном с использованием плана-схемы.

 Прогулка 1  Наблюдение за живым объектом – наблюдение  за зимующими птицами: воробьи, голуби, вороны. Как называются эти птицы? Где они живут? Чем питаются? Как им нужно помогать? Какие это птицы (зимующие. насыпать корма в кормушку  и понаблюдать за птицами.  Д/ и «Хорошо — плохо» научить видеть противоречия в природе, неоднознач­ность явлений, взаимосвязь живого и неживого; развить речь, мышление Игра-забава «Хор зверей»

Цели: развить звуковысотный, тембровый слух, творческую активность, закрепить знания голосов животных. КГН.  Воспитание культуры принятия пищи. Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк»  

Вечер  Оздоровительная гимнастика после сна. Работа в детской лаборатории. «Опыты с магнитом» закрепить знания детей о свойствах магнита притягивать металлические предметы. Продолжать работу по самообслуживанию детей, учить поддерживать порядок в одежде. Настольно-печатная игра «Зоологическое лото»Д/ и «Путаница» Учить рассуждать и делать правильные выводы.

Чтение А.Майков «Осень»  учить слушать литературное произведение видеть красоту природы.

Прогулка 2 Наблюдения за деревьями и кустарниками. Назовите, какие деревья и кустарники 2 – 3 вида вы знаете. Почему деревья и кустарники иногда укрываю снегом?  Как зимой деревья защищаются от холода? Как люди защищают их от холода?

П\и «Совушка - сова» развитие двигательной активности.

Вторник

9.00-9.30 ФЭМП 

9.40 – 10.10 Коммуникативная деятельность

 «Дикие животные» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов, об их повадках и поведении.

10.25-10.55 Музыкальная деятельность

По плану муз. Специалиста Носыревой И.Г

Утро: Д/ и  «Чего не хватает?» развитие внимания, памяти. Сравнение лисы и собаки. Учить сравнивать животных по нескольким признакам, находя сходство и различие. утр. Гимнастика. Инд работа Составление рассказа по картинке «В лесу»

Прогулка 1 Наблюдение за солнцем – формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать. Загадывание загадок про солнце и небо.Д/и «Догони свою тень» - познакомить с понятием света и тени. Труд: подметание дорожек.П/и «Ловишки», «Охотник и зайцы». Развитие движений - отрабатывать бег «змейкой», обегая поставленные в ряд предметы (инд. работа). Ситуативный разговор «Зайчик,  который всем помогал» -  познакомить детей с таким понятием как взаимопомощь, что помощь другим может приносить радость тем, кто её оказывает.  

Вечер Гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам. Чтение Соколов-Микитов «Медвежья семья» расширять знания о медведях отвечать на вопросы по содержанию.  С/р игра «Зоопарк» закреплять и обогащать знания о животных. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

- У зайца хвост короткий, а уши... длинные.

- Ёж маленький, а медведь... большой.

- Белка живёт в дупле, а лисица ... в норе

- Заяц пушистый, а ёж... колючий.

- Заяц летом серый, а зимой... белый.

- У лисы хвост длинный, ау медведя... короткий. И т.д.

Прогулка 2Наблюдение за снегом – продолжать знакомить со свойствами снега. Исследовательская деятельность. Поймать снежинку на ладошку и рассмотреть ее. Сравнить две снежинки. Определить место, где снег быстрее тает. Найти место, где снег еще не растаял. Закрепить понятия  «дикие» животные. Игры детей с выносным материалом

Среда

9.00-9.30

9.40 – 10.10       по плану учителя логопеда  Коршуновой  Л.И

10.20 – 10.50 ПИКД

Конструирование «Зоопарк» - закрепить умение строить из конструктора, развивать воображение

15.50 – 16.20Двигательная деятельность По плану физ. специалиста Зайцевой А.О

Утро: Беседа «Что я видел по дороге в д/с»  развивать монологическую речь умение описывать окружающую действительность. Игра “Назови детёныша” учить правильно называть детёнышей диких животных пополнить словарный запас. Д/и «Кто найдёт, пусть возьмёт» развивать умение ориентироваться в помещении. утр. Гимнастика. Инд. Работа составление рассказа о животных по картинке. Обогатить словарь признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки). Д/и «Назови семью» учить выделять существенные признаки при обобщении – звери, находить животных одного вида.

Прогулка 1 Наблюдения за растениями. Деревья стоят без листьев, но почки есть. Объяснить. Что деревья уже не растут они находятся в покое. Беседа « Как следы осени искали» Найти следы осени, а в группе зарисовать их. П/и «Хитрая лиса»

КГН. Продолжать учить детей тщательно мыть руки с мылом перед принятием пищи. Чтение  сказки «Лиса и кувшин»  

Вечер Оздоровительная гимнастика после сна. Рассматривание картинок  «Дикие животные»  закрепить знания детей о многообразии животного мира.. инд работа Выкладывание цифр из зёрен, бобовых, крупы.

