Познавательно - исследовательский проект в средней группе "Падают, падают листья..."
проект по окружающему миру (средняя группа)

Зубатова Ольга Александровна

Актуальность: одна из главных задач современного образовательного учреждения – поддержание познавательной активности детей через организацию разнообразной деятельности с ними. Данный проект направлен на развитие у детей интереса к миру природы, её познания, наблюдения и конечно воспитания любви и бережного отношения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу: дети учатся наслаждаться звуками, запахами и красками природы. Трудовая деятельность в природе также приобретает радостные оттенки. Ознакомление дошкольников с природой позволяет формировать реалистические знания об окружающем мире, основанные на чувственном опыте. Образовательная программа включает ознакомление дошкольников с живой и не живой природой в разное время года, благодаря чему у дошкольников формируются такие качества как наблюдательность, любознательность, умение логически мыслить. Педагог помогает детям открыть и понять тайны природы, разобраться в её многообразии, увидеть красоту окружающего мира.

Данный проект позволяет детям познакомиться с разнообразием деревьев, растущих на территории детского сада и участка для прогулки детей, их признаками сходства и отличия (строение, цвет, форма и цвет листьев, семян и плодов). Проект также позволит расширять и обогащать знания об сезонных изменениях в окружающей природе, формировать бережное и заботливое отношение к природе, развивать умение любоваться красотой осенней природы родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0005c4f3-1973c15a.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение д/с № 33 «Золотая рыбка».

Познавательно - исследовательский проект в средней группе «Осьминожка» на тему: «Падают, падают листья…».

Подготовила воспитатель

Зубатова О. А.

2018 г.

Актуальность: одна из главных задач современного образовательного учреждения – поддержание познавательной активности детей через организацию разнообразной деятельности с ними. Данный проект направлен на развитие у детей интереса к миру природы, её познания, наблюдения и конечно воспитания любви и бережного отношения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу: дети учатся наслаждаться звуками, запахами и красками природы. Трудовая деятельность в природе также приобретает радостные оттенки. Ознакомление дошкольников с природой позволяет формировать реалистические знания об окружающем мире, основанные на чувственном опыте. Образовательная программа включает ознакомление дошкольников с живой и не живой природой в разное время года, благодаря чему у дошкольников формируются такие качества как наблюдательность, любознательность, умение логически мыслить. Педагог помогает детям открыть и понять тайны природы, разобраться в её многообразии, увидеть красоту окружающего мира.

Данный проект позволяет детям познакомиться с разнообразием деревьев, растущих на территории детского сада и участка для прогулки детей, их признаками сходства и отличия (строение, цвет, форма и цвет листьев, семян и плодов). Проект также позволит расширять и обогащать знания об сезонных изменениях в окружающей природе, формировать бережное и заботливое отношение к природе,  развивать умение любоваться красотой осенней природы родного края.

Проблема: данный проект позволяет организовать разные виды детской деятельности для формирования полного и точного представления об исследуемом объекте познания. Выбор данной темы был обусловлен сезонными изменениями в природе (осенью листья меняют окраску не только на деревьях, но и после опадения, пролежав некоторое время на земле).

Тип проекта по продолжительности: краткосрочный (октябрь).

По количеству участников: коллективный.

По направленности деятельности участников проекта: познавательно – исследовательский.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: формирование элементарных представлений о разнообразии деревьев и листьев, имеющих определённое строение, циклы и фазы развития; общие признаки сходства и различия; формирование исследовательских навыков и любознательности через вовлечение детей в практическую  и игровую деятельность.

Задачи:

- формировать элементарные представления о строении деревьев (корень, ствол, ветви, листья, семена, плоды), создавать условия для развития восприятия через продуктивные виды деятельности (коллективная и индивидуальная аппликация, рисование, конструирование с природным материалом)

- развивать познавательный интерес, наблюдательность

- расширять, обогащать, активизировать словарь детей

- формировать умение выявлять признаки сходства и различия на основе наблюдений

- формирование элементарных представлений об условиях, необходимых для роста и развития  растения

- развивать зрительно – осязательные, обонятельные действия, направленные на обследование объекта природы по показу взрослого (погладить листья, провести рукой по контуру листка, понюхать сорванный лист и опавший)

- способствовать взаимодействию семьи и детского сада

- воспитывать умение действовать в коллективе, любовь и бережное отношение к природе, развивать интерес к труду в природе (сбор природного материала для конструирования, уборка участка от опавшей листвы).

Задача детская:

Формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе, взаимосвязи объектов живой и неживой природы в экологической среде; воспринимать полученную информацию от взрослого, уметь обобщать имеющиеся знания, применять и закреплять в играх и продуктивных видах детской деятельности.

Формы реализации проекта: рассматривание, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, труд, игры (дидактические и подвижные).

Этапы проведения и реализации проекта:

Содержание педагогической деятельности:

  1. Информационно-накопительный:

  • Рассматривание деревьев, растущих на территории детского сада и участка для прогулки

Цель: познакомиться с разнообразием деревьев, растущих на относительно небольшой территории.

  • Наблюдение «Одинаковые, но такие разные».

Цель: формировать представление у детей о строении дерева (корень, ствол, ветки, листья). Обратить внимание на отличительные признаки деревьев по стволам.

  • Наблюдение повторное за деревьями «У каждого дерева свои листочки».

