Конспект НОД "Символы Росии"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Быстрова Светлана Васильевна

Конспект занятия в старшей и подготовительной группах по познавательному развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Журавлик» №14   с. Верхний Еруслан., Краснокутского района.

                              Интегрированное занятие

                     в старшей и подготовительной группе

«Символика Российской Федерации. Государственный флаг России».

                             Воспитатель: Быстрова Светлана Васильевна.

Цели и задачи:

  • Познакомить детей с Государственным Флагом России (цветовое решение, расположение полос).
  • Формировать представления о значении Государственного флага РФ.
  • Уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они живут (столица).
  • Способствовать развитию грамматического строя речи, обогащению словарного запаса по теме «Родина», расширению кругозора.
  • Развивать внимание, память, воображение, образное мышление, логическое мышление, мелкую моторику, конструктивные навыки, умение сравнивать.
  • Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за нее, уважительное отношение к Государственному флагу РФ.
  • Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну – Россию.

Материалы к занятию:  магнитная доска, схематические изображения  планеты Земля, карты России, кремля, российского флага, презентация «Символы России», карточки с изображением флагов разных стран,  ножницы, клей, кисти, подставка под кисти, салфетки, цветная бумага (красная, синяя, белая).  

Музыка: космическая волшебная музыка, бой курантов, гимн Российской Федерации, песни о России.

Предварительная работа: 

  • Чтение стихов о Родине.
  • Дидактические игры по теме.
  • Рассматривание иллюстраций: «Москва – столица нашей Родины», «Города России» и др.
  • Прослушивание песен о Родине.

Речевой материал: страна, россияне, кремль, куранты, флаг, герб, древко, символ.

                                              ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Знакомство с детьми

2. Игра «Теплые ладошки»

Воспитатель: Ребята, покажите свои ладошки, потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (Тепло). 

– Это тепло ваших добрых рук, подарите его своим друзьям.

 Здравствуй, солнце!

Здравствуй, свет!

Здравствуй, добрый мой сосед!

II. Повторение ранее полученных знаний

1. Рассказ воспитателя

(звучит музыка о космосе).

Воспитатель:

В космосе бескрайнем
Что-то вдруг случилось…
Ярким-ярким светом
Солнце засветилось!
Осветило звезды,
Разные кометы…
И согрело маленькую,
Круглую планету.
На планете этой
Есть леса и горы,
Океаны синие,
Бескрайние просторы!
На планете этой
Мы живем, друзья
.И гордо называем
Мы ее… (Земля).

(Воспитатель выставляет картинку с изображением  планеты Земля).

2. Беседа о стране

– На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия). 

(Воспитатель обводит контур России красным маркером)

Воспитатель. Мы живем в стране,  у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но  Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.  Как вы думаете, что такое Родина? (Родина - значит родная сторона, место, где мы родились, где мы живем. Это  Отчизна, Отечество. Родина у человека одна)

3. Словесная игра. «Я начну, а вы продолжите»

1. Наша страна называется….. Россия.

2. Граждане России называются…. Россияне.

3. Главное богатство в России живет.
Великий, могучий российский…
(народ).

4. Нет богатства драгоценнее на свете.
Это большие и малые…
(дети).

– Мы сказали, что главное богатство нашей страны – это народ и дети. А чем же еще богата наша Родина? (  леса, реки, поля, газ, нефть и мн. др.)

4. Беседа о Москве

– В каждом государстве есть самый главный город. Главный город называется столица. И у нас в России такой город то же есть. А название столицы я предлагаю вам отгадать:

Здесь твое сердце, Русская земля,
У древних стен великого Кремля.
Всем городам российским ты глава
Столица наша, славная …(Москва)
В Москве на Красной площади
Крепость возвышается.
С башнями красивыми –
Кремль называется.
А на башне со звездой
Каждый час мы слышим бой.
Часы огромные время отбивают:
Их Курантами люди называют.

(Звучит бой курантов.  )

5. Работа над поговоркой «Москва – сердце России»

– Как вы понимаете поговорку: «Москва – сердце России»?
– Почему Москву называют сердцем?

III. Работа по теме

1. Сообщение темы и цели

Воспитатель:

Ребята в Москве в столице нашей Родины работают правительство Российской Федерации и наш президент.
Как зовут президента РФ?
Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки,

государственные символы.

– Как вы думаете, чем отличается одно государство от другого? (Ответы).

- Что это за символы? (флаг, герб и гимн).
- У России тоже есть государственные символы, и сегодня мы поговорим о них.
Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской.

Называлась это стягом.
Как вы думаете, какое главное назначение было у стягов? (Ответы детей).
Затем стяги стали делать из ткани. Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине-красного цвета
ввёл царь Пётр 1. Полосы расположены горизонтально. Цвета связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, и даже использовали для украшения праздничной одежды.
Посмотрите на русский народный костюм. (
Выставляется иллюстрация русского костюма).
- Какие цвета видите?
(Ответы детей).
- И цветам флага люди придавали огромное значение, поэтому цвета флага выбраны неслучайно.
- Вспомните, что означает белый цвет флага? – (ответы детей), (
мир и чистоту совести).
- Что означает синий цвет флага?- (ответы детей), (
верность и правду).
- Что означает красный цвет флага?- (ответы детей), (мужество и отвагу).
- А о чём можно рассказать по цветам флага? (О том, какие люди живут в нашей стране?).
- Так какие же люди живут в России?
(Ответы детей).
- Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Скажите, пожалуйста, где можно увидеть российский флаг?- (ответы детей).

