Технологическая карта НОД образовательной ситуации на тему "Правила поведения в лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лифанова Татьяна Анатольевна

Данное занятие способствует систематизации у детей знаний о правилах безопасного поведения в лесу и их применении. Дети приобретают опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_povedeniya_v_lesu_konspekt_nod.docx23.82 КБ
Файл 1.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ»)

Технологическая карта

мероприятия непосредственно-образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Правила безопасного поведения в лесу»

(образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

Автор: воспитатель 1 квалификационной категории

             Лифанова Татьяна Анатольевна

п. Пангоды, 2018 г

Образовательная область

Социально-коммуникативное развитие

Возраст детей, группа

5-6 лет, старшая группа

Тип НОД

Закрепление знаний

Тема НОД

Правила безопасного поведения в лесу

Цель

Закрепить представления о правилах безопасного поведения в лесу

Задачи                                

                           

Образовательные

Закрепить ранее полученные знания о правилах поведения в лесу.

Расширить знания о роли муравьев в лесу.

Развивающие

Устанавливать причинно-следственные связи; правильно формулировать вопросы.

Развивать коммуникативные умения при работе в парах и группах.

Воспитательные

Содействовать формированию у детей отзывчивости.

Воспитывать бережное отношение к муравейникам.

Материал

Демонстрационный материал: картинки с правилами безопасного поведения в лесу, картинки животных и птиц 

Оборудование: мольберт, дорожки из самоклеящейся бумаги; гимнастические дорожки - 6 шт (болото), смарт-доска, ноутбук, запись звуков леса.

Предполагаемый

результат                                

Данное занятие способствует систематизации у детей знаний о правилах безопасного поведения в лесу и их применении. Дети приобретают опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанника

Предпосылка учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

1. Введение в игровую ситуацию

Ребята, нам пришло видеописьмо. Давайте посмотрим кто нам его прислал. (Картинка с изображением мальчика, аудиозапись)

Доброе утро, ребята! Меня зовут Ваня. Сегодня я хотел пойти в лес с ребятами. Но они мне сказали, что прежде чем пойти в лес, нужно выучить правила поведения в лесу. А я не знаю какие это правила. Помогите мне, расскажите правила поведения в лесу. Мне очень хочется пойти в лес.

Ребята, вы готовы отправиться в лес?  Вы сможете помочь птичке-синичке?

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы

Интерес к образовательной деятельности

Ответы детей

Дидактическая задача: мотивировать деятельность детей, создать условия для возникновения у детей стремления соблюдать правила поведения в лесу.

2. Актуализация знаний

Что необходимо надеть для того, чтобы отправится в лес?

Дидактическая игра «Что наденем в лес»

Цель: закрепить умение правильно подбирать одежду для прогулки в лес.

Молодцы ребята! Вы знаете как правильно одеваться, чтобы идти в лес. Ребята, вспомните пожалуйста, о чем попросил нас Ваня?

Молодцы, мы готовы отправится в лес. (Аудиозапись пения птиц)

Ребята, скажите пожалуйста, кто такие санитары леса? (Санитары леса — это животные, птицы, насекомые, которые питаются падалью, старыми грибами и ягодами; санитары леса — это чистильщики леса, они очищают лес).

(Дети подходят к мольберту, где выставлены картинки с изображением животных и птиц)

Какие животные и птицы изображены на картинках? Какие из этих животных могут быть санитарами леса? (волк, лиса, ворон, дятел) Почему?

  Как называется птичий дом? Из чего птицы строят свои гнезда? Как нужно себя вести, если увидели птичье гнездо? Можно ли разорять птичьи гнезда? Почему? Молодцы, вы справились с первым заданием! Скажите первое правило для мальчиков, которые не знают как вести себя в лесу. (Не разоряй птичьи гнезда)

Идем дальше? Смотрите тропинка расходится. А на камне что-то написано. Давайте прочитаем. «По зеленой тропинке пойдешь – поработаешь и отдохнешь. По голубой тропинке пойдешь – красоту найдешь». (Дети идут по тропинкам)

Ребята, впереди болото. Чтобы его перейти, вам необходимо перепрыгивать с кочки на кочку. (Звуки леса)

Мы с вами оказались на лесной поляне, давайте здесь отдохнем. Но здесь всюду разбросан мусор. Ребята, что нужно нам сделать, чтобы отдохнуть на лесной поляне? (Ответы детей). Ребята, скажите какой мусор вредит лесу, а какой приносит пользу? Какое вы знаете правило? (Нельзя оставлять за собой мусор.)

