"Пингвинёнок потерялся"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Матышева Роза Мухаметсабаровна

НОД по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_okruzhayushchemu_miru.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

                         МБДОУ « Усть-Ишимский детский сад №1»

НОД в подготовительной группе по окружающему миру на тему: «Пингвинёнок потерялся».

        

Подготовила воспитатель:

Матышева Роза Мухаметсабаровна

                                 

                                          Усть –Ишим 2018г.

Цель: развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы.

Образовательные задачи: дать детям представления об особенностях географического положения, природы Антарктиды;

формировать представления о фауне Антарктиды,

Развивающие задачи: развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

 развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес;

развивать речь, обогащать словарь (слова: айсберг, ледник, материк, океан);

Воспитательные задачи:

воспитывать бережное отношение к природе;

воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы.

Предварительная работа:

 - рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;

- чтение книг об Антарктиде;

- игры:  «Кто где живет», «Зоологическое лото»;

 - аппликация на тему «Пингвины»;

 - рисование на тему «Антарктида»;

- лепка на тему «Пингвины».

Оборудование и материалы:

 - картонное яйцо

 - географическая карта, глобус;

- лед, миска с водой, жир.

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка, а вы бы хотели  посмотреть,  что в ней?

Домик круглый, домик белый,

И на вид вполне он целый.

Когда же треснул, наконец,

На волю выскочил птенец!

Воспитатель:

Я недавно из яйца,

И похож я на птенца.

Что за птица моя мать?

Где ее мне отыскать?

Я не гусь и не павлин.

Догадайтесь! Я…

Дети: Пингвин.

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, давайте поможем пингвину отыскать его родителей.

Воспитатель: Но, чтобы помочь ему мы должны понять кто он птица или животное? Как вы ребята думаете, выскажите своё мнение. Скажите пингвин птица, или животное? Почему?

(Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, что же есть у всех птиц и у пингвинов: голова, глаза, острый клюв, туловище, покрытое перьями, на туловище расположены крылья, две ноги, один хвост, все птицы откладывают яйца.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Пингвин – это птица.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что у него есть крылья, клюв, туловище, покрытое перьями, две ноги, хвост, он появляется из яйца.

Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам решить задачу. Послушайте ее внимательно и скажите, что верно, а что нет.

Все птицы имеют крылья. Верно?

Дети: Верно.

Воспитатель: У бабочки есть крылья, значит бабочка – птица. Верно?

Дети: Нет, неверно. Бабочка – это насекомое,

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что у нее нет клюва, хвоста, перьев, поэтому бабочка не птица и она не несет яйца.

Воспитатель: Правильно! Не все у кого есть крылья, являются птицами.

Воспитатель: Что же мы позабыли о нашем  пингвинёнке, ведь мы обещали ему помочь. Ребята у нашего малыша наверняка есть мама и папа, и наверное у него много братиков и сестричек, а где же нам искать родителей пингвиненка? Как вы думаете?

Воспитатель: А может нам помогут осколки яйца из которого вылупился пингвинёнок?

Яйцо заскрипело, яйцо затрещало,

И вмиг все скорлупки свои растеряло.

Если скорлупки в яйцо соберем,

Место узнаем и слово прочтем.

Ребята каждый на своём месте собирают колумбово яйцо, а воспитатель вызывает одного ребёнка к мольберту.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Ребята, кто из вас догадался, какой материк нам нужно искать? Почему?

Дети: Материк, который называется Антарктида.

Воспитатель: Антарктида, Антарктида,

Холодна ты даже с виду.

Ты на глобусе цветном,

Ледяным лежишь пятном.

Воспитатель: Ребята, давайте на глобусе найдем Антарктиду. На каком полюсе находиться этот материк?

Дети: Антарктида находится на Южном полюсе.

Воспитатель: А каким цветом она обозначена?

Дети: Антарктида обозначена белым цветом.

Воспитатель: А что обозначает белый цвет?

Дети: Белый цвет обозначает снег и лед.

Воспитатель: Ребята, давайте отвезем пингвиненка в Антарктиду, ведь как мы с вами выяснили, именно там обитают его родственники. А заодно мы с вами исследуем этот материк.

Воспитатель: Готовы? Тогда в путь. Ой, ребята, а на чем же мы доберемся до Антарктиды? Ведь она так далеко и там много льда.

Дети: На корабле.

Воспитатель: Ребята, а мы сможем добраться по льду до Антарктиды на обычном корабле? Почему?

Или нам нужно плыть на каком – то особенном?

Дети: На ледоколе.

Воспитатель: Совершенно верно, ледокол это специальный корабль, чтобы плавать во льдах, ледокол это корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льды, прокладывая себе дорогу. Ну что ж пройдите на корабль. ( Звучит запись гудков корабля дорожка №1)

Воспитатель: День и ночь стучат машины,

От винта бежит вода.

…Вот уже поплыли льдины,

И настали холода.

Айсбергов громады

Проплывают рядом .

Воспитатель: Что мы видели за бортом нашего ледокола?

Конечно, вы видели айсберги их формы самые удивительные и причудливые.

В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными.

- Откуда же появились эти ледяные громады?