Цель: продолжать учить видеть признаки сходства (осенью все  листья меняют окраску) и различия (листья на деревьях разные по форме, размеру) деревьев.

  • Рассматривание «Каждому листику своя осенняя краска».

Цель: обратить внимание, что осень раскрашивает листья с разных деревьев разными красками (на березе листья всегда только желтеют…)

  • Подвижная игра «Ветер в парке листья кружит».

Цель: учить имитационным движениям осенних листьев, действовать согласованно, выполнять движения в соответствии с сигналом.

  • Цикл наблюдений за деревьями, «Какое дерево раньше всех сбросит листву».

Цель: развивать наблюдательность у детей за предложенным объектом наблюдения

  • Подвижная игра «Кружит, кружит в луже желтый лист».

Цель: продолжать в играх имитировать «жизнь» опавших листьев, выполнять движения в коллективе согласованно.

  • Трудовая деятельность: сбор природного материала для занятий и уборка участка от опавшей листвы.

Цель: формировать бережное отношение к природе, навыки трудовой деятельности в природе.

  • Беседа «Что нужно деревьям для роста?»

Цель: продолжать формировать представления о взаимосвязи живой и неживой природы.

  • Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Кораблик», «Яблоко», «Мешок яблок», «Дядя Миша».

Цель: продолжать расширять знания детей о деревьях и листьях через художественную литературу.

  • Наблюдение «Что это такое на деревьях?»

Цель: формировать элементарные представления о семенах и  осенних плодах деревьев.

  • Разучивание стихов и песен про осень к празднику осени.

Цель: поддерживать любовь к родной природе в осеннее время года; речевое развитие.

  1. Познавательно - исследовательский:

  • Художественно – эстетическое развитие:
  • раскрашивание  «Осенние листья»
  •  конструирование из природного материала «Яблонька»
  • Аппликация «Фрукты на тарелке» (из осенних листьев)
  • Аппликация коллективная «Осенний лес» (из сухих листьев)
  • Выполнение коллективной работы в холл «Осенний букет» (оттиск осенними листьями)

Цель: развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества;    закреплять полученные знания в продуктивных видах деятельности.

  • Подвижные игры на улице: «С какого дерева листок?», «Раз, два, три, такой же лист найди», «К названному дереву беги».

Цель: закреплять полученные знания в игровой деятельности.

  • Постановка театрализованной деятельности «Путешествие осеннего листочка».

Цель: подготовка к осеннему празднику, развитие творческих способностей детей, закрепление знаний об осенних листьях, речевое развитие.

  • Настольно – печатные игры: лото «Родная природа», «Собирай–ка».

Цель: закреплять навыки игры в лото, применять полученные знания в ходе исследовательской деятельности.

  • Дидактические игры: «Назови дерево, нарисованное на картинке», «Подбери листья к дереву», «Подбери плоды, семена к дереву».

Цель: закреплять полученные знания в игровой форме.

  • Работа с родителями: организовать конкурс «Мастерилки с осенними листьями».

Цель: развивать творческие способности взрослых и детей.

  1. Итоговый.

Сбор и обработка методических, практических материалов, соотношение поставленных и прогнозирующих результатов с полученными, обобщение материалов проекта.

  1. Заключительный.

Оформление материалов проекта: фотоотчёт, презентация проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- Дети приобретут новые знания и представления о периодичности роста и развития листьев, познакомятся со строением деревьев.

- У детей будет развиваться познавательный интерес, любознательность, коммуникативные навыки; поддерживаться интерес к процессам наблюдения объектов природы.

- Разовьется умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда (грабли).

- Сформируются простейшие, элементарные представления о взаимосвязях в природе (тепло, вода)

- Будут закладываться предпосылки бережного отношения к растительному миру

- Разовьются творческие способности в художественно – эстетической деятельности

- Обогатиться игровая деятельность, обогатиться речь

- Заинтересованы и включены в образовательный процесс дети и родители по изготовлению поделок с опавшими листьями: аппликации, рисунки, поделки.

Список используемой литературы:

  1. «От рождения до школы» под ред. Веракса.- М., 2017
  2. А.И. Иванова Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М., 2003
  3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2004
  4. Книга для чтения в детском саду 2 – 4года
  5. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников(средняя, старшая, подготовительные группы)-М.: ВАКО, 2005
  6. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич Прогулки в природу. – М., 2002
  7. Драгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1981
  8. Машкова А.А. ребенок и окружающий мир: занятия на прогулке (средняя группа). – М.: Корифей, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный познавательно-исследовательский проект в средней группе «Дом, в котором я живу» . педагог Шкилева Елена Валерьевна

На сегодняшний день тема проекта актуальна тем, чтобы воспитать любовь к своей малой родине, к своему поселку и дому. Познакомить детей с разнообразием исторических ценностей мировой архитектуры...

Среднесрочный познавательно-исследовательский проект для средней группы (2) «Осень золотая».

Программное содержание: - закрепить представления об осени и ее приметах;- развитие познавательных способностей детей в процесс совместной исследовательской деятельности;- закрепить и систематизироват...

Познавательно-исследовательский проект для средней группы "Снег-снежок"

Цель проекта - развитие познавательной и творческой активности детей в процессе исследовательской деятельности. Обогатить и расширить представление детей о снеге и его свойствах....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»

Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательс...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...