открытый просмотр НОД по познавательно-исследовательской деятельности
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Головкина Галина Петровна

Опытно экспериментальная деятельность проводилась в детской научно исследовательской лаборатории, созданная воспитателями ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_i_prilozhenie.docx806.04 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия:

Орг. Момент:

Воспитатель:  Проходите, ребятишки,

И девчонки, и мальчишки!

Прошу в круг всех встать,

За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите

И улыбки подарите!

- Я пришла к вам не одна –

Гостей в группу привела!

Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками.

Воспитатель обращает внимание детей на незнакомое для детей помещение, куда их привела  ( опытно-исследовательская лаборатория), на оборудование.

Воспитатель: - Что вы видете? Как думаете для чего это нужно? Для этого у нас есть лаборатория. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.

Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.

Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.

Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Наша лаборатория не простая, а чуточку волшебная и чтобы стать настоящими учёнными , нам надо сказать заклинание. Ребята, а вы хотите превратиться в учённых? Тогда повторяйте за мной:

C:\Users\USER\Desktop\откр.занятие\IMG-20180118-WA0006.jpg

Хлопни, топни, повернись

И в учёных превратись!

Дети и воспитатель надевают белые халаты. Дети проходят на стульчики.

Воспитатель загадывает загадку:

                                                         Утром, вечером и днём

Соберёмся за столом.

Ждут нас каша, суп, окрошка,

А поможет  есть их (ложка). Для чего нужна ложка?

Воспитатель показывает детям красивую коробку, открывает её и показывает 3 ложки- куклы, сделанные из разного материала.

Воспитатель: -  ребятки, нам в гости пришли ложки. Познакомимся с ними: ложка Маша, ложка Даша, ложка Полина. Ложки спорят, какая из них лучше, красивее прочнее…. Поможем им разобраться?.

C:\Users\USER\Desktop\откр.занятие\IMG-20180118-WA0025.jpg

Воспитатель с детьми обращают внимание  на то что ложки все из разного материала. Кукла-ложка Полина сделана из пластмасса, Даша из дерева, Маша из металла.

C:\Users\USER\Desktop\откр.занятие\IMG-20180118-WA0035.jpg

Воспитатель: - Ребята, я хочу предложить вам путешествие в необычную сказку, которую вы еще никогда не слышали. Сказка эта про трех друзей и она поможет нам узнать свойства металла, дерева и пластмассы. Запомнить свойства этих материалов нам поможет таблица, которую мы будем заполнять по ходу нашего путешествия. Итак, отправляемся!!!

Воспитатель читает сказку:

Сказка.(сопровождается с показом слайдов на доске)

Жили-были три друга - металл, дерево и пластмасса. Жили они дружно, чем могли, помогали людям. Но однажды друзья заспорили: кто их них самый важный и нужный? Для разрешения своего спора собрались они в поход и даже составили карту-схему своего маршрута.
Показ карты-схемы путешествия.
Идут они, а на пути у них встречается препятствие. Посмотрите на карту. Какое препятствие встретилось на пути у друзей? (речка)
Как вы думаете, смогут ли металл, дерево и пластмасса перебраться на другой берег? (размышления и ответы детей)
Давайте проверим - проведем эксперимент.

1. «Легкий – Тяжелый»

Ребята, опустите деревянные, пластмассовые и металлические бруски в воду.
Дети опускаю материалы в таз с водой.
Что произошло? Как вы думаете, почему металлический брусок сразу утонул? (размышления детей)
Что произошло с деревянным бруском? Пластмассовым? Почему они не утонули, плавают?
Воспитатель вопросами подводит детей к мысли о том, что дерево и пластмасса - легкие, поэтому они не утонули; металл - тяжелый, он утонул.

C:\Users\USER\Desktop\откр.занятие\IMG-20180118-WA0014.jpg
Ребята, давайте эти свойства материалов отметим в таблице.
Как вы думаете, как нашим друзьям-материалам перебраться на другой берег? (размышления и ответы детей)
Воспитатель подводит детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянный брусок положить металлический -металл не утонет).
Вот и перебрались друзья на другой берег. Деревянный брусок загордился, ведь он выручил своего друга. Идут друзья дальше, а на пути у них следующее препятствие. Посмотрите на карту.
Какое препятствие встретилось у друзей на пути? (огонь)
Как вы думаете, смогут ли друзья-материалы продолжить свое путешествие? Что произойдет с металлом, если он попадет в огонь? С деревом? С пластмассой? (размышления и ответы детей)
Давайте, проверим.

2.«Горит - не горит»

Воспитатель зажигает спиртовку, поочередно нагревает кусочек пластмассы, дерева и металла. Дети наблюдают.
Что произошло? (пластмасса плавится, дерево горит, металл - нагревается).
Давайте, эти свойства материалов отразим в таблице.
Так как, Металл не горит, он помог перебраться своим друзьям через костер. Загордился он и решил рассказать о себе своим друзьям и вам, ребята.

