Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Подводное царство».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Советова Татьяна Михайловна

Цель: систематизация и обобщение знаний детей подговтоительной к школе группы о подводных представителях, их особенностях.

Задачи: Способствовать развитию представлений о разнообразии рыб, их внешнем виде, среде обитания, особенностях приспособления к окружающей среде. Способствовать развитию знаний о свойствах воды. Побуждать детей давать полные ответы на вопросы воспитателя; обогащать словарный запас. Вызвать желание познавать и беречь природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvodnoe_tsarstvo.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим на тему: «Подводное царство»

(подготовительная к школе группа).

Цель: систематизация и обобщение знаний детей о подводных представителях, их особенностях.

Задачи: Способствовать расширению знаний о разнообразии рыб, их внешнем виде, среде обитания, особенностях приспособления к окружающей среде. Способствовать развитию знаний о свойствах воды. Побуждать детей давать полные ответы на вопросы воспитателя; обогащать словарный запас. Вызвать желание познавать и беречь природу.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, беседы о жизни морских и речных рыбах, загадывание  загадок  о  рыбах,  рассматривание  иллюстраций, энциклопедий, разучивание игры  «Море волнуется раз…».

Материалы и оборудование: презентация «Загадки о рыбах», картинки с изображением пресноводных и морских рыб, изображения водоемов - река и море, магнитная доска, магниты, ёмкости с водой, металлические и деревянные предметы, пенопласт, воздушный шар, растительное масло.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поприветствовать друг друга необычным способом. Дети стоят в кругу, держатся за руки. По очереди тихо поднимают руку соседа и говорят слова приветствия: «называет имя, я рад тебя видеть!».

Воспитатель: Вот мы и поздоровались друг с другом. А сейчас предлагаю отгадать загадку. Вы согласны? Ответы.

Воспитатель:  Плавают под мостиком

И виляют хвостиком,

По земле не ходят,

Рот есть, да не говорят,

Глаза есть, не мигают,

Крылья есть, не летают.

Дети: Рыбы.

Воспитатель: Правильно, это рыбы. Давайте вспомним, чем отличаются рыбы от других животных?

Дети: Плавают в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников и хвоста.

Воспитатель: В каких водоёмах могут жить рыбы?

Дети: Рыбы могут жить в реке, в озере, в пруду, в море, в океане, в аквариуме.

Воспитатель: А могут рыбы жить в болоте? Почему?

Дети: Нет не могут. Там грязная и мутная вода.

Воспитатель: Ребята, а как называют рыб, живущих в реке?

Дети: Речными, пресноводными.

Воспитатель: А почему их называют пресноводными?

Дети: Они живут в реке, а вода в реке пресная, а не соленая.

Воспитатель: Ребята, как называют рыб, живущих в море?

Дети: Морскими.

Воспитатель: Как вы думаете, в чем главное отличие морских рыб от речных?

Дети: Они живут в разной воде (солёной и пресной). Речные рыбы имеют тёмный цвет, а морские более яркую окраску. Отличаются своими размерами. Многие морские рыбы могут менять свой цвет, чтобы быть незаметными.

Воспитатель: Давайте  вспомним некоторых рыб и отгадаем загадки.

Интерактивная презентация «Загадки о рыбах». Дети отгадывают загадки, правильный ответ появляется на экране. В ходе игры воспитатель уточняет, какая это рыба - речная или морская.

1. Он, как дом, огромный,

Но спокойный, скромный.

В море ест, и в море спит-

Так живёт на свете…. Кит.

2. У неё во рту пила.

Под водой она жила,

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котёл попала. Щука.

3. Только мимо нас проплыли,

Поиграли и уплыли.

Среди волн мелькают спины,

Дети, кто это? Дельфины.

4. Ярко-красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый хвостик носит

И зовется ... Меченосец.

5. Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой

Зубы показав зевнула,

И ушла на дно… Акула.

6. Что за шар плывёт с шипами,

Тихо машет плавниками?

Только в руки не возьмёшь,

Этот шарик - … Рыба-ёж.

7. На дне где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. Сом.

8. У рыбок свой хамелеон!

Кто нам подскажет, кто же он?

Закончит все свои дела

Со дном сливаясь... Камбала.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы много знаете про подводный мир и его обитателей. А теперь предлагаю поиграть. Вы согласны?  Ответы.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки».