Дидактическая игра «Узнай наш флаг»

На наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на наборном полотне.

- Молодцы, хорошо узнаете свой Российский флаг. А ёще у каждой страны есть особенная, торжественная песня. Что это за песня?- (ответы детей), (гимн).
- Гимн страны – это тоже государственный символ. В каких случаях исполняется гимн страны?
(Дети приводят примеры).
- Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова.
- Чему посвящён гимн?
(Предложения детей).
- Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна.
(Звучит гимн, под запись дети поют часть гимна).
- Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать?
(Предложения детей).

Физкультминутка

Мы разминку начинаем

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх

Отдохнем спина у всех.

Начинаем приседанья 1,2,3,4,5

А теперь 3 раза нужно,

Как лягушки проскакать

(Повтор 4 строк).

Воспитатель:

- А теперь, ребята
- Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?
- Кто изображён в самом центре?
- Почему у него две головы?

Правой лапой орёл сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (жезл – посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения). В его левой лапе держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны – крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце.
В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
- Что на груди у орла
? (щит).
- Кто изображён на щите? (
всадник на коне).
- Какого цвета конь?
- Какого цвета плащ у всадника?
- Какого цвета щит?
Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
- Как зовут всадника?
Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов,
защитник Отечества!
- Что в руках у Георгия Победоносца?
- Зачем оно ему?
Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче? (ответы детей).
- Чем всегда заканчиваются эти сказки? (ответы детей).
Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!

Дидактическая игра «Узнай наш герб» 

На наборное полотно выставляются крупные изображения гербов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский герб и назвать местоположение на наборном полотне.

- Молодцы, хорошо узнаете свой Российский герб.

Ребята скажите, а где встречается герб? (Ответы детей).

Ребята,  посмотрите , здесь расположен герб Саратовской области и Краснокутского района.

Так зачем же, ребята, нужны символы страны? (Ответы детей).
Страна – это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями.
Наша группа – это тоже большая семья.
Какие у нас дети? (Ответы детей).

8. Практическая работа. Аппликация

Воспитатель приглашает детей за столы.

Воспитатель:

– Ребята, вам предстоит выполнить задание. Вы должны внимательно рассмотреть российский флаг.
– Будьте внимательны.

1. Выбираем цветные полоски для российского флага.
2. Вырезаем их по контуру.

3. Подставляем древко.

4. Намазываем  клеем.

5. Приклеиваем древко.

6. На древко наклеиваем флаг.

– Ребята, что такое древко? (Древко – шест, палка, на которую крепится знамя, или флаг)
Прижимаем древко пальчиками для склеивания деталей.
– Мой российский флаг готов
(Педагог показывает флаг детям).
– Усаживайтесь за столы удобно.
(Называет имя любого ребенка и просит напомнить с чего начинать выполнение аппликации). Работа с комментированием.

– Приступайте к работе.

(Звучит песня о России). Дети под музыку выполняют аппликацию.

По необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь детям.

IV. Подведение итога занятия 

– Ребята, давайте расскажем в, чем мы сегодня занимались!  

– Дети, мы говорили о самой красивой планете на свете? (Да). Как она называется? (Земля). На планете Земля есть большая страна моя, как она называется? (Россия). И всему голова столица нашей Родины…(Москва). Три полоски на нем, как мы его назовем? (Российский флаг). 

Воспитатель по порядку выставляет изображение планеты, карты, Кремля, флага.

Воспитатель:

- Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.

Послушайте  песню о России и Родине.

(Звучит песня о России».

– Вы – маленькие россияне. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, и дружно скажем (торжественно):

«Если дружба велика – будет Родина крепка!»

Воспитатель прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе. Развитие элементарных математических представлений. Тема: «Путешествие во времени». МДОУ детский сад № 28 «Росинка». Воспитатель : Матвеева Татьяна Владимировна.

Образовательная область «Познание» (РЭМП).Интеграция с другими областями:- игровая деятельность,- образовательная область «Коммуникация»;- использование художественной литературы;- музыкальная д...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...

Конспект педагогического проекта для родителей и детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Умные пальчики". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

Цель проекта: научить родителей ортопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры.Задачи проекта:Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую м...

Конспект занятия по лепке в старшей группе (5-6 лет) "Бабушкины сказки". Воспитатель МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Дронова И.В.

Лепка сюжетная по мотивам народных сказокБабушкины сказкиЗадачи. Учить детей лепить по мотивам русских народных сказок: самостоятельно выбирать отдельного героя или сюжет, оп­ределять способы и ...

Конспект НОД на тему «Росись дымковской игрушки» (для детей старшей группы)

Конспект НОД на тему «Росись дымковской игрушки» (для детей старшей группы). Интеграция образовательных областей: худ. творчество, коммуникация, познание....

Конспект наблюдения на тему: "Роса - лета слеза"

Конспект наблюдения за явлениями природы «Роса – лета слеза»  для подготовительной группы: используя игровые приемы и элементы фольклора, уточнять и расширять знания детей о природных явлени...