Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе по теме «Маша идет в школу»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Горохова Ирина Владимировна

Образовательные области: Познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие

Интеграция видов деятельности: Коммуникация, социализация, музыка, физическое развитие.

Лексическая тема: «Маша идет в школу»

Вид занятия: Итоговое

Цель: Развитие речи детей.

Задачи

Образовательные:

  1. Продолжать развивать связную речь, через участие в словесно речевых играх;
  2. Упражнять в делении слов на слоги;
  3. Учить подбирать антонимы и синонимы;

Развивающие:

  1. Развивать речь, внимание, память, познавательный интерес, творческие способности, а так же самоконтроль и саморегуляцию.

Воспитательные:

  1. Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу, воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

Планируемый результат: Развитие связной речи детей.

Предварительная работа: Дид. игры, чтение сказок, составление рассказов, составление рассказов по сюжетным картинам.

Материалы и оборудование: Сюжетные картинки по теме “Маша идёт в школу”, кукла, плюшевый мишка, аудиозапись, карточки для игр «Один - много», «Четвёртый лишний», портфель, книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка, мяч, фишки для самоконтроля детей.

 

 

Этап,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы,

формы,

приемы,

возможные виды деятельности

Результат

Психологический настрой, 1 мин

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка

Педагог собирает детей вокруг себя. Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей.

 

Добрый день! Сегодня к  нам в гости придёт будущая первоклассница. Послушайте запись и определите,  с какого она мультфильма.

 (Звучит аудиозапись из мультфильма “Маши и медведь”.)

- Ребята, вы узнали, откуда эта музыка?

 - А вот и наша героиня

(слайд № 2).

(Воспитатель показывает куклу Машу).  

- Какая она по характеру?

 

Приветствие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да, из мультфильма «Маша и медведь»

 

 

 

 

- Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная.

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

Прослушивание фрагмента  из мультфильма.

 

 

Беседа.

Психологическая готовность

Вводно-организационный,

1–2 мин

Организация направленного внимания

Организация образовательного пространства

 

 - Маша пришла огорченная тем, что закончились все серии мультфильма. И больше ее не покажут по телевизору. А ее режиссер, не знает, о чем еще снять сюжет (слайд № 3). Давайте поможем режиссеру придумать новый сюжет интересного мультфильма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Мотивационно-побудительный,

1–2 мин

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

Знакомство детей с мотивационной направленности.

 

- И  вот однажды, Маша решила, что ей уже пора идти в школу. Она собрала портфель. Давайте, посмотрим, что она в него положила. По - очереди, будем вытаскивать по - одному предмету из  портфеля, называть его и описывать. Какая у предмета форма, цвет, величина, из каких частей состоит и каково назначение предмета.

Игра «Опиши предмет».

(Книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как можно назвать все эти предметы, одним словом?

(Дети называют предметы и складывают их в портфель).

 

Осознают и принимают поставленную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Книга – учит нас, она прямоугольной формы, оранжевого цвета;

Ручкой мы пишем, она формой как вытянутый овал, ручка синего цвета; в альбоме можно рисовать, он прямоуголный, а по цвету зеленый с рисунком лисички;  краски нам нужны, чтобы рисовать, они овальной формы, а по цвету – разноцветные; ластик нужен, чтобы стирать карандаш, он овальной формы, а по цвету белый,  точилка служит для того, чтобы точить карандаши, она квадратная, желтого цвета.

 

- Все эти предметы одним словом можно назвать -  школьные принадлежности.

Складывают принадлежности в портфель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

Внутренняя мотивация на деятельность

Актуализация,

3 мин

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами

- Решил режиссер снять мультфильм о Маше, но не знает какой сюжет придумать. Что же делать? Как нам помочь режиссеру?

-Мишка может помочь нам. У него есть картинки – подсказки, по которым легко можно снять сюжет новой серии (слайд № 4).

- Итак, первое задание.

Скажите, на какие две группы делятся все звуки?

- Матвей, скажи, как произносятся гласные звуки?

 

 

- Лера, назови гласные звуки.

-Соня, какие бывают согласные звуки?

 

- Тимур, назови несколько согласных звуков.

 

- Второе задание.

Поиграем в игру “Ты мне – я тебе”

- Я “кидаю” вам твёрдый звук, вы мне назад “мягкий”. (Воспитатель кидает ребёнку мяч и говорит твёрдый звук, ребенок, обратно кидая, говорит мягкий звук). (За выполненное задание Мишка дает картинку «подсказку»).

 

- Теперь Маша умеет правильно произносить и различать звуки. Но,  ребята, нам ещё нужно научить нашу будущую ученицу делить слова на слоги. Покажем, как это делается?