Четверг

9. 00 – 9.30 ФЭМП

9.40 – 10.10 Лепка /Аппликация (1,3 неделя/2,4 неделя)

(лепка)

«Медведь» (Штейнле с.66)

Задачи: продолжать знакомить с приемами лепки предметов, имеющих шарообразную и овальную формы, соединение деталей путем сдавливания, закрепить навык вытягивания, воспитывать заботливое отношение к животным.

Материал:  игрушка (рисунок) - медведь; образец изделия; пластилин, доски, салфетки; заготовка деталей изделия.

.

12.10 – 12.40Двигательная деятельность По плану физ. специалиста Зайцевой А.О

15.15 – 15.45

15.55 – 16.25 Художественное творчество

По плану Изо спец. Фадеевой Н.Ю

Утро. Утренняя гимнастика. Игра «Помоги Незнайке накормить птиц»  учить использовать  модели, для составления рассказа. Беседа. «Край,  в котором мы живём» дать представление о малой родине. Творческая  игра «Что перепутал художник?» развитие мышления, внимания. Измерение с помощью гибкого сантиметра длины по кривой: окружность головы, дерева, мяча(инд работа). Конструирования по логическим блокам Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса»

Прогулка 1 Наблюдение за солнцем Светит реже, поднимается невысоко.

Беседа  «Почему стало холодно» цель: закрепить представления о сезонных изменениях в природе. Д/и « Съедобное –  несъедобное» закрепить знание  об овощах

Труд. Подметание дорожек. С/р и «Зоопарк» учить самостоятельно развивать сюжет игры, развивать творчество, фантазию.

Беседа об  оздоровительной функции сна для организмаЧтениесказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка».

Вечер Гимнастика после сна, воздушные ванны. Выполнение коллективного панно «Животные в нашем лесу». Беседа «Можно ли приручить диких животных?» «Как может человек ухаживать за дикими животными?» - воспитывать бережное отношение к диким животным Сюжетно- ролевая игра «Магазин животных».

Ц.: закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.

Прогулка 2 Наблюдение  за сокращением светового дня. Темнеет намного раньше. С чем это связано? Учить делать умозаключения..  Объяснить иразучить пословицу «Если вороны садятся на нижние ветки деревьев , будет сильный ветер»  П/и «Перелёт птиц « учить действовать по сигналу воспитателя.

                                                                         Пятница

9.20 – 9.50 Музыкальная деятельность

По плану муз. Специалиста Носыревой И.Г

10.00- 10.30

10.40-11.10  по плану учителя логопеда  Коршуновой  Л.И

15.15 -  15.45 Развитие речи/ЧХЛ(1,3 неделя/2,4 неделя) Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, развивать литературную речь. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» (Ушакова, 47)

Цель: связная речь: разв. умение выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; словарь и грамматика: придумывать загадки ; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с сущ. в роде и числе; звуковая культура речи: уметь пользоваться восклицательной интонацией.

Утро: Настольно-печатная игра «Дикие животные» развивать внимание усидчивость.Работа с моделями «Дикие животные» закрепить знания о способах приспособления животных к зимним условиям. утр. гимнастика . Беседа  «Как готовятся звери к зиме?» Знать и называть животных приспособления к среде обитания (сезонные изменения)

Прогулка 1 Рассматривание деревьев  Обратить внимание детей на неброскую красоту деревьев даже в холодную пору. Д/и  «Кто, где живет»,  воспитывать любовь к животным. Игра с мячом «Назови животное» развивать мышление, речь, воображение.

Вечер

Гимнастика после сна, воздушные ванны. Создание поделки дикого животного из разнообразного материала с составлением описательного рассказа о нём

\викторина «Дикие животные» Закрепить знания полученные в течение недели.

Прогулка 2 Наблюдение.  Рассматривание первых снежинок. Опыт. Подышать на снежинку, что будет?  Д/и Кто где зимует?» закрепить знания детей о зимующих птицах.

Целевая прогулка в  подготовительную группу. Наблюдение за работой детей в уголке природы

Рассматривание картины И Остроухова «Золотая осень»

Груз – везет,Сено жует.Хвостом помахивает,Гривой потряхивает (Лошадь).

Кто зимой холодной. Ходит злой, голодный (Волк).

В дом чужого не пущу,Без хозяина грущу –Гав, гав, гав (Собака).

Хозяин лесной Просыпается весной.А зимой, под вьюжный вой,Спит в избушке снеговой (Медведь)

Голодна – мычит.Сыта – жует,Малым ребяткам молока дает (Корова).

