Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» Тема: Вода – радость жизни на Земле!
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Михайлова Любовь Николаевна

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие»

Знакомство с окружающим миром.

Для детей 3-4 лет вторая младшая группа.

 

Тема: «Вода – радость жизни на Земле!».

 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

 

Цель: - Вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность, формировать представления детей о свойствах воды с помощью практических действий.

 

Вид деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая.

 

Образовательные задачи:

- Познакомить детей младшей группы со свойствами воды (вода это жидкость, она течёт, может нагреваться, тяжёлая, прозрачная, безвкусная, может окрашиваться в разные цвета).

- Закрепить знания детей о пользе воды и значении её в нашей жизни.

 

Развивающие задачи:

- Продолжать развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, а также мышление, кругозор, любознательность.

- Продолжать развивать речь детей, активизировать и обогащать словарный запас детей по теме, умение высказывать свои наблюдения, своё мнение, совместно рассуждать, делать выводы. Обогащение словаря: льётся, прозрачная, бесцветная, без запаха, эксперимент и т. п.

- Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе.

 

Воспитательные задачи:

- Воспитывать бережное и экономное отношение к воде, аккуратность при работе с водой.

- Способствовать созданию у детей радостного настроения.

 

Материалы и оборудование: таз для детского экспериментирования с водой; набор для игр с водой «Рыболов» (сачок, рыбки четырёх основных цветов) всё оформлено в красивую коробочку, большая банка с водой и искусственными водорослями для рыбки; вода, кувшин с небольшим количеством кипячённой воды; набор разных предметов для игры с детьми «Тонет, не тонет!»; набор ёмкостей для эксперимента (вода тяжёлая и вода принимает разную форму) и др.

 

Предварительная работа: беседа с детьми на тему «Вода в жизни человека», загадывание загадок, чтение стихов о воде, сказок К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Цыплёнок»;  стихотворения «Головастики», «Радость»; А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок» и др.

 

Методы и приёмы: исследовательский, словесный, наглядный, игровой, физкультминутка: «Рыбка».

 

Ход НОД.

 

1-часть Организационная.

 

Дети сидят на стульчиках полукругом, в центре стол, на столе таз с водой и наборы предметов для детского экспериментирования.

 

Воспитатель: - Дети, послушайте стихотворение про воду.

 

Есть чудесная водица,

Без неё нам не прожить,

Не умыться, не напиться,

И здоровыми не быть.

И для людей, и для зверей,

Нет ничего воды ценней.

Водой всем нужно дорожить,

Будем мы с водой дружить!

 

- Сегодня мы с вами поговорим о воде. 22 марта по всей нашей планете проходит – Всемирный день воды! В этот день Всемирная организация ООН предупреждает весь мир обратить своё внимание к охране природных источников с водой, о бережном использовании воды. Напоминает, о том, что вода – источник жизни на Земле.

 

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить,

Без неё нам не прожить!

 

2- часть Опытно – экспериментальная.

 

Воспитатель: - У меня есть очень интересная коробочка, её мне подарила бабушка Тамара, ей уже 80 лет, но она очень активно ведёт свою жизнь, занимается спортивными упражнениями, каждое утро она делает зарядку, каждый день она делает прогулки по городу и конечно же она много пьёт воды, а ещё она очень любит детей. И поэтому она принесла мне и подарила эту замечательную коробочку в которой лежит для вас сюрприз. Хотите посмотреть что там?

Дети: Да!

Воспитатель: (осторожно открывает коробочку и вынимает от туда рыбку).

Рыбка: - Здравствуйте, ребята! Я живу в подводном царстве, где находится её Величество вода. Вы знаете вода – одно из главных веществ на Земле. Ни одно живое существо не может жить без воды (ни человек, ни животное, ни птицы, ни насекомые, ни рыбы, ни кто!), даже растения и те погибнут без воды! Ой, Ой, Ой, что то я с вами заговорилась, я сейчас задыхаюсь, быстрее, быстрее опустите меня в воду.  (Опускаю рыбку в баночку с водорослями.)

Воспитатель: - Ребята, хотите сегодня узнать побольше о воде?

Дети: Да!

Воспитатель:- Тогда мы сегодня начинаем наше экспериментирование с водой! А кто знает, что такое экспериментирование?

Ответы детей.

Воспитатель: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ЭТО один из видов наблюдений за окружающей природой. Сегодня мы с вами будем наблюдать за свойствами воды.