Рыбка плавает в водице, (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула, (снова изображают, как плывет рыбка)

Крошку хлебную взяла. (делают хватательное движение обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла. (снова плывут)

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с вами вспомним, какие рыбы живут в реках, а кто – в морях и океанах. Поиграем в игру «Кто где живет?». Перед детьми картинки пресноводных и морских рыб. Выбранную рыбу нужно назвать и поселить в подходящий водоем – реку или море.

Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием, а теперь предлагаю немного отдохнуть и поиграть.

Подвижная игра «Море волнуется».

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три –

Морская фигура замри – отомри.

Ноги на ширине плеч, покачивание руками справа - налево, изображая волны. Руки вскинуть вверх, и опустить вниз.

Вот проплывает медуза,

Плавные волнообразные движения опущенных вниз рук, ходьба.

А это промчался катран.

Бег с выставленными вперед руками со сложенными ладонями.

Створки открыли мидии,

Присесть на корточки и медленно подняться, раскрывая ладони.

Медленно движется краб.

Передвижение на полусогнутых ногах, выставив в стороны руки.

Это, конечно, дельфины,

Наклоны вперед в движении, имитирующие ныряние.

Всех разгадаю вас я.

Руки развести в стороны.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как рыбы живут под водой и не погибают? Предположения детей.

Воспитатель: Все обитатели подводного мира дышат воздухом, который находится в воде и поэтому не погибают. Кислород поступает из атмосферы и его выделяют водоросли, поэтому на поверхности воды его больше чем в глубине на дне. Морские течения хорошо перемешивают воду и кислород в небольшом количестве попадает до дна морей и океанов.

Воспитатель: Я предлагаю всем пройти в нашу лабораторию и на опыте доказать, что в воде есть воздух. Дети проходят за столы. Возьмите трубочки, один конец опустите в воду, а другой возьмите в рот и подуйте.

Воспитатель: Что наблюдаете?

Дети: Пузыри.

Воспитатель: Теперь положите трубочки. Возьмите камушек и опустите аккуратно его в стакан с водой. Что появляется в воде?

Дети: Пузыри.

Воспитатель: Правильно, в воде появляются пузыри. Это мелкие частицы воздуха, значит в воде есть воздух, и камешек выталкивает воздух из воды на её поверхность в виде пузырьков. И так, мы узнали, что рыбы, как все живые существа, дышат воздухом, растворенным в воде.

Воспитатель: Как вы думаете, какое время года самое трудное для рыб?

Дети: Зима.

Воспитатель: В морозы трудно рыбам. Как вы думаете почему?

Дети: Водоемы покрыты льдом. Кислород не проникает через лед в воду. Рыбам становится нечем дышать и они погибают.

Воспитатель: Как помочь рыбам?

Дети: Можно сделать во льду проруби.

Воспитатель: Молодцы. Как вы думаете, почему рыбы не тонут в воде? Предположения детей.

Опыт «Тонет или не тонет?». Берем предметы: пенопласт, камень, надувной шарик и т.д. и опускаем по очереди в воду. Выясняем, что тяжелое тонет, а легкое плавает.

Воспитатель: Мы узнали, что тяжелые предметы тонут в воде. Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет? Оказывается, у рыбки есть специальный пузырь, который помогает ей не тонуть.

В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно. И положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом. Наблюдаем, что тяжелый шарик утонул. Надутый шарик не тонет, его поддерживает воздух.

Воспитатель: Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.

Воспитатель: Но человек может помешать рыбам. Как?

Дети: Загрязнять реки и моря.

В емкость с водой капнуть растительное масло. Наблюдаем, что масло покрыло поверхность воды. 

Воспитатель: Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду. Живые организмы погибают. Что нужно сделать, чтобы это предотвратить?

Дети: Нельзя бросать мусор в водоемы, нельзя мыть транспорт на берегу рек, озер, морей.

Воспитатель: Всё правильно, молодцы. Вот и подошло к концу наше занятие. О ком мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали о рыбах?

Что вам особенно было интересно сегодня?

Что для вас было самым трудным? Легким?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в музей хороших манер»

Познакомить детей с историей этикета; формировать навыки использования в речи вежливых слов; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить формировать своё мнение; развивать память, мы...

Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владени...

Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Осенний пейзаж»

Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Осенний пейзаж»...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство детей с профессиями ветеринарной клиники"

Данный материал полезен, для того чтобы вызвать интерес к профессиям людей работающих в ветеринарной клинике.Активизация и пополнение детского словаря за счет слов по теме: питомец, ветеринарный врач,...