Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему "Живая и неживая природа"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Татьяна Алексеевна Николаева

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему "Живая и неживая природа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivaya_i_nezhivaya_priroda.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности  по познавательному развитию в  средней  группе на тему: «Живая и неживая природа»

Интеграция образовательных областей:

Задачи:

  1. «Познавательное развитие»:
  • развивать у детей познавательный интерес к миру природы;
  • познакомить дошкольников  с понятиями «живая природа», «неживая природа»;
  • научить детей отличать объекты живой природы  от объектов неживой природы,  используя признаки живой природы;
  • заложить основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру; способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.
  • развивать желание с помощью палочек выкладывать изображения объектов  живой или неживой природы;

      2)  «Социально-коммуникативное развитие»:

  • способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками;
  •  вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия.

      3) «Художественно-эстетическое»:

  • развивать умение видеть красоту окружающего мира.

4) «Речевое развитие»:

  • активизировать словарный запас детей,
  •  воспитывать культуру речевого общения;

     5)  «Физическое развитие»:

  • способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий.

Методы и приемы (перечислить)

       - практические: динамическая пауза, игры, продуктивная деятельность;

        - наглядные: игровая ситуация приход куклы-Почемучки, рассматривание слайда;

        - словесные: чтение стихотворения воспитателем, игры, рассказывание                    стихотворения ребенком

Материалы и оборудование: текст стихотворения, кукла-Почемучка, мяч, мешочек с картинками,  изображающими живую и неживую природу, проектор,  экран, слайд, подносики со счетными палочками на каждого ребенка.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

1.Динамическая пауза «Лесная физкультминутка»

Цель: развитие двигательной активности детей

Игровая

1. Игровая ситуация «Приход куклы-девочки Почемучки»

Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Познавательно-исследовательская

1.  Игра «Живая и неживая природа»

Цель: развитие логического мышления,  упражнять в умении  разделять объекты природы на живые и неживые

Коммуникативная

1. Игра с мячом: «Кто нам встретится в лесу»

Цель: упражнять в  умение классифицировать предметы (звери, птицы, насекомые, деревья, кусты, цветы, грибы). 

2.  Словесная  игра «Если я приду в лесок»

Цель: развитие логического мышления, закрепление навыков разумного поведения в лесу.

3. Рассказывание стихотворения ребенком.

Цель: с помощью поэтического слова уточнить и закрепить знания детей о природе.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

1. Чтение стихотворения А. Дайнеко: «Вот на Земле огромный дом»

Конструирование

1.Продуктивная деятельность «Выложи предмет живой или неживой природы».

Цель: развитие мелкой моторики рук.


Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Развивать у детей познавательный интерес к миру природы.

Игровая ситуация «Приход куклы-девочки Почемучки»

 Мотивированы на предстоящую деятельность

Воспитатель читает стихотворение А. Дайнеко: «Вот на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой.        

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом»

Вопрос к детям: « Что такое природа?» Делает обобщение: «Природа-это то ,что существует без помощи человека, все то, что нас окружает: планеты, Солнце, Земля, горы, воздух, вода, песок, человек, растения и животные. Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: живая и неживая природа».

В гости приходит кукла Почемучка  и  предлагает  отправиться в  мир «живой» и «неживой» природы»  вместе с ней, чтобы научиться отличать живую природу от неживой.  Она приглашает детей на лесную полянку

Слушают, отвечают на вопросы, принимают приглашение куклы-Почемучки. Рассматривают  иллюстрации.

Деятельностный

Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу, бережному и заботливому отношению к окружающему миру.

Продолжать совершенствовать умение детей классифицировать предметы живой природы.

Активизировать словарный запас детей по заданной теме.

       Словесная  игра «Если я приду в лесок»

Уточняют и закрепляют правила поведения на природе.

Используют в речи обобщающие слова. Классифицируют предметы живой природы.

На экране появляется изображение  леса и слышатся звуки, издаваемые лесными обитателями. Воспитатель предлагает поиграть в игру  и вспомнить как можно, а  как нельзя вести себя в лесу. Правило: если поступать в лесу так можно и нужно говорят слово «да», а если так делать нельзя, нужно сказать слово «нет».

-Если я приду в лесок, я сорву ромашку?

 - Если съем я пирожок и выброшу бумажку?

- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?

-Если все цветы сорвать и в веночки заплести?

- Если ветку привяжу, колышек поставлю?

- Если сильно насорю и убрать забуду?

