Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе Тема Обучение детей анализу ситуаций
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ольга Юрьевна Бивол

план-конспект занятия в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

раздел «Развитие речи»  

в старшей группе.

Тема: Обучение детей анализу ситуаций

на основе литературных произведений как средство формирования социальной безопасности

Составила: воспитатель Бивол О.Ю.

г. Югорск, 2020


Цель: Формирование у детей осознанного отношения к анализу ситуации и сужению поля поиска с помощью отсечения несущественных признаков ситуации, усвоение обобщенной модели описания ситуации, выводить правила поведения

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Продолжать способствовать усвоению детьми обобщенной модели анализа ситуации ОТСМ – ТРИЗ;
  • Закрепить умение детей эмоционально воспринимать литературное произведение, понимать нравственный смысл рассказа;
  • Закрепить знания детей о видах сказок, их героях;
  1. Развивающие:
  • Развивать навыки общения;
  • Развивать умение слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению;
  • Развивать сценические способности детей;
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к книге, как к хранительнице «хлеба духовного»;
  • Воспитывать проявления активности в совместных играх.

Материалы и оборудование: волшебное зеркало (обруч); лепестки ромашки из бумаги, парные картинки с изображением сказки и «самого главного»; морфотаблица паровозик «Анализ ситуаций», маркер.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Вводно-организационный, 1 мин.

Организовать деятельность

Считалка

Один, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть

Дети слышат слова считалки, встают вкруг на ковре, выражают согласие на игру.

Мотивационно-побудительный,

2 мин

Продолжать формировать представление о дальнейшей деятельности

Игра: «Мои друзья».

Ребята, Вы любите сказки?

- А много сказок знаете?

- А это мы сейчас и проверим. Давайте поиграем в игру «Мои друзья»! Мои друзья те ребята, которые назовут сказку, в которой сказочный герой лиса.

.

-Да!

- Да!

- Давайте!

- Колобок

- Лиса и кувшин

- Лисичка со скалочкой

- Теремок

 - Кот, петух и лиса

- Кот и лиса

- Как лиса волку шубу сшила.

Актуализация,

10 мин

Воспитывать проявления активности в совместных играх;

Знакомство с профессией художник-иллюстратор.

Воспитывать проявления активности в совместных играх;

Игра «Волшебное зеркало»

- Молодцы, много сказок знаете!

Теперь присаживайтесь на ковер и скажите мне какую сказку мы с вами недавно читали?

- Да все верно, это сказка Снежная королева, долго мы с вами ее читали?!

-Прочитать то мы ее прочитали, а картинки, иллюстрации смотрели?

-А почему?

- Скажите, а вам бы хотелось посмотреть картинки к этой сказке?

- Как вы думаете, кто может нарисовать иллюстрации к сказкам?

- Всё верно!

- Я вам открою секрет, есть такая профессия и называется она- художник-иллюстратор, есть даже целая мастерская, где трудятся художники для нас с вами. Вот туда-то мы и обратимся! Тем более сейчас проходит конкурс, я вчера слышала по радио. Главное условие этого конкурса- нужно зашифровать любимую сказку! Победитель получит в подарок целых 5 иллюстраций и раскраску!

- Будем участвовать в этом конкурсе.

- И для этого нам надо превратиться в разведчиков!

- Почему в разведчиков?

-Игра «Волшебное зеркало»: Чтобы стать разведчиками нам необходимо назвать черты характера, которыми обладает разведчик.

-Молодцы ребята, мы с вами превратились в настоящих разведчиков!

-Снежная королева!

.

- Да!

- Нет!

- Потому что в этой книге нет иллюстраций!

- Да!

- Художник

-программист

- дизайнер

-Да!

- Потому что они хорошо умеют шифровать!

Дети проходят через «Волшебное обруч», называя черты характера разведчика:

сильный, ловкий, выносливый, смелый, умелый, веселый изобретательный, умный.

Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

Игра «Ромашка безопасности»

- Ребята, скажите, как вы думаете, настоящие разведчики, когда были маленькие были послушные?

- Я думаю, что, были послушные.

- А наш Кай из сказки был послушным?

- Скажите, а какое правило он нарушил?

-Да, верно, я думаю, что с вами не случится такая история вы же все правила поведения, когда остаетесь дома одни или на улице. Сейчас и проверим!