C:\Users\USER\Desktop\откр.занятие\IMG-20180118-WA0003.jpg

Просмотр видеосюжета.
Послушали Дерево и Пластмасса рассказ Металла и захотели они узнать, какие предметы, сделанные из них, нас окружают? (ответы детей)
Ребята, скажите, если предметы изготовлены из металла, то они какие... (металлические), из дерева - (деревянные), пластмассы - (пластмассовые)
Решили отправиться дальше. Идут они и спорят — кто из них самый звонкий.
Ребята, как вы думаете, какой материал самый звонкий? (размышления и ответы детей)
Давайте проверим.

3. «3вучит — не звучит»

Ребята, у вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, пластмассы, металла)
Давайте возьмем деревянные ложки и постучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?
Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками.

Воспитатель подводит детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой.
Данные свойства отмечаются в таблице.

Пошли друзья дальше. Шли они долго, устали. Увидели друзья дом и решили в нем отдохнуть.
Ребята, из какого материала построен дом? (ответы детей)
Можно ли построить дом из металла, пластмассы? (ответы детей)
Почему? (размышления детей)

4.«Теплый - холодный»

Ребята, я предлагаю вам провести опыт. Давайте проверим, какой материал самый теплый.
Возьмите в руки деревянную пластину. Аккуратно приложите ее к щечке. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Процедура повторяется с металлической и пластмассовой пластинами. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что дерево самый теплый материал.
Значит, дома лучше строить из .... (дерева)

C:\Users\USER\Desktop\откр.занятие\IMG-20180118-WA0001.jpg
Давайте отметим это в нашей таблице.

Ребята, наша таблица заполнена, посмотрите на нее. Давайте еще раз вспомним, какими свойствами обладают дерево, пластик и железо.

Далее воспитатель показывает детям стакан с водой, заранее туда помещены пластик, железо и дерево. При исследовании дети приходят к выводу что: с пластиком изменений не произошло, дерево сгнило и начало крошиться, а металл поржавел. Затем, предлагаются следующие опыты:

Вбить гвоздь в металл, пластик и дерево. После проведённых действий с материалами воспитатель с детьми приходят к выводу, что металл – крепкий материал, дерево- помягче чем металл, а пластик очень хрупкий.

C:\Users\USER\Desktop\откр.занятие\IMG-20180118-WA0011.jpg
Работа с итоговой таблицей. Ребята, наша таблица заполнена, посмотрите на нее. Давайте еще раз вспомним, какими свойствами обладают дерево, пластик и железо.

Динамическая пауза  с использование музыкальной записи «Ложки музыкальные».

Ложками не только едят, они также  могут - музыкальные инструменты. На них играют ложкари.

Ложки разными бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой.

Сразу в пляс пойдет любой.

Давайте вы будете ложкарям, постучите ими в ритм музыке. Под музыку дети играют на музыкальных ложках  и пританцовывают.

C:\Users\USER\Desktop\откр.занятие\IMG-20180118-WA0020.jpg

Воспитатель: - Ребята, давайте подойдем к нашим куклам ложкам и скажем что все они очень важны !.и металл, и пластмасс и дерево помогают людям в быту, хозяйстве.  И я предлагаю поиграть с куклой Дашей, Машей и Полиной.

 Д\игра  «Подберём друзей Ложке Маше, ложке Даше, ложке Полине». На столе разнообразные предметы, игрушки ,сделанные из разного материала. Посмотрите, все предметы сложили в кучу, вам нужно дать ложкам предметы, из того же материала, из которого сделаны наши ложки. Какую посуду дадим Маше? Даше? Полине?

 Задача игры: Объединить в соответствии с материалом, из которого посуда  изготовлена.

Итог занятия:

Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового о ложках?   Какая ложка вам больше нравится? Почему?

Ну а сейчас нам пора превратиться из учёных опять в ребят. Повторяйте за мной:

Хлопни, топни, повернись

И в детишек превратись!

Воспитатель: Спасибо Вам ребята! Вы были замечательными исследователями!!!

                                                                                                   Приложение

Ссылка на интернет- ресурс  видеороликов  к  заявленному в конкурсе занятию- https://nsportal.ru/node/3097408

https://nsportal.ru/node/3097717

https://nsportal.ru/node/3098911


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект открытого занятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности «Невероятные открытия Лунтика»

Цель:- развитие любознательности и познавательного  интереса. Задачи:- развитие познавательной активности, любознательности и самостоятельности детей в процессе экспериментирования...

Открытый просмотр ООД по опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Как происходит извержение вулкана»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе«КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»Цель:Познакомить детей с природным явлением — вулканами, их строением, причиной извержения.Зада...

Открытое занятие по теме:«Познавательно-исследовательская» (формирование элементарных математических представлений

1. Закрепить умение различать понятия: «выше – ниже», «шире – уже», «толще – тоньше» и т.д.2. Закрепить умение составлять арифметические задачи и ...

Открытое занятие на базе познавательно-исследовательского проекта Лук от всех недуг

Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и в...