 

  1. Эксперимент: «Вода жидкая»

- Ребята, перед вами два стаканчика, один с водой, а другой пустой.

- Я переливаю воду из одного стаканчика в другой, что происходит?

Дети: - Вода льётся!

- Правильно, вода льётся, переливается с одного стаканчика в другой, почему?  Ответы детей.

- Потому, что она жидкая. Водичка – течёт, она текучая, может бежать как ручеёк, может бежать как река, может бурлить как волны на море и водичку можно переливать из одной емкости в другую.

Вывод: вода жидкая, она переливается, льётся.

 

  1. Эксперимент: «Можно ли играть с водой?» или «Может ли вода принимать форму другого предмета?»

- Ребята, а с водой можно играть?

Дети: Да!

- А как например играете вы?

Ответы детей.

Воспитатель: - Хотите посмотреть, как я буду играть с водой?

Дети: Да.

Воспитатель: - достаёт коробочку с заранее приготовленными емкостями разных видов в которые можно набрать воды (маленькую баночку, бутылку, резиновую перчатку, целлофановый пакет, формочки для песка).

Мы будем наливать в эти предметы воду и вода будет менять форму, то есть она будет принимать форму другого предмета.

Проводим этот эксперимент, набираем во все ёмкости воды и с детьми рассматриваем как водичка принимает форму другого предмета.

Делаем вывод, что вода может заполнить собою любую ёмкость в которую она попадает.

 

  1. Эксперимент: «Прозрачная или не прозрачная?»

Воспитатель: - Вот у меня стоит банка с водой. Как вы думаете вода прозрачная или нет?

Дети: Отвечают по разному, одни – да, другие – нет!

Воспитатель: - А давайте проверим: опустим например ракушку в воду, её видно в воде или нет?

Дети: Видно!

           Воспитатель: - Значит, делаем Вывод, что вода прозрачная.

 

  1. Эксперимент: «Может ли вода изменить свой цвет?»

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, вода может менять свой цвет?

Дети: Ответили по разному.

Воспитатель: - Я сейчас открою баночку с краской, наберу кистью краску, погуще и опущу кисточку в воду.

Обратите внимание, как краска постепенно расходится, растворяется в воде и вода становится цветная. Какого цвета у нас стала вода?

Дети: Красного! Потому что мы добавили в воду красную краску.

Воспитатель: - А если мы добавим в воду синюю краску, то какая вода будет?

Дети: Синяя!

Воспитатель: - А если добавим зелёную краску?

Дети: - Будет вода зелёной!

- А если желтую?

Дети: Желтой!

Воспитатель: - Значит сделаем с вами ВЫВОД – что вода может менять свой цвет, если в воду попадает другое вещество (краска, продукты питания и др.)

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!

«РЫБКА»

Воспитатель: - Ребята, вы наверное немного устали? Давайте с вами поиграем? Дети с радостью соглашаются.

Рыбка плавает в водице,  (ладошки вместе, как рыбка плывёт?)

Рыбке весело играть.   (хлопаем в ладоши)

Рыбка, рыбка озорница,  (грозят ей пальчиком)

Мы хотим тебя поймать!  (делаем хватательные движения руками)

Рыбка спинку изогнула, (руки над головой, прогибаемся в спине)

Крошку хлебную взяла,  (присели, поели)

Рыбка хвостиком махнула, (опять, ладошки рыбкой)

Рыбка быстро уплыла.

Молодцы, мы поиграли, а теперь продолжим наши эксперименты с водой.

 

  1. Эксперимент: «Вода без запаха».

Воспитатель: - Ребята, а вы нюхали воду? Она имеет запах или нет?

Ответы детей.

Воспитатель: - Давайте, каждый подойдёт и понюхает воду, и скажет, чем она пахнет.

Дети: нюхают воду и определяют, что вода без запаха.

           Вывод: - Вода прозрачная, не имеющая запаха.

 

  1. Эксперимент: «Вода лёгкая или тяжёлая?»

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете вода лёгкая или тяжелая?

Дети: ответы разные.

Воспитатель: наливает воду в чашечку и наливает воду в детское ведро. Просит детей по очереди подойти и проверить, поднимая поочерёдно сначала чашечку с водой, а затем ведро. Где тяжелее?

Дети: - в ведре вода тяжелее.

Вывод: вода имеет вес в зависимости от её количества.