- Назовите школьные принадлежности и сосчитайте в них слоги. (За выполненное задание Мишка дает картинку «подсказку»).

 

- Вы уже знаете, что Маша большая озорница и  любит разные игры. И вам  предлагает выполнить третье задание от Мишки.

Игра  “Наоборот”  (С мячом).

Я называю слово, а вы противоположное.

Радость–

Светлый –

Сухой –

Тишина –

Часто –

Ясный –

Плохой -

Тёмный –

Храбрый -  

Высокий –

Лёгкий –

Тихо –

 Широкий –

Холодный -  

(За выполненное задание Мишка дает картинку «подсказку»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Звуки делятся на гласные и согласные звуки.

- Гласные звуки произносятся легко, свободно, они поются и тянутся.

- А, О, У, И, Ы, Э.

- Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Они не тянутся, не поются.

- Б, В, Д, Ж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дети делят слова на слоги с помощью хлопков и шагов: тетрадь, карандаш, кисточка и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

- грусть

- темный

- мокрый

- шум

- редко

- пасмурный

- хороший

- светлый

- трусливый

- низкий

- тяжелый

- громко

- узкий

- горячий

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывание по картинкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевая игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевая игра

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений),

5–8 мин

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах

объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д.

Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций.

 

– Четвертое задание от Мишки.

Внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах? Назовите его.

- Шар, шум, шишка, машина, шепот, Чебурашка.

- Рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.

- Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.

(За выполненное задание Мишка дает картинку «подсказку»).

 

- Пятое задание.

Игра «Один - много» (слайд № 5).

- Я показываю карточку с одним предметом. Например, мяч, а вы в ответ называете, сколько будет много мячей.

 (За выполненное задание Мишка дает картинку «подсказку»).

 

- Шестое задание.

Вам нужно найти лишний предмет.

Игра “Четвёртый лишний” (слайды № 6-10).

(Воспитатель показывает картинки с изображением 4х предметов, один из которых лишний). (За выполненное задание Мишка дает картинку «подсказку»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В этих словах общий звук Ш.

 

- В этих словах общий звук Р.

 

- В этих словах общий звук Л.

 

 

 

 

 

 

- Шар - шаров,  дом - домов, цыплёнок -  цыплят, игла- игл, мышка- мышки, пальто – пальто, карандаш- карандашей и т. д.

 

 

 

 

 

- Дети находят лишний предмет и называют его, аргументируя свой ответ.

Приемы активизации самостоятельного мышления детей.

 

 

 

 

 

 

Определение звука

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки

и т. д.

Овладение способами познавательной деятельности.

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Любознательность и активность

Динамическая пауза, 1 мин

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Говорит и показывает движения по тексту

Настроение упало,

Дело валится из рук…

Но ещё не всё пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоём,

С облегчением вздохнём –

Настроение поднимем

А усталость отряхнём!         

 

 

 

 “Бросают” вниз руки…

 Грозят указательным пальчиком.

 Хлопают в ладоши.

 Берутся за руки.

 Вздыхают.

 Поднимают сцепленные руки вверх.

 “Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу).

(Стоят лицом друг к другу, руки вверх.

Физминутка

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта

Практическая работа

5–10 мин

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

Организация практической работы.

Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. 

 - Посмотрите, все картинки «подсказки» у нас есть! Значит можно собрать их и отдать режиссеру. Он снимет новую серию, которая нам обязательно понравится.

 

 

 

- Выстраивают из картинок правильный порядок действий событий. Составляют рассказ.

Выполнение практических работ.

Групповая форма организации деятельности

 

Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Заключительный этап. Рефлексия,

3 мин

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки

Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы

 

 - Молодцы, ребята! С заданием справились! Теперь Маша будет рада новой серии, которую выпустит режиссер по вашим картинкам. И ее опять покажут по телевизору.

- Тимофей, скажи, что мы сделали, чтобы составить новую серию мультфильма?

- Соня, какие еще выполняли задания?

- Артем, что больше всего тебе понравилось на занятии?

Высказываются по поводу полученной информации,

качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т. д.

 

 

 

 

 

 

- Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа, обсуждение.

Фронтальная работа, индивидуально-коллективная

Осознание себя как участника познавательно

го, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masha_idet_v_shkolu.pptx1.56 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Маша идет в школу»

Слайд 4

Задания от Мишки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Речевое развитие» во 2-й группе раннего возраста

Игра с картиной "Весна" используя на занятии технологию ОТСМ ТРИЗ-РТВЦель  –развитие умений в  составлении рассказа по сюжетной картине...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Название: «Зачем нужна спецодежда?».

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое  развитие» в подготовительной группе. Название: «Зачем нужна спецодежда?&r...