- Если мусор соберу и с собой возьму я?

- Если уходя домой забирать ежей с собой?

- Если по лесу гулять можно листья все сорвать?

- Я люблю свою природу, я ей помогаю!

Рассматривают слайд,

играют в игру,  

отвечают на вопросы воспитателя о  правилах поведения на природе.

                    Игра с мячом: «Кто нам встретится в лесу?» (классификация предметов (звери, птицы, насекомые, деревья, кусты, цветы, грибы).

Воспитатель бросает ребенку мяч и называет: сорока, лиса, пчела, береза, сирень, ромашка, мухомор и т.д.

Ловят мяч, анализируют, бросают мяч воспитателю классифицируя и называя обобщающим словом этот предмет (птица, животное, насекомое, дерево и т.д.

Способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий

Динамическая пауза «Лесная физкультминутка»

Умеют согласовывать движения с речью.

Отличают объекты живой природы от неживой.

 Передают строение объектов живой или неживой природы с помощью счетных палочек

- Ветер лесные деревья качает (дети делают наклоны вправо, влево с поднятыми руками);          

 - Птицы и бабочки всюду порхают (дети взмахивают руками, словно крыльями);

- Скачут по веткам белка с бельчонком (прыжки на месте, руки на поясе);

- Ходят в лесу медведь с медвежонком (дети ходят вперевалочку);

- Ест землянику в лесу детвора.  (наклоняясь, дети изображают, как едят землянику);

- Вот и закончилась наша игра!

Дети выполняют движения.

Научить детей отличать объекты живой природы - от объектов неживой природы,  используя признаки живой природы.

Развивать желание с помощью палочек выкладывать изображения объектов  живой или неживой природы.

Развивать  умение видеть красоту окружающего мира.

                         Игра «Живая и неживая природа»

Воспитатель сообщает детям, что  девочка Почемучка перемешала в своём мешочке все картинки и никак не может понять, какие из них относятся к живой природе, а какие – к неживой. Поможем ей? Предлагает вспомнить и назвать по каким признакам мы отличаем живую природу от неживой?

Обобщение:

«Все живое растет, питается, дышит, появляется потомство, а объекты неживой природы не растут, не дышат, не питаются, не дают потомство».

 На один стол, где стоит горшочек с живым цветком поместите картинки с изображением живой природы, на стол, где стоит в вазе искусственный цветок  – с неживой природой.

Педагог:  А куда мы отнесём человека – к живой или неживой природе? (ответы детей). Человек – часть живой природы. (Человек  растёт, дышит,  кушает, даёт потомство – значит, он - часть живой природы). Человеку надо бережно относиться к природе и ее обитателям.

Слушают, отвечают на вопросы, выполняют задание.

Продуктивная деятельность «Выложи предмет живой или неживой природы».

Задание: по карточкам схемам или самостоятельно выложить изображение объектов живой и неживой природы

Выполняют задание, выкладывая из палочек картинки живой или неживой природы.

Заключительный

Беседа «Природа и мы»

Имеют

представления о живой и неживой природе и правила поведения на природе.

Вопросы к детям: О чём мы сегодня говорили? Что мы должны помнить, общаясь с природой?

Воспитатель обобщает ответы детей: «Ребята, пожалуйста, запомните, как должен вести себя при общении с природой воспитанный, вежливый человек и научите этому своих друзей!»

Отвечают на вопросы. Ребёнок рассказывает стихотворение:

«Дерево, трава и птица не всегда сумеют сами защититься,

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Вершки и корешки" с использованием ИКТ

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе "Вершки и корешки"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе.Тема: «Путешествие в осенний лес».

План -  конспект НОД по познавательному развитию в средней группе "Путешестве в осенний лес"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся»

Дать детям представление о том. как дикие животные готовятся к зиме. Познакомить с названиями жилищ диких животных: логово, дупло, нора, берлога. Воспитывать любовь к природе, желание сохранять все жи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Транспорт".

Конспект НОД по познавательному развитию детей средней группы  с использованием  ИКТ. Тема: "Транспорт"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Познавательному развитию» в средней группе Тема занятия: «Знакомство с неживой природой»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Познавательному развитию» в средней  группеТема занятия: «Знакомство с неживой природой»Образовательные области: ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Познавательному развитию» в средней группе Тема занятия: «Сохраним природу вместе»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Познавательному развитию» в средней  группеТема занятия: «Сохраним природу вместе»Образовательные области: Познав...