Часть 3.  Рефлексия.

 

Рыбка: - Ребята, мне пора возвращаться в моё Подводное царство.

Воспитатель: - Я предлагаю встать нам всем в круг, в середину я поставлю баночку с рыбкой и мы расскажем рыбке о том, что мы сегодня узнали о воде?

Воспитатель задаёт наводящие вопросы, а дети отвечают на них.

Ответы детей: - что вода жидкое вещество, она прозрачная, она принимает разную форму в емкостях, в ней растворяются краски, без воды не могут жить люди, животные, рыбы, птицы.

Сегодня мы так же узнали, что!

Вода – радость жизни на планете Земля!

Узнали о том, что воду нужно беречь: закрывать кран с водой, не бросать мусор в воду. Помнить, что вода – наше самое главное богатство, её ничем нельзя заменить.

 

Сюрпризный момент!

- ой ребята, посмотрите что у нас тут в коробочке ещё есть?

А это игра которая называется «Рыболов»

Хотите ещё поиграть с водой?

Дети: Да!

Воспитатель: (запускает рыбки – игрушки в воду, а дети по очереди вылавливают рыбок с помощью сачка из воды).

А теперь я вам предлагаю поиграть в другую игру, она называется «Тонет, не тонет!» Для этой игры я вам приготовила разные предметы (игрушки, машинки, деревянные предметы, металлические) и предлагаю по очереди их опускать в таз с водой и проверить какие из них тонут в воде, а какие не тонут? Дети с радостью включаются в игру – экспериментирование!

 

Используемая литература:

Программа «От рождения до школы» ФГОС под ред. М. А. Васильева. М. 2014г.

О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» 2004 г.

А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Москва 2004 г.

Интернет ресурсы.

Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_s_vodoy.docx136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие»

Знакомство с окружающим миром.

Для детей 3-4 лет вторая младшая группа.

Тема: «Вода – радость жизни на Земле!».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

Цель: - Вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность, формировать представления детей о свойствах воды с помощью практических действий.

Вид деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая.

Образовательные задачи:

- Познакомить детей младшей группы со свойствами воды (вода это жидкость, она течёт, может нагреваться, тяжёлая, прозрачная, безвкусная, может окрашиваться в разные цвета).

- Закрепить знания детей о пользе воды и значении её в нашей жизни.

Развивающие задачи:

- Продолжать развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, а также мышление, кругозор, любознательность.

- Продолжать развивать речь детей, активизировать и обогащать словарный запас детей по теме, умение высказывать свои наблюдения, своё мнение, совместно рассуждать, делать выводы. Обогащение словаря: льётся, прозрачная, бесцветная, без запаха, эксперимент и т. п.

- Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать бережное и экономное отношение к воде, аккуратность при работе с водой.

- Способствовать созданию у детей радостного настроения.

Материалы и оборудование: таз для детского экспериментирования с водой; набор для игр с водой «Рыболов» (сачок, рыбки четырёх основных цветов) всё оформлено в красивую коробочку, большая банка с водой и искусственными водорослями для рыбки; вода, кувшин с небольшим количеством кипячённой воды; набор разных предметов для игры с детьми «Тонет, не тонет!»; набор ёмкостей для эксперимента (вода тяжёлая и вода принимает разную форму) и др.

Предварительная работа: беседа с детьми на тему «Вода в жизни человека», загадывание загадок, чтение стихов о воде, сказок К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Цыплёнок»;  стихотворения «Головастики», «Радость»; А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок» и др.

Методы и приёмы: исследовательский, словесный, наглядный, игровой, физкультминутка: «Рыбка».

Ход НОД.

1-часть Организационная.

Дети сидят на стульчиках полукругом, в центре стол, на столе таз с водой и наборы предметов для детского экспериментирования.

Воспитатель: - Дети, послушайте стихотворение про воду.

Есть чудесная водица,

Без неё нам не прожить,

Не умыться, не напиться,

И здоровыми не быть.

И для людей, и для зверей,

Нет ничего воды ценней.

Водой всем нужно дорожить,

Будем мы с водой дружить!

- Сегодня мы с вами поговорим о воде. 22 марта по всей нашей планете проходит – Всемирный день воды! В этот день Всемирная организация ООН предупреждает весь мир обратить своё внимание к охране природных источников с водой, о бережном использовании воды. Напоминает, о том, что вода – источник жизни на Земле.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить,

Без неё нам не прожить!