Мы убрали на поляне весь мусор. Как называются эти цветы? (Эти цветы называются ландыши). А что вы знаете о ландышах? (Ландыши занесены в красную книгу, их нельзя рвать, можно любоваться ими только в лесу). Значит какое следующее правило? (Нельзя рвать цветы). Правильно, молодцы, вы снова справились.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, делятся на группы.

Выполняют правила исходя из имеющегося опыта

Выполнение заданий

Дидактическая задача: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания; развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение, коммуникативные качества.

3. Затруднение в ситуации

Итак, продолжаем нашу прогулку по лесным тропинкам. Ребята, посмотрите, что там впереди? (Муравейник). А как вы думаете, для чего нужны муравейники? (Это дом муравьев). Молодцы! А какую пользу приносят муравьи? (Не знаем) Хотите узнать? (Да)

А кто нам поможет узнать для чего нужны муравейники? Чем полезны муравьи? (Надо спросить взрослого, прочитать в книге)

Сталкиваются с затруднением. Пробными вариантами пытаются решить проблему

Целеполагание, планирование, выбор способа действия

Ответы на вопросы

Дидактическая задача: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения; формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания; тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.

4. Открытие нового знания или способа действий

Хорошо, ребята, я расскажу вам о муравьях. Слушайте внимательно. (На мольберте устанавливается картинка с изображением муравья.) Муравьев называют лесными санитарами. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых. Может вас еще что-то интересует? (Да) Задавайте следующий вопрос? Для чего нужны муравейники в лесу? (На мольберте устанавливается картинка с изображением муравейника в разрезе.)

Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовками, спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Некоторые люди иногда ворошат муравейники палками, от этого муравьи гибнут. Лес лишается самых надежных своих защитников. Нарушать покой муравьев нельзя. Муравьи очень полезные насекомые: оберегая муравейники, мы сохраняем наши леса. А теперь ответьте на вопрос. Почему нельзя разорять муравейники? (Ответы детей). Ребята теперь вы поняли для чего нужны муравьи в лесу?

Молодцы, какое еще правило мы можем назвать? (Не разорять муравейники)

Знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения

Усвоение способа действий

Слушают рассказ, задают вопросы

Дидактические задачи: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания; расширять знания детей о роли муравьев в лесу;

5. Введение новых знаний в систему знаний

Ребята, ну а теперь я предлагаю рассказать и показать все правила поведения мальчикам, которые эти правила не знают.

Дидактическая игра «Лесная прогулка»

Цель: повторить правила поведения в лесу.
Задачи: воспитывать бережное отношение к природе, развивать внимание, познавательный интерес.
 

Большое спасибо вам, ребята. Вы мне очень помогли. Я теперь знаю правила поведения в лесу и буду их обязательно выполнять.

Дети выполняют задания в игре

Выполнение действий

Соблюдение правил

Дидактическая задача: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях; тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные качества.

6. Осмысление (итог)

Ребята, где мы с вами были? (Мы были в лесу.) Для чего мы отправились в лес? (помочь лесным жителям, рассказать мальчишкам как нужно вести себя в лесу.)  Вы сделали это? (Да.) Почему вам это удалось? (Потому что мы сильные, ловкие, добрые, отзывчивые, умные) (Потому что мы знаем правила поведения в лесу) (Потому что мы узнали новое правило, что нельзя разорять муравейники.) С кем вы можете поделиться своими знаниями? (С друзьями, с родителями) Ребята, вы молодцы! У вас очень храброе и доброе сердце. Вы не оставили в беде лесных жителей и помогли мальчикам узнать правила поведения в лесу. Вы не побоялись трудностей и справились со сложными заданиями. Я очень горжусь вами!

Дети стоят около воспитателя, отвечают на вопросы

Самооценка

Ответы детей

Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что делали и создать ситуацию успеха

Комментарии


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД образовательной ситуации на тему Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»

связная речь: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;словарь и грамматика: учить подбирать однокоренные сл...

Технологическая карта организации образовательной ситуации с детьмив средней группе по теме «Приключения капельки»

Технологическая  карта организации образовательной ситуации с детьмив средней группе по теме «Приключения капельки»...

Технологическая карта организации образовательной ситуации в подготовительной группе на тему: Составление рассказа «Моя любимая игрушка»

Приоритетная образовательная область «Речевое развитие» -Продолжать учить детей составлять рассказ по игрушкам;Закреплять умения описывать игрушку, называть её характерные признаки;подводи...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПРЕРЫВНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) "Путешествие по осеннему лесу"

: Расширять представления детей об охране природы, закреплять правила поведения в природе.Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;Учить логически связному высказыванию, грамот...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с обитателями в лесу».

Цель образовательнойдеятельности Обогатить и закрепить знания детей о диких животных, их месте обитания, внешних особенностях, питании....