-  Саша раздаст каждому лепестки ромашки, а вы друг за другом называете свое правило и оставляете ромашку на доске.

-Вот какие молодцы, сколько правил знаете, посмотрите какая у нас получилась ромашка, назовем ее Ромашка Безопасности!

- Да

- Нет

- Он привязал санки к саням  Снежной королевы.

- Разговаривал с незнакомым человеком.

Дети называют свое правила и прикрепляют лепесток магнитом к мольберту, так, чтобы получилась ромашка.

Расширение

имеющихся

представлений

10 мин

Закрепить знания детей о видах сказок, их героях;

Продолжать способствовать усвоению детьми обобщенной модели анализа ситуации ОТСМ – ТРИЗ. Закрепить умение детей эмоционально воспринимать литературное произведение, понимать нравственный смысл рассказа. Закрепить знания детей о видах сказок, их героях. Продолжать способствовать усвоению детьми обобщенной модели анализа ситуации ОТСМ – ТРИЗ. Закрепить умение детей эмоционально воспринимать литературное произведение, понимать нравственный смысл рассказа. Закрепить знания детей о видах сказок, их героях

Игра «Найди пару».

Анализ ситуации на основе литературного произведения

с использованием морфотаблицы по технологии ОТСМ-ТРИЗ с помощью условных обозначений.

- Давайте поиграем в игру «Найди пару».

- Смотрите у нас есть два стола.

- На первом столе вы найдете карточки с изображением сказки.

- На втором столе вы найдете карточку с изображением «Самого главного».

- Сейчас каждый из вас берет карточку со сказкой и идет ко 2-му столу искать «самое важное».

- Молодцы справились!

А теперь присаживайтесь на ковер

- Подумайте и скажите мне пожалуйста, что главное в нашей сказке?

- Герда заплакала, и её слезы растопили сердце Кая. Все согласны?

- Быстро и легко зашифровать нашу сказку нам поможет наш волшебный паровозик.

- Чтобы наш паровозик отправился в путешествие его нужно «заселить». И паровозик у нас не обычный, а двухэтажный!

- Второй этаж уже заселен! Нам остается «заселить» первый этаж.

- В первом вагоне, на втором этаже едет………

-Верно, а теперь вернемся в сказку и вспомним, когда все это происходило?

- Что нарисуем?

- Дальше во втором вагончике на втором этаже едет…………

- Верно, что нарисуем?

- В третьем вагоне у нас……..

- Что нарисуем?

- В четвертом вагоне……….

-Что нарисуем?

- В пятом вагончике………….

- Что нарисуем?

-И в последнем вагончике………

- Что нарисуем?

- Как здорово у нас получилось!

-Давайте!

Дети берут карточки ищут свои парочки и объясняют почему они так решили.

Варианты детей.

Признак Время!

-Зимой!

Варианты детей.

-Признак Что, где находится!

Варианты детей.

-Первый объект!

Варианты детей.

-Признак Действие!

Варианты детей.

- Второй объект!

Варианты детей.

- Что получилось!

Варианты детей.

Заключительный этап. Рефлексия,

1 мин

Подводить итог НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Развивать самооценку у детей.

Создание игровой ситуации «Вопрос - ответ».

-Ребята, какие вы молодцы. А на- последок мы с вами поиграем с мячом. Я бросаю вам мяч, задаю вопрос, а вы отвечаете.

- Что мы с вами сегодня делали?

- Как мы это делали?

-Зачем?

- Я сегодня в тихий час позвоню на радио и скажу им нашу зашифрованную сказку, надеюсь мы одержим победу этом конкурсе!

Дети ловят мяч, отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Речевое развитие» во 2-й группе раннего возраста

Игра с картиной "Весна" используя на занятии технологию ОТСМ ТРИЗ-РТВЦель  –развитие умений в  составлении рассказа по сюжетной картине...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе. Тема: «Нас видно на дорогах в темноте»

Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в тёмное время суток.  ЗАДАЧИ:Образовательные :- продолжать формировать знания о безопасном поведении на дороге в зимнее время г...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Название: «Зачем нужна спецодежда?».

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое  развитие» в подготовительной группе. Название: «Зачем нужна спецодежда?&r...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе по теме «Маша идет в школу»

Образовательные области: Познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитиеИнтеграция видов деятельности: Коммуникация, социализация, музыка, физическое развитие.Лексическая тема: «М...