НОД Финансовая грамотность
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ковалёва Елена Михайловна

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_ekonomgrad.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

НОД с детьми среднего дошкольного возраста

«Путешествие в страну «Экономград»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного

возраста.

Задачи:

- формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность)

- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;

- выделять слова и действия, относящиеся к экономике;

- развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность.

Оборудование: деньги (бумажные и металлические), касса, кошельки, чеки, атрибуты

для игр «Стройка», «Магазин», ширма-трансформер.

Мультимедийные средства обучения: ноутбук, мульти-медиапроектор, экран.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Мы побываем в

удивительной стране, поиграем и узнаем много интересного. А вот куда же лежит наш

путь? Мы сейчас узнаем. А сейчас, мои ребятки, отгадайте- ка загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

Д.: Деньги, монеты

В.: Правильно, ребята, а для чего людям нужны деньги?

Д.: Покупать товар, копить, ездить в отпуск.

В.: Совершенно верно. Деньги нужны людям в современном мире, без них

прожить невозможно. Вспомните, пожалуйста, героев сказок или мультфильмов, где

покупают, продают, меняют что-то, копят деньги.

Д.: «Лисичка со скалочкой», «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино»,

«Приключения Буратино».

В.: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов. Оказывается,

даже сказочные персонажи живут так же, как и люди.

Хотите получше узнать о них? Давайте отправимся в сказочную страну

«Экономград». Ребята, на чем путешествуют сказочные герои?

Д.: с помощью шапки-невидимки, в ступе, в сапогах-скороходах, на ковре-самолете.

В.: Вот на ковре - самолете я и предлагаю сегодня вам отправиться в

путешествие.

(Звучит сказочная музыка, дети на ковре отправляются в путь.)

В.: Вот мы и прибыли, остановка «Денежка». Если отгадаете загадку, вы

узнаете, кто вас здесь ждет:

Покупала самовар,

А спасал ее комар.

Д.: Муха-цокотуха

В.: Правильно, ребята, это героиня сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха». Что муха

нашла? … «денежку»... А что такое деньги?

Д.: Особые ценные бумаги, на которые можно обменять любой другой товар.

Это — богатство, которое можно копить, хранить в «Сбербанке».

В.: Что сделала муха?

Д.: «Пошла муха на базар и купила самовар».

А потом она пригласила всех на чаепитие.

В.: А как бы вы предложили поступить мухе? Экономно ли поступила муха?

Муха приготовила вам несколько заданий:

1.Мишка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его

друг Сладкоежка продавал малину, чтобы купить липовый мед.

Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили.

Какое решение могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?

Д.: медвежатам надо сделать обмен. Такой обмен называется бартером.

В.: правильно, ребята, слушайте следующее задание.

2. У одного продавца на прилавке яблочки красивые, наливные,

крепкие, да еще и зимний сорт. А у другого продавца, яблоки —

ароматные, но переспелые, ранний сорт. Что делать? Как продать не испортив товар?

Д.: Надо снизить цену на переспелые яблоки, чтобы их продать быстрее, пока они не

испортились.

В.: Молодцы, ребята. Ну, что ж, Мухе мы помогли, полетели дальше. Закрываем

глазки. Посмотрите, а вот и следующая остановка-«Бюджетик». Кого же мы еще встретим

на своем пути? Это же плутишка Буратино-герой сказки А. Толстого «Приключения

Буратино».

(Беседа о бережливости, рациональном использовании денежных средств,

планировании семейного бюджета).

Физминутка:

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся, два-нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

В.: Остановка «Экономград».

Я, кажется, что-то слышу…

(Звучит голос Кота Матроскина: «А я ничего выписывать не буду,

Я экономить буду.»)

В.: Кто это?

Д.: Кот Матроскин.

В.: Правильно, ребята, это герой сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино».

Дети, как вы думаете, экономить - это хорошо?

Д.: Да.

В.: Как вы можете помочь родителям экономить деньги?