2- часть Опытно – экспериментальная.

Воспитатель: - У меня есть очень интересная коробочка, её мне подарила бабушка Тамара, ей уже 80 лет, но она очень активно ведёт свою жизнь, занимается спортивными упражнениями, каждое утро она делает зарядку, каждый день она делает прогулки по городу и конечно же она много пьёт воды, а ещё она очень любит детей. И поэтому она принесла мне и подарила эту замечательную коробочку в которой лежит для вас сюрприз. Хотите посмотреть что там?

Дети: Да!

Воспитатель: (осторожно открывает коробочку и вынимает от туда рыбку).

Рыбка: - Здравствуйте, ребята! Я живу в подводном царстве, где находится её Величество вода. Вы знаете вода – одно из главных веществ на Земле. Ни одно живое существо не может жить без воды (ни человек, ни животное, ни птицы, ни насекомые, ни рыбы, ни кто!), даже растения и те погибнут без воды! Ой, Ой, Ой, что то я с вами заговорилась, я сейчас задыхаюсь, быстрее, быстрее опустите меня в воду.  (Опускаю рыбку в баночку с водорослями.)

Воспитатель: - Ребята, хотите сегодня узнать побольше о воде?

Дети: Да!

Воспитатель:- Тогда мы сегодня начинаем наше экспериментирование с водой! А кто знает, что такое экспериментирование?

Ответы детей.

Воспитатель: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ЭТО один из видов наблюдений за окружающей природой. Сегодня мы с вами будем наблюдать за свойствами воды.

  1. Эксперимент: «Вода жидкая»

- Ребята, перед вами два стаканчика, один с водой, а другой пустой.

- Я переливаю воду из одного стаканчика в другой, что происходит?

Дети: - Вода льётся!

- Правильно, вода льётся, переливается с одного стаканчика в другой, почему?  Ответы детей.

- Потому, что она жидкая. Водичка – течёт, она текучая, может бежать как ручеёк, может бежать как река, может бурлить как волны на море и водичку можно переливать из одной емкости в другую.

Вывод: вода жидкая, она переливается, льётся.

  1. Эксперимент: «Можно ли играть с водой?» или «Может ли вода принимать форму другого предмета?»

- Ребята, а с водой можно играть?

Дети: Да!

- А как например играете вы?

Ответы детей.

Воспитатель: - Хотите посмотреть, как я буду играть с водой?

Дети: Да.

Воспитатель: - достаёт коробочку с заранее приготовленными емкостями разных видов в которые можно набрать воды (маленькую баночку, бутылку, резиновую перчатку, целлофановый пакет, формочки для песка).

Мы будем наливать в эти предметы воду и вода будет менять форму, то есть она будет принимать форму другого предмета.

Проводим этот эксперимент, набираем во все ёмкости воды и с детьми рассматриваем как водичка принимает форму другого предмета.

Делаем вывод, что вода может заполнить собою любую ёмкость в которую она попадает.

  1. Эксперимент: «Прозрачная или не прозрачная?»

Воспитатель: - Вот у меня стоит банка с водой. Как вы думаете вода прозрачная или нет?

Дети: Отвечают по разному, одни – да, другие – нет!

Воспитатель: - А давайте проверим: опустим например ракушку в воду, её видно в воде или нет?

Дети: Видно!

           Воспитатель: - Значит, делаем Вывод, что вода прозрачная.

  1. Эксперимент: «Может ли вода изменить свой цвет?»

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, вода может менять свой цвет?

Дети: Ответили по разному.

Воспитатель: - Я сейчас открою баночку с краской, наберу кистью краску, погуще и опущу кисточку в воду.

Обратите внимание, как краска постепенно расходится, растворяется в воде и вода становится цветная. Какого цвета у нас стала вода?

Дети: Красного! Потому что мы добавили в воду красную краску.

Воспитатель: - А если мы добавим в воду синюю краску, то какая вода будет?

Дети: Синяя!

Воспитатель: - А если добавим зелёную краску?

Дети: - Будет вода зелёной!

- А если желтую?

Дети: Желтой!

Воспитатель: - Значит сделаем с вами ВЫВОД – что вода может менять свой цвет, если в воду попадает другое вещество (краска, продукты питания и др.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!

«РЫБКА»

Воспитатель: - Ребята, вы наверное немного устали? Давайте с вами поиграем? Дети с радостью соглашаются.

