Кейс- ситуация. Инженерное мышление родом из детства.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ботнарчук Алена Ивановна

Направлена :- на поддержку исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, путём создания благоприятных условий для обсуждения, действия, мотивации, изобретения, переделывания, анализа, выявления причин, осмысливания полученной информации и практического применения в жизни;

- на применение STEAM-компетенций (способность к научно- техническому творчеству), установление причинно-следственных связях, выдвижение предположения и прогноз, решение  задачи и создание технической модели («изобретение»);

 - на содействие развитию возможных достижений воспитанника исходя из полного раскрытия и реализации его неповторимого специфического возрастного потенциала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_situatsiya_.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс-ситуация. Инженерное мышление родом из детства.

Направлена:

- на поддержку исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, путём создания благоприятных условий для обсуждения, действия, мотивации, изобретения, переделывания, анализа, выявления причин, осмысливания полученной информации и практического применения в жизни;

- на применение STEAM-компетенций (способность к научно- техническому творчеству), установление причинно-следственных связях, выдвижение предположения и прогноз, решение  задачи и создание технической модели («изобретение»);

 - на содействие развитию возможных достижений воспитанника исходя из полного раскрытия и реализации его неповторимого специфического возрастного потенциала. 

Ситуация 1:

«Передвижение по воде».

Цель: помочь детям осознать, как и почему предметы не тонут, пробовать проектировать и испытывать паруса.

Задачи:

- исследовать понятие плавучести, проводя опыты с тонущими и нетонущими телами,

- узнать, какая конструкция паруса лучше других подходит судам из набора.

- записывать данные с использованием графиков.

Словарь: характеристики, особенности, тонуть, держаться на воде, плыть под парусом.

Необходимые материалы

 Детские модели лодок, набор "Планета STEAM" (45024), иллюстрации с примерами, шаблон парусов, график для записи результатов , ножницы, дырокол, цветные карандаши или маркеры, большая ёмкость или раковина, заполненная водой, соломинки и вееры (по желанию), ламинатор (рекомендуется).

Момент проблемного включения детей

«…С самого утра лего -  друзья: Артём, Таня, Павел Паркович и его жена Анна Ангеловна уже были на планете - STEAM.

Павел Паркович, заведующий планетой, сказал: "У меня есть четыре лодки, на которых можно катать посетителей лего -  парка планеты. Но нужно придумать, чем двигать эти лодки по воде".

Ключевой вопрос к детям по ситуации. «Чем двигать эти лодки по воде?»

А если посетителей парка будет больше четырёх? Из чего можно соорудить лодку?

  • Как привести лодки в движение, не касаясь их?
  • Как поднять "ветер"?

Комментарии

 Подсказка:

 "Найдётся какой-нибудь материал на паруса?" —  спросила Таня.

"Отличная идея! Есть фломастеры? Мы сделаем ими цветные чертежи", —  подхватил Артём.

«Да, у меня полно всякого добра! Ну, за дело!» - ответил Павел Паркович.

Совместное обсуждение

  • Заведите разговор о том, какие предметы погружаются под воду, а какие нет, как проверить, как можно зафиксировать выводы  какие паруса лучше и почему: попросите детей объяснить, что происходит, когда они используют парус как движитель лодки.
  • Попробуйте задать такие, например, вопросы:

   - С каким парусом лодка движется быстрее?

  • Что, если бы вы сменили положение паруса?
  • Как далеко продвинется лодка, если дунуть в парус один раз?

Итог ситуации

Создание модели

  • Направить творческие усилия детей на то, чтобы придумать, как заставить лодки и другие плавучие тела двигаться по воде.
  • Показать детям фото с примером к занятию "Передвижение по воде".
  • Раздать принадлежности для рисования и распечатанные шаблоны парусов, после чего попросите детей самим придумать паруса для лодок и испытать их.
  • Попробуйте задать такие, например, вопросы:
  • Как привести лодки в движение, не касаясь их?
  • Как поднять "ветер"?
  • Что, если бы вы положили в лодку предметы?
  • Что, если бы вы бросили предметы в воду, окружающую лодку?

Подсказка: Если заламинировать паруса, они станут жёстче и долговечнее, а лодки без фигурок будут устойчивее.

Совместное обсуждение

  • Спросить детей, какие паруса лучше и почему: попросите детей объяснить, что происходит, когда они используют парус как движитель лодки.
  • Задать такие, например, вопросы:

   - С каким парусом лодка движется быстрее?

  • Что, если бы вы сменили положение паруса?
  • Как далеко продвинется лодка, если дунуть в парус один раз?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития предпосылок инженерного мышления дошкольников

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Важнейшей задачей модернизации образования  является повышение...

Педагогический проект «Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково – познавательной деятельности»

В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств  производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а так же к его творческим спосо...

Презентация проекта «Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково – познавательной деятельности»

Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, по...

Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего-конструирования

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов....

Игра для развития инженерного мышления дошкольников "Волшебный светофор"

Цель: Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта.  Пособие к игре: Пособие представляет собой мини-лэпбук (тематическая папка). На внутренней стороне лэпбука на...

«Разработка инженерной книги "Экоробофильтр" как средства развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Обучение воспитанников основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования, через   создание действующей модели робота ...

Представление опыта работы по теме «Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ» Кейс образовательных ситуаций «Инженерное мышление родом из детства»

Одной из задач модернизации дошкольного образования на современном этапе является повышение качества образования, которое достигается через создание условий для проживания ребенком своего де...