Д.: не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать

электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться

к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать, не

выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.

В.: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать

Что-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники.

Я вам предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Сегодня густо, а завтра — пусто.

Считай деньги в своем кармане!

Цыплят по осени считают.

Лиса и во сне кур считает.

Запасливый лучше богатого.

Подрасту — свое наживу.

Деньги счет любят. /Без счета и денег нет/.

Без копейки рубля не бывает. /Копейка рубль бережет/.

Из копеек рубли вырастают.

Не деньги богатство - бережливость да разум.

Слову — вера, хлебу — мера, а деньгам — счет.

Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит!

В.: Молодцы! Мы будим помнить эти пословицы и поговорки русского народа и

другим расскажем. Правда, ребята? Ведь русский народ подмечал и собирал мудрость

веками и передавал из поколения в поколение. Так они и до наших дней дошли. Из них мы

узнаем, что наши предки умели быть бережливыми и экономными. Этому и нам у них

нужно поучиться. Ну, а мы продолжаем. Итак, кто помнит, а что отправились искать герои

мультфильма «Трое из Простоквашино»?

Д.: Клад.

(Пластический этюд)

Мы нашли богатый клад, /изображают, как копают клад/

Каждый кладу очень рад, /дети улыбаются друг другу/

Стали думать, как нам быть? /повороты головой/

Как же клад нам разделить? /руки в стороны/

Чтоб хватило всем друзьям,

Делим ровно пополам.

В.: Как бы вы распорядились кладом? С кем поделились?

Д: (ответы детей).

(Использование спортивного инвентаря)

Дети находят сундучок с «золотыми» монетками

В.: Ой, ребята, что это? Разлилась река и преградила нам путь к ковру-самолету.

Для того, чтобы пройти через реку, поиграем в игру

«Упрямый Антошка». Я буду называть различные экономические слова, а вы говорить

мне слова-наоборот. Готовы?

Д: да.

В: тогда начнем:

Покупатель — продавец

Покупка - продажа

Трудолюбивый — ленивый

Много — мало

Дорого — дешево

Богатый — бедный

Доход — расход

Тратить — копить

Высокие /цены/ - низкие /цены/

Наличные — безналичные

В.: Молодцы, дорога свободна, теперь можно пройти к нашему ковру-самолету.

Закрываем глазки, летим. Следующая остановка «Строймастер».

Дети, а вы помните сказку С. Михалкова «Три поросенка»?

- Зачем поросята строили себе дом?

- Что использовал каждый из поросят в качестве строительного материала?

- Что общего у героев сказки? Что им всем было нужно?

- Значит, у всех была потребность в жилье.

- Какие строительные материалы использовали герои сказки?

- Какой материал дороже? Крепче и надежнее?

В.: дети, все эти материалы /используемые/ можно назвать одним словомРесурсы. Повторите.

- Чтобы дом удобным был, что надо учесть?

Д.: У дома должен быть красивый вид; он должен иметь крышу, окна, двери;

необходимо выбрать прочный материал.

В.: А какой это материал?

Д.: шифер, кирпичи, блоки, песок, цемент, щебень, краски, оконные рамы, клей,

обои, двери.

В.: Давайте мы поиграем в магазин «Строймастер» и купим строительный материал для постройки прочного, надежного и удобного дома.

(Организация сюжетно-ролевых игр «Магазин» и «Строитель» с помощью ширмытрансформера, рационально разграничивающей пространство для игровой деятельности)

В: Какой красивый и прочный дом у вас получился, молодцы! Ну, что ж нам пора

возвращаться в детский сад. Проходите все на ковер-самолет, закрывайте глазки…И вот мы

с вами вернулись в нашу группу, с возвращением, ребята.

Рефлексия:

-Где мы с вами сегодня побывали? Как называется сказочная страна?

-Какие герои сказок повстречались нам на пути?

-Какое задание показалось вам самым сложным, а легким, а интересным?

-Какие новые слова и понятия вы сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....