Дети: Они откололись от ледника.

Воспитатель: Верно, иногда, у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные тяжелые ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану.

А хотите посмотреть, как плавают айсберги?

Дети: Да.

Воспитатель: тогда подходите все сюда, поместим в воду, налитую в прозрачный сосуд, большой кусок льда.

- Утонул он?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Лед легче воды.

Воспитатель: Где большая часть льда – под водой или над водой?

Дети: Под водой.

Воспитатель: У айсберга тоже над морем видна лишь меньшая часть льдины. Подводная часть айсберга очень велика! Океанское течение и ветер рано или поздно выносят ледового путешественника в теплые воды, где он начинает медленно таять. Но все равно айсберги очень опасны для морских кораблей!

Воспитатель: Ой, смотрите!

Вот видна уж с корабля

Сквозь трубу подзорную

«Ледовитая» земля –

Берега просторные.

Малый ход! Машина стоп!

Вместе: Здравствуй, Антарктида!

(Дети выходят с корабля. (Звучит фрагмент ветра дорожка № 2)

Воспитатель :Как же холодно в Антарктиде!

Мы с вами идем вперед,

Очень удивляемся:

Слева – лед, и справа – лед,мит

Даже перед нами лед.

Где же он кончается? Чтобы мы не замерзли, давайте на время превратимся в пингвинов.(Физминутка).

Пингвин наклоны делать рад,

Вправо, влево, вперед, назад.

Много-много раз подряд,

Влево, вправо, вперед, назад.

Пингвин все время закаляется,

В ледяной воде купается.

Воспитатель: А хотите поиграть в игру «Да и нет»?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отвечайте на мои вопросы нет или да.

В Антарктиде много снега и льда?

Здесь птицы не поют никогда?

Есть ли там реки, леса?

Бродит ли по берегу лиса?

Растут ли деревья вокруг?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, а где же нам искать родственников, нашего пингвиненка,  никто их не видит? Ой,  ребята посмотрите, какие то удивительные животные показались из – за ледника.

Они идут цепочкой, друг за другом. Идущий впереди время от времени останавливается и оглядывается, нет ли отставших.

- Кто же это?

Дети: Пингвины.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а пингвины умеют плавать?

Дети: Да.

Воспитатель: Правильно ребята, пингвины это водоплавающие птицы, так как они охотятся в океане, добывая себе еду. Какие же секреты есть у водоплавающих птиц? Во-первых, строение лап. Они очень похожи на ласты.

Как вы думаете Для чего пингвину такие ноги?

Дети: Для того что бы быстро плавать.

Воспитатель: Второй секрет пингвина его оперение, которое не намокает, иначе бы вылезший из моря мокрый пингвин на таком морозе сразу бы превратился в сосульку и погиб.

Почему перья пингвинов не намокают?

Дети: Потому что они покрыты жиром, поэтому в воде они не намокают.

Воспитатель: А хотите это проверить? Давайте проведем эксперимент, подходите все к столу. На столе стоит миска с водой, опустите в воду руку, теперь вытащите её. Рука намокла?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь вытрите руки и смажте их жиром. Снова опустите руку в воду. Теперь выньте руку, что произошло?

Дети: Капельки воды собрались вместе и скатываются с руки.

Воспитатель: Отряхните воду с руки, что вы увидели?

Дети: Рука осталась сухой.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их перья покрыты слоем жира.

Воспитатель: Ребята, хотите побольше узнать об этих удивительных птицах?

Тогда дома с родителями прочтите энциклопедию, и вы еще больше интересного узнаете о этих птицах.

Воспитатель: Ребята наше путешествие по Антарктиде заканчивается, а мы так и не смогли среди множества пингвинов отыскать родственников нашего малыша,  как же нам отыскать родителей нашего малыша, ведь пингвинов так много? (На экране размещены пингвины разного размера, с разными клювами, с хохолками и без хохолков.)

Я назову вам приметы родителей нашего пингвиненка, а вы внимательно посмотрите и покажите их . Не маленькие, и не большие, с красным клювом и с хохолком.

(Ответы детей)

Заключительная часть:

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Помогли пингвиненку найти родителей и вернуться в семью. Теперь пора и нам возвращаться в детский сад. Сколько нового и интересного мы узнали об Антарктиде. Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Что нового вы сегодня узнали?

(Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «В гости к пингвинёнку Тиму»

Конспект НОД для средней группы с использованием игр по мелкой моторике рук....

"Возвращение пингвинёнка Ло - Ло"

Цель НОД: экологическое воспитание детей...

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста « Друзья для пингвинёнка Лоло»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошколного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»...

Спортивный досуг «Пингвинёнок Лоло и дети» для старшей группы.

Программное содержание. Развивать силу,  ловкость, быстроту, выдержку; воспитывать  взаимовыручку; приучать детей весело и с пользой проводить свободное время.Материалы и пособия Медаль...

Презентация "Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – все потерял"

Воспитание у детей дошкольного возраста привычки к дзоровому образу жизнию...

Пингвинёнок Лоло

Поделка из белой глины...

Рисование « пингвинёнок лоло и его друзья»

Развивать интерес к созданию иллюстраций по мотивам мультфильма. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке....