Конспект НОД на тему: «Стаи птиц улетают прочь за синее море» Интеграция образовательных областей с использованием ИКТ. В старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Домникова Ирина Вадимовна

                Конспект НОД на тему: «Стаи птиц улетают прочь за синее море»  

                                  Интеграция образовательных областей:

                 «Познание»«Коммуникация»«Художественное творчество».

                           С использованием ИКТ. В старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

                           СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА 222

ГБОУ Школа 222

                                                          ( СП д 14)

                Конспект НОД на тему: «Стаи птиц улетают прочь за синее море»  

                                  Интеграция образовательных областей:

                 «Познание»«Коммуникация»«Художественное творчество».

                           С использованием ИКТ. В старшей группе № 2.

                                                                           

                                                                        Воспитатель высшей

                                                                        квалификационной категории:

                                                                        Домникова Ирина Вадимовна.

                                              Москва 2019 год.

Цель: Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;  воспитывать любовь к природе.

Материалы:  мультимедийная презентация,  с изображением оседлых и перелетных птиц; «шапочки птиц», пластилин, стеки, дощечки, спички, мяч, аудиозапись голосов птиц.

Обогащение словаря: оседлые, перелетные;  «лететь клином»«цепочкой»«стайкой»,  «вереницей»; насекомоядные птицы, зерноядные птицы, водоплавающие птицы.

Задачи по образовательным областям:

«Познание»:  Познакомить детей с понятиями «лететь клином»«цепочкой»«стайкой». Обобщать знания по теме «Птицы» и синтезировать их с темой «Осень».

 «Коммуникация»: Развитие связной речи, внимания, мышления, зрительной памяти, любознательности; продолжать развивать диалогическую речь, упражнять детей в словообразовании, активизировать и обогащать словарный запас;

«Художественное творчество»:  Закреплять навыки лепки разными способами: раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание. Воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности.

Предварительная работа: беседа о птицах, загадки, чтение стихотворений о птицах, об осени, рассматривание иллюстративного материала, наблюдение за птицами.

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа – диалог, рассматривание слайдов с изображением птиц,  физкультминутки:  пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность детей, подведение итогов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети стоят в кругу. Воспитатель читает детям стихотворение

А.Кондратьева:  «Доброе утро»

Доброе утро! Птицы запели.
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам.  

Воспитатель:  Какой сегодня чудесный день! Светит солнышко. Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями и скажем друг другу «Доброе утро!»

– Скажите ребята, какое сейчас время года? (Осень). В стихотворение есть фраза: Птицы запели! Для осени подходит эта фраза? Почему? (Осенью птицы не поют). Почему?  Что происходит с птицами? (Они улетаю в теплые края). Зачем? (Скоро наступит холодное время года – зима).

Воспитатель: Почему птицы улетают в тёплые края?

- Скоро наступит холодное время года,  зима. Эти птицы питаются насекомыми, а зимой их нет.

 Как называют птиц,  которые улетают?  (Перелетные).  

– Что значит «перелетные»?

Дети: Это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.

Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение А.Плещеева:  «Перелетная птичка»

… Собирается птичка в отлет;

Вот в лесу она кличет, зовет:

«Эй, скорей, перелетные, в круг!

Порешим, как уйти нам на юг

От осенних туманов и тьмы,

От холодной, голодной зимы,

Кто нам будет вожатым в пути,

Где ночлег нам в дороге найти?

Здесь всё вянет! Живые в поход!..

Вы, бывалые птицы, вперед!»

Игра: «Деревья»

К нам пришел волшебник злой.
Он руками замахал,
Всех детей заколдовал.
Дети руки вверх подняли.
И деревьями вдруг стали.

(Дети поднимают руки вверх и каждый представляет, каким деревом он стал)

1 слайд: «Осенний лес»

Воспитатель: Так много деревьев – мы попали в осенний лес. Шумит лес от ветра: фу-фу-фу, (дети повторяют) качаются деревья, шелестят осенними листьями и шуршат ветками. Как деревья шуршат, шелестят? Ш-ш-ш, с-с-с, су-су-су – красиво осенью в лесу. (Произносят тихо, громче, громче.)
– В лесу осеннем не слышно пения птиц?
- Каких перелётных птиц вы знаете?

2 слайд: «Перелётные птицы».

Дети называют птиц.  Ласточки, стрижи, скворцы, галки, дикие гуси и утки, лебеди, чибисы, пеночки, кукушки, соловьи, дятел, грачи, цапли, журавли, скворцы, жаворонки.
Воспитатель: Все ли птицы улетают? Как называют птиц,  которые остаются?

Дети: Оседлые, те, кто остаются с нами.

Воспитатель: К оседлым птицам относятся и городские и лесные птицы. Мы их ещё называем зимующие птицы.

3 слайд: «Оседлые птицы». 

Дети называют птиц.  Воробьи, вороны, голуби, синицы, сороки; поползень, свиристель, прилетят снегири, клесты.
Воспитатель: Какие птицы улетают первыми? Насекомоядные :  скворцы, ласточка, иволга, соловей, кукушка.

Затем – зерноядные – овсянка, чиж, зяблик, они питаются семенами растений и ягодами

Последними улетают водоплавающие: дикие утки, гуси, лебеди. Потому что замерзают водоёмы. Почему их так называют, чем они питаются?

Как птицы готовятся к отлёту? Наедают жир, смазывают перья жиром.

Что значит выражение «чистит пёрышки»? Выдёргивают старые перья.

Чаще птицы улетают ночью, так безопасней. Охотники, хищные птицы, ориентируются по звёздам

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна? А хотите, посмотреть,  как улетают птицы?

 Дети: Да.

4 слайд: »Полёт птиц».

Воспитатель: Многие птицы придерживаются строгого порядка во время перелёта. Сейчас мы с вами посмотрим и поговорим об этом.

Воспитатель: Может быть,  кто-то видел и заметил, что, все птицы летят по разному,  некоторые птицы, например журавли выстраиваются клином в виде треугольника, другие улетают «стайками», все вместе, а еще есть птицы которые выстраиваются цепочкой в одну линию. Это зависит от повадок  птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Перед полетом они совершают пробные полеты, едят больше обычного, в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.

Воспитатель: Журавли летят клином,  впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем по- слабее и в конце летят самые слабые птицы.

Ласточки, грачи, скворцы летят стаей

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей

В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы.

Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие,  которые хорошо питались.

Воспитатель:   Люди называют птиц по разному, как же они их различают?

(по оперению, по размеру, по внешнему виду).

 Ребята, а я вам приготовила загадки о птицах. Послушайте и отгадайте.

5 слайд: «Птицы».

        1. В лесу на ветке она сидит,

        Одно "ку-ку" она твердит,

        Года она нам всем считает,

        Птенцов своих она теряет.

        "Ку-ку" то там то тут,

       Как птицу эту зовут? (Кукушка)

       2.Это старый наш знакомый

       Он живет на крыше дома

       Длинноногий, длинноносый

       Длинношеий безголосый

       Он летает на охоту

       За лягушками к болоту. (Аист)

       3.Нос у него белый,
      Сам он черный,
      Очень проворный,
      Друг садов и полей.
      Поедает червей.
(Грач.)

       4.Прилетает к нам с теплом
      Путь, проделав длинный.
      Лепит домик под окном
      Из травы и глины.
(Ласточка.)

       5.Маленькая, юркая, проворная,
      Трясет длинным тонким хвостиком.
(Трясогузка.)

       6.Спинкою зеленовата,
      Я желтовата,
      Черненькая шапочка
       И полоска шарфика.
(Синичка.)

7.Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь.)

8.Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь не утка
И не козодой.

Но эта вот птичка
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клест.)

9. На шесте - веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец -

Он и летчик, и певец.  (Скворец)

10. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? … (Соловей)

Воспитатель: Вставайте в круг и поиграем в игру. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будите его возвращать с ответом

Д/И «Скажи одним словом».

У ласточки длинный хвост – длиннохвостая.

У аиста длинные ноги – длинноногий.

У соловья звонкий голос – звонкоголосый.

У лебедя длинная шея – длинношеей.

У ласточки быстрые крылья – быстрокрылая.

Утка плавает в воде – водоплавающая.

У грача чёрные глаза – черноглазый.

У птицы круглая голова – круглоголовая.

Птицы едят насекомых – насекомоядные.

У цапли острый клюв – остроклювая.

Птица перелетает – перелётная.

У птицы пёстрая голова – пёстроголовая.

У кукушки серые глаза – сероглазая.

У птицы громкий голос – громкоголосая.

Птица любит тепло – теплолюбивая.

Птица любит трудиться – трудолюбивая.

У птицы – белый бок – белобокая.

Воспитатель: Молодцы. И еще одна игра есть у меня для вас. Называется она «Продолжи предложение».  Хотите поиграть. (Да).

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что …

(насекомые прячутся и им нечем питаться).

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что… (он достает жучков и насекомых из-под коры и лечит деревья).

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что… (она не вьет себе гнезда).

Все люди любят слушать соловья, потому что… (он красиво поёт,  заливается).

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что… (им нужно высиживать птенцов).

Словесная игра «Подбери парное слово»

Человек – ребенок, птица - …(птенец).

Человек – нос, птица - …(клюв).

Звери – шерсть, птица - …(перья).

Рыба – река, птица - …(небо).

Курица – курятник, ласточка - …(гнездо)

Физкультминутка:

Насекомые пропали
Птицы в лесу заскучали.       
(Взмахи руками)
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать?      
(Пальцы рук к вискам головы.  Покачивание головы вправо-влево)
Вместе собрались,
Стаей назвались.                    
(Дети встают в круг, взявшись за руки.)

