Главные вкладки

    Конспект занятия "Дикие животные осенью"
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Тихонова  Анастасия Александровна

    Уточнять и закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах;

    Упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж, лось);

    Учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dikie_zhivotnye_osenyu_konspekt.docx20.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в старшей группе

    «Дикие животные осенью»

    Цель: Уточнять и закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах;

    Упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж, лось);

    Учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными.

    Демонстрационный материал: Игрушки (белка, заяц), иллюстрации с изображением волка, берлоги медведя, лисы, изображения животных без хвостов (заяц, белка, волк, лиса, медведь, лось).

    Раздаточный материал: иллюстрации с изображением леса поздней осенью, заснеженного поля, изображения (белки рыжей и серой, зайца серого и белого), изображения хвостов животных (белки, лисы, зайца, медведя, волка, лося).

    Ход занятия

    Организационный момент

    Воспитатель: - Дети, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Осень)

    Воспитатель: - А вы, наверное, слышали, что дикие животные осенью готовятся к зиме? (Да)

    Воспитатель: - Предлагаю вам отправится в лес и посмотреть, как они это делают. Но животным необходима тишина. И если мы пойдем в настоящий лес, то вряд ли увидим кого-то. Звери пугливы. Поэтому давайте превратимся на время в невидимок и понаблюдаем за обитателями леса.

    Если в лес пришёл гулять,

    Свежим воздухом дышать,

    Бегай, прыгай и играй,

    Только, чур, не забывай,

    Что в лесу нельзя шуметь,

    Даже очень громко петь.

    Испугаются зверушки,

    Убегут с лесной опушки.

    - Итак, мы отправляемся по лесной тропинке в путешествие! А пока мы будем идти, давайте вспомним, каких животных можно встретить в лесу.

    Физкультминутка:

    По лосиному красиво               Ходьба с высоким подъемом колена,

    Ходит лось в лесу густом.        скрестив руки над головой, пальцы              

                                                                                 раздвинуты.

    По мышиному пугливо                        Бег на носочках.

    Семенит мышонок в дом.

    И по-заячьи зайчишка               Прыжки на двух ногах вправо-влево.

    Все спешит запутать след.

    По - медвежьи ходит мишка,         Ходьба на внешнем своде стопы.

    Косолап он с детских лет.

    По завалам, по оврагам

    Шел медведь хозяйским шагом:

    - Отвечайте, звери, мне –

    Вы готовы ли к зиме?

    (В. Степанов)

    Основная часть

    Воспитатель: - Вот мы и в лесу. Ой, смотрите, кто это? Я кого-то уже вижу.

    Хожу в пушистой шубе,

    Живу в густом лесу.

    В дупле на старом дубе

    Орешки я грызу.

    Кто это? (Белка)

    Воспитатель: - Правильно, белочка. (Показывает игрушку белочки)

    Белка: - Здравствуйте, ребята. Вы пришли ко мне в гости? Посмотрите, какая я красивая. Какая у меня шубка? (Рыжая, пушистая, мягкая)

    Белка: - Но скоро наступит зима и мне придется поменять шубку. А зимой какого цвета у меня шубка? (Серая)

    Белка: - Почему? (Деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки незаметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов)

    (Если дети затрудняются ответить, объяснение дает педагог)

    Воспитатель: - Давайте проверим. У меня есть картинки с изображением белки в серой и рыжей шубках и осеннего леса. Поместим белочек на деревья и посмотрим, какая из них заметнее? (Рыжая)

    Воспитатель: - Вот поэтому белка и меняет шубку, чтобы ей было легче прятаться зимой, когда все деревья стоят голые.

    Белка: - Ребята, а чем же я буду питаться зимой? Какие запасы мне сделать на зиму? (Грибов насушить, орехов насобирать)

    Белка: - Ой, и правда, я именно такие запасы и сделала. А кто мне подскажет, как называется мой дом? (Дупло)

    Белка: - Спасибо вам, ребята, а мне пора. Мне еще дупло нужно застелить травой и листьями, чтобы зимой не замерзнуть. А вам желаю счастливого пути. До свидания.

    Воспитатель: - Смотрите, ребята, что это? (Подводит детей к картине с изображением берлоги). Чей это дом? (Это дом медведя)

    Воспитатель: - А как он называется? (Берлога)

    Воспитатель: - А вы знаете, что медведь не делает запасов на зиму, как вы думаете, почему? (Он всю зиму спит)

    Воспитатель: - Правильно. Нашел медведь упавшее дерево, натаскал к нему хвороста, молодых елочек, мха и получился медвежий дом – берлога. А зимой укроет берлогу снежное одеяло и станет в ней тепло медведю.