Рыбка плавает в водице,  (ладошки вместе, как рыбка плывёт?)

Рыбке весело играть.   (хлопаем в ладоши)

Рыбка, рыбка озорница,  (грозят ей пальчиком)

Мы хотим тебя поймать!  (делаем хватательные движения руками)

Рыбка спинку изогнула, (руки над головой, прогибаемся в спине)

Крошку хлебную взяла,  (присели, поели)

Рыбка хвостиком махнула, (опять, ладошки рыбкой)

Рыбка быстро уплыла.

Молодцы, мы поиграли, а теперь продолжим наши эксперименты с водой.

  1. Эксперимент: «Вода без запаха».

Воспитатель: - Ребята, а вы нюхали воду? Она имеет запах или нет?

Ответы детей.

Воспитатель: - Давайте, каждый подойдёт и понюхает воду, и скажет, чем она пахнет.

Дети: нюхают воду и определяют, что вода без запаха.

           Вывод: - Вода прозрачная, не имеющая запаха.

  1. Эксперимент: «Вода лёгкая или тяжёлая?»

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете вода лёгкая или тяжелая?

Дети: ответы разные.

Воспитатель: наливает воду в чашечку и наливает воду в детское ведро. Просит детей по очереди подойти и проверить, поднимая поочерёдно сначала чашечку с водой, а затем ведро. Где тяжелее?

Дети: - в ведре вода тяжелее.

Вывод: вода имеет вес в зависимости от её количества.

Часть 3.  Рефлексия.

Рыбка: - Ребята, мне пора возвращаться в моё Подводное царство.

Воспитатель: - Я предлагаю встать нам всем в круг, в середину я поставлю баночку с рыбкой и мы расскажем рыбке о том, что мы сегодня узнали о воде?

Воспитатель задаёт наводящие вопросы, а дети отвечают на них.

Ответы детей: - что вода жидкое вещество, она прозрачная, она принимает разную форму в емкостях, в ней растворяются краски, без воды не могут жить люди, животные, рыбы, птицы.

Сегодня мы так же узнали, что!

Вода – радость жизни на планете Земля!

Узнали о том, что воду нужно беречь: закрывать кран с водой, не бросать мусор в воду. Помнить, что вода – наше самое главное богатство, её ничем нельзя заменить.

Сюрпризный момент!

- ой ребята, посмотрите что у нас тут в коробочке ещё есть?

А это игра которая называется «Рыболов»

Хотите ещё поиграть с водой?

Дети: Да!

Воспитатель: (запускает рыбки – игрушки в воду, а дети по очереди вылавливают рыбок с помощью сачка из воды).

А теперь я вам предлагаю поиграть в другую игру, она называется «Тонет, не тонет!» Для этой игры я вам приготовила разные предметы (игрушки, машинки, деревянные предметы, металлические) и предлагаю по очереди их опускать в таз с водой и проверить какие из них тонут в воде, а какие не тонут? Дети с радостью включаются в игру – экспериментирование!

Используемая литература:

Программа «От рождения до школы» ФГОС под ред. М. А. Васильева. М. 2014г.

О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» 2004 г.

А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Москва 2004 г.

Интернет ресурсы.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный конспект занятия Тема: «Вода для жизни на земле»

Программное содержание: Учить детей ухаживать за цветами, беречь природу, воспитывать нравственно-эстетические чувства.Закреплять знание о пользе воды, что не только люди, но и всё живое, что нас окру...

Конспект ООД по познавательному развитию «Без воды нет жизни на земле» для детей разновозрастной группы (5-7 лет)

Цель:- уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря…);- дать представления об источниках загрязнения воды, его ...

Конспект НОД для детей старшей группы для детей с ОВЗ по теме: «Вода — источник жизни на земле».

Конспект НОД для детей старшей группы для детей с ОВЗ по теме: «Вода — источник жизни на земле».  Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательное развитие Тема: «Вода - водица»

Программное содержание. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;Познакомить со свойствами воды;Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;Воспитывать бережн...

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию ТЕМА: «ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

В нашем государстве очень актуальна тема экологии, а именно сбережение природных ресурсов. Поэтому важно воспитывать таких людей, которые с пониманием грамотно относиться к сбережению природных ресурс...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Вода - начало жизни на земле»

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:  «Вода - начало жизни на земле» для старшего дошкольного возраста....