Дружно взлетели,
На юг полетели
.                     (Поворачивают направо, машут руками, бегут по кругу.)
Вот и южные края,

Долетели мы друзья!           (Поворачивают налево, летят дальше.)
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите.           
(Садятся на свои места.)

Воспитатель:  Чем страшна птицам зима?

Дети: Голодом.

Те птицы, которые остаются с нами зимовать могут сами найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. Ребята, скажите, как мы можем помочь птицам зимой?

Дети: Не мешать птицам, отыскивать себе корм, не пугать и не гонять их, делать кормушки и кормить птиц.

6 слайд: «Кормушки».

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Настало время поиграть и порезвиться.

 Подвижная игра "Зимующие и перелетные  птицы".

Дети одевают «шапочки» с изображением птиц: перелетных и зимующих. На ковре расположены изображения солнышка и снежинки. Дети, птицы, ходят под музыку, со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички.

После этих слов музыка заканчивается и "перелетные птицы" должны собираться у солнышка, а "зимующие" - у снежинки. Игра повторяется два раза.

Воспитатель: - Отгадайте загадку и вы, узнаете название птицы, которую мы с вами сегодня будем лепить из пластилина.

Птица важная носатая.

На одной ноге стоит, как статуя.

Длинным острым клювом тонким.

Крепко схватит лягушонка. (Цапля)

7 слайд: «Цапля»

Воспитатель: Цапли довольно крупные перелетные птица живут они на болотах. Питаются рыбой, лягушками, раками, червями. Зимой, когда болота замерзают, улетают в теплые края. Передвигаются цапли очень медленно, подолгу стоят неподвижно (чаще на одной ноге). Полет их плавный не быстрый, с размеренными взмахами крыльев. На лету откидывает назад ноги, а шею изгибает. Это очень осторожная птица. Молчаливая, но во время полета издает крик - резкий звук «крянь».

Воспитатель:  Дети посмотрите, у цапли маленькая головка, длинный клюв, черный хохолок на голове, шея очень длинная тонкая, изогнутая, втянутая в плечи, овальное большое туловище, широкие большие тупые крылья, короткий очень, закругленный хвост, длинные ноги с четырьмя пальцами, оперение серое, черная спина.

Подвижная игра «Лягушки и цапля».

Продуктивная деятельность.  Лепка «Цапли». Звучит фонограмма «Голоса птиц»

Воспитатель: Я предлагаю вам пройти к столам и из пластилина слепить цаплю, а ноги сделать из спичек.

Но сначала разомнем наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика.

Птицы перелетные (Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-

                                                  вниз.)

В стаи собираются,                 (Сжимают пальцы рук в кулаки.)

В края теплые летят,  (Двигают кистями перекрещенных рук вверх- вниз.)

До весны прощаются.     ( Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».)

Стаи журавлиные,                       (Перечисляя птичьи стаи,

Стаи лебединые,                          дети загибают по очереди

Стаи соловьиные,                         пальцы на руке)

Гусиные, утиные –

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.       (Показ воспитателя.)

Воспитатель: Какие красивые у вас получились поделки! (Дети оставляют поделки на столах, задвигают стулья, вытирают руки влажными салфетками.)

Воспитатель: Молодцы ребята. Ну вот и закончилось наше путешествие в осенний лес и нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на стульчики.

Ребята скажите пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии.

Как птицы находят дорогу в теплые края и обратно к нам. Ребята, какие новые слова запомнили? ( перелетные птицы, оседлые птицы, зимующие птицы, стая, косяк, вереница, клин)

Ребята, что сегодня на занятии понравилось? Что запомнили?

Ребят, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! И сегодня вы все награждаетесь медалями, как знатоки птиц!  ПОЗДРАВЛЯЮ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по закреплению лексической темы "Прилет птиц" на основе маршрутной игры с использованием мнемотехники в старшей группе для детей с ЗПР.

Конспект занятия "Прилет птиц" по закреплению лексического темы в старшей группе ЗПР ( с использованием  мнемотехники).Расширение и обогащение словаря по теме;развитие зрительного и слухового вос...

Конспект НОД - ФЦКМ "Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме" (НОД с использованием ИКТ в старшей группе)

Конспект НОД – ФЦКМ «Как звери – медведь и белка готовятся к зиме». Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.Задачи:1....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке в старшей группе с использованием информационно коммуникативных технологий «Зимующие птицы»

Программное содержание:Формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук, внимание, речь, воображение, творчество, развивать эстетическое восприятие и бережное отношение к птиц...

Конспект образовательной деятельности «Птицы Ставропольского края» по познавательному развитию с использование ИКТ для старшей группы

Конспект образовательной деятельности«Птицы Ставропольского края»по познавательному развитию с использование ИКТдля старшей группы...

Конспект занятия по теме «Знакомство с акварелью». ОО Художественно – эстетическое развитие. Изобразительная деятельность. Рисование (предметное, сюжетное рисование). Старшая группа.

Тема: «Знакомство с акварелью».1 С.31Программное содержание.Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить бо...