    Воспитатель: - Пойдемте скорее дальше, пока мы не разбудили медведя.

    - Ой, а это кто?

    Он зимой холодной

    Ходит злой, голодный. (Волк)

    Воспитатель: - Он тоже к зиме готовится. (показывает иллюстрацию). Шерсть его за лето отрастает и становится густой и теплой. Почему? (Волк спит прямо на снегу)

    Воспитатель: - Волки зимой живут семьями. Кто входит в волчью семью? (Волк, волчица, волчата)

    Воспитатель: - Пойдемте скорее дальше, пока они нас не заметили.

    (Педагог показывает игрушку зайца).

    Заяц: - Здравствуйте, ребята! Я так рад, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, какой я стал красивый. Какого цвета у меня шубка? (Белая)

    Заяц: - А зачем мне зимой шубку менять? (Чтобы лиса его не заметила на белом снегу)

    Заяц: - Правильно, на белом снегу меня очень трудно заметить. А еще я умею запутывать следы. А чем же я питаюсь зимой? (Корой деревьев)

    Заяц: - Да, я нахожу опавшие ветки и обгладываю с них кору, а иногда забираюсь к кому-нибудь в сад и лакомлюсь корой с яблонь. Ой, что-то я заболтался тут с вами, слышу сюда лиса бежит. (Убегает)

    Воспитатель: - Ребята, я снова вам предлагаю проверить, действительно ли зайца в белой шубке трудно заметить на снегу. (Педагог раздает детям иллюстрацию с изображением заснеженного поля и изображения двух зайцев: белого и серого. Дети прикладывают изображения зайцев к иллюстрации и определяют, какой заяц менее заметен на снегу).

    Воспитатель: (Показывает иллюстрацию с изображением лисы). А вот и рыжая плутовка-лиса. Как вы думаете, ребята, чем питается лиса зимой? (Мышей под снегом ищет)

    Воспитатель: - Все верно, животных в лесу очень много, но нам уже пора возвращаться в детский сад.

    Итог занятия

    Воспитатель: - Ребята, вам понравилось путешествие? (Да)

    Воспитатель: - А давайте вспомним, кого мы встретили в лесу? (Белку, медведя, волка, лису, зайца)

    Воспитатель: - А как их всех можно назвать, одним словом? (Животные)

    Воспитатель: - Верно, это дикие животные. А почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу и сами себе добывают пищу)

    Воспитатель: - А как дикие животные готовятся к зиме? (Белка делает запасы и меняет шубку, медведь ложится спать, заяц меняет шубку, волк и лиса покрываются густой теплой шерстью)

    Воспитатель: - Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чей хвост?»

    Игра «Чей хвост?»

    Педагог раздает детям картинки с изображением хвоста какого-нибудь животного. А на доске выставляются картинки диких животных без хвостов. Детям предлагается поочередно подойти к доске и прикрепить хвост к соответствующему животному. При этом педагог задает вопросы чей это хвост, а ребенок отвечает.

    Используемая литература:

    М.Ю. Картушина Логоритмические занятия в детском саду: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.

    И.А. Морозова, М.А. Пушкарева Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 176с.

    И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия / под ред. К.Ю. Белой. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 176с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект итогового занятия в подготовительной логопедической группе по теме "Дикие животные осенью" с использованием театрализованной деятельности.

    Уточнение знаний детей об особенностях осени как времени года, о жизни диких животных в этот период времени года. Развитие диологической и связной речи детей через умение самостоятельно составлять опи...

    План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: "Дикие животные осенью"

    Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 4-5 лет Тема: «Дикие животные осенью»...

    тематическое планирование по теме "Чем пахнет осень (дикие животные осенью)"

    ТЕМА НЕДЕЛИ: «Чем пахнет осень (дикие животные осенью)».ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: Викторина загадок. Реализация образовател. областейСодержание работыПОНЕДЕЛЬНИКВТОРНИКСРЕДАЧЕТВЕРГПЯТНИЦАУТРОСовм. де...

    План-конспект занятий "Животный мир осенью" в младшей группе.

    Обогащение знаний детей об изменениях в живой природе осенью....

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные осенью»

    Данный методический материал поможет вызвать у детей интерес к окружающему миру, сформирует реалистические представления о природе. Пополнит знания о диких животных средней полосы; научит находить нео...