Хвост пушистый, мех золотистый.В лесу живет, в деревне кур крадет (Лиса)

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. На какие две группы можно поделить этих животных? Правильно. Молодцы. Это «домашние животные». Вторая группа «дикие животные».

- Ребята, а почему мы их так называем?

(Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает). - - А где живут дикие животные, и кто ухаживает за ними? (Воспитатель выставляет макеты фермы и леса).

- Назовите каких «домашних животных» и «диких животных» вы знаете.

- Где живут домашние животные(На ферме, в деревне, дома).

- А где в лесу живут дикие животные?

Давайте поиграем в игру «Чей дом?».

Воспитатель: Ребята, на картинках изображены «дома» в которых живут животные(Нора, берлога, сарай, гнездо, дупло и т. д.) На других картинках изображены животные. Нужно найти парные картинки, например: Это лиса, она живет в норе.

Воспитатель: Молодцы!

- А чем питаются домашние животные?

- Чем питаются дикие животные?

- На какие две группы можно поделить диких животных?

- Правильно на «травоядных» и «хищников». Давайте попробуем составить цепочку питания «травоядных» и «хищников».

(Дети делятся на две группы и из картинок составляют цепочку питания «хищников» и «травоядных» животных. Вместе рассматривают и обсуждают).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки животных. Как они выглядят. Что есть у всех животных(Лапы, хвост, копыта, рога, шкура, морда и т. д.)

У «диких» и «домашних» животных много общего во внешнем виде. Но всё-таки они все разные. Давайте попробуем по хвостам определить, что это за животноеНапример: Хвост лисы – лисий, хвост волка – волчий и т. д.

(Детям демонстрируют картинки хвостов животных. Они угадывают и называют, чей это хвост. После игры воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть).

Физминутка

Раз - присядка,Два - прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза,

Любят долго потянуться(потянуться,

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны).

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед).

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх).

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса,

 Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч,

То одну, то обе вместе (переступание а ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны).

А кому зарядки мало - Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

Воспитатель: Я вижу, вы много знаете о животных. Давайте с вами сядем на стульчики. У меня есть волшебные маски. Если их одеть, то можно превратиться в животное, которое изображено на маске.

Послушайте сказку.

«Однажды, давным-давно жил человек. Пришли к нему в гости животные и стали рассказывать о себе. Послушайте, что ему рассказала кошка.

«Я – кошка. Я домашнее животное. У меня есть туловище, голова, четыре лапы и пушистый хвост. Мордочка у меня вытянутая, на ней чуткий нос, раскосые глаза, красивые усы. На голове остренькие ушки. Вся я покрыта шерстью, а на лапах у меня цепкие когти. Я живу в доме. Питаюсь молоком, рыбой, мясом. Моих детенышей зовут котята. Я «хищник» и могу ловить мышей».

Воспитатель: Что рассказала кошка человеку?

Давайте посмотрим на нашу схему подсказку. Что мы будем рассказывать о животных?

- Название. «Домашнее» или «дикое» животное.

- Внешний вид животного. Части тела.- Где живет?

- Чем питается? «Хищник» или «травоядное животное»?- Название детенышей.- Какую пользу приносит человеку?

Ребята, сейчас, вы будете рассказывать про животных.

(Рассказы детей. Дети выбирают маску понравившегося животного и составляют описательный рассказ).

Воспитатель: Молодцы! У вас получились очень интересные рассказы..

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами много говорили о домашних и диких животных. Давайте подумаем и назовём, чем они отличаются друг от друга?

Правильно. Домашние животные живут рядом с человеком, приносят ему пользу и он заботиться о них. Дикие животные живут в природе. А как вы думаете, смогла бы свинья жить в лесу, а корова? С какими дикими животными их можно сравнить? Кабан и лось.

Свинья в лесу жить не сможет, потому что она толстая (не сможет быстро бегать). Она погибнет от холода и голода, та как не сможет круглый год добывать себе корм и построить убежище. Она привыкла к заботе человека о ней. Свинья – домашнее животное, а не дикое.

(Аналогично сравнивают лося и корову).

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат картинки, на которых изображен лес. Возьмите фигурки свиньи коровы, положите их на картинку леса. Потом положите фигурки кабана и лося. Что вы видите? Кабан и лось сливаются с лесом, а корова и свинья нет. Кабан и лось приспособились жить в лесу, они имеют защитную окраску. Для чего им это нужно? А корову и свинью хорошо видно в лесу и на них могут напасть хищники.

Ребята, мы с вами говорили, что человек заботится о домашних животных. Что он делает? Человек строит им жилье, кормит, поит, чистит их жилище, купает, лечит, моет.