Знакомство с объектами и явлениями неживой природы.
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Заянцева Ирина Борисовна

Знакомство с объектами и явлениями неживой природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство с объектами и явлениями неживой природы.

Вода.

Цель: дать представление о воде.

Я принесла сегодня воду. Ее пьют, что бы утолить жажду. Попейте и вы. Что вы пили? Она вкусная?

Наблюдение за водой во время умывания.

Из крана льется теплая вода. Подставим руки под ее струю – они стали мокрыми, их намочила вода. Какие у вас руки? Почему они мокрые? (предложить открыть кран с холодной водой) какая вода льется из этого крана? Скорее включите горячую воду. Теперь вода льется теплая. Она приятная. «Льется чистая водица, мы умеем чисто мыться».

Предложить детям потрогать теплую и холодную воду.

Какой водой приятно умываться?

Водичка, водичка, умой наше личико,

Что бы глазки блестели,

Что бы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

И кусался зубок.

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды. (Холодная, теплая, горячая)

От какой воды поднимается пар? Когда нельзя снимать крышку с кастрюли? Кран с горячей водой надо открывать осторожно – вода должна течь тонкой струйкой. Горячая вода может обжечь руки. Какая бывает вода? Какой водой приятно умываться? Мы сегодня будем мыть куклу Катю. Какую воду нальем в ванну, что бы Кате было приятно? Саша, принеси кувшин с теплой водой и налей ее в ванну (ребенок из двух кувшинов – теплой и холодной водой – выбирает кувшин с теплой водой). А почему в ванну нельзя наливать холодную воду?

Предложить детям смочить губкой туловище куклы, помыть, обтереть. Обратить внимание на свойства воды: льется, разливается.

Куклу Милу Лида мыла,

С куклы грязь всю отмыла,

В глаз попало Миле мыло,

Лида кукле говорила:

- Не сердись, дочурка Мила.

- Не сержусь, - сказала Мила, -

Я выплакиваю мыло.

Игра с водой.

Предложить рассмотреть игрушки из разных материалов. Опустить их в таз с водой. Резиновые плавают – они легкие. А железная ложечка, камешек тонут – они тяжелые.

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды.

Дети водой и мылом моют игрушки. Сравнивают чистые и грязные игрушки.

Мытье комнатных растений. Поставить на решетку в тазу бальзамин. Дети делают дождик для бальзамина – поливают листья из лейки.

Почему цветы и листья стали чистыми?

Полив комнатных растений.

Цель: Учить поливать растения – правильно держать лейку, так, что бы носик касался края горшка, воду лить осторожно – это дождик льется, он прячется в землю.

Скрипит под окошком морозный денек,

Стоит на окошке цветок – огонек,

Его поливаю, его берегу,

Его подорить никому не могу!

Наблюдение за тем, как няня мое посуду.

Предложить детям опустить пальцы в воду и сказать, какая вода в тазу. Осторожно потрогать пальцами второй кувшин – он горячий. Почему? Какая в нем вода?  

Анна Ивановна моет посуду в теплой воде, а ополаскивает горячей.

Предложить дотронуться до чашек и почувствовать, что они стали теплыми от горячей воды.

Дождь.

Идет дождь. Вы уже знаете: выходя на улицу в дождь, люди надевают сапоги и берут зонтики. После дождя все мокрое: деревья, скамейки, земля. По земле бегут ручьи, они стекаются в одно место и образуют лужу. В дождь капли стекают по оконному стеклу. Давайте понаблюдаем за ними.

Дождик льет на улице –

Мне нельзя гулять.

И решил я капельки

На окне считать.

Капельки, капельки, капельки –

Мне не сосчитать.

Ручейки после дождя.

Дождь прошел. Земля и деревья стали чистыми и мокрыми. Вода еще течет маленькими ручейками, стоит в лужах. Предложить детям пустить кораблики и понаблюдать: куда они поплывут? Чья лодочка уплывет дальше?

Бегут, как змейки, по двору,

Ручьи и ручейки,

Веселые и звонкие,

Бегут вперегонки.

Весенний дождь.

Идет дождь – шумит, стучит по крышам, стекает по стеклу. Он нужен, что бы быстрей росли трава и цветы. Вода быстро уходит в землю.

Летний дождь.

Когда гремит гром, сверкает молния, надо, как можно скорее, вернуться домой. Нельзя близко подходить к окнам – лучше играть подальше от них. Песок и земля после дождя сырые. Капли дождя крупные.

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей.

Только нас не замочи,

К нам в окошко постучи.

Осенний дождь.

Дождь осенью холодный, мелкий, идет долго. Небо затянуто тучами.

Предложить понаблюдать за тем, как капли дождя стекают по стеклу.

Дождь поздней осенью.

Дождь очень холодный. Иногда даже капли его замерзают, и тогда падают снежинки, белые и холодные.

Снег.

Цель: знакомство со снегом.

Посмотрите, как красиво падает снег. Он белый, и все стало белым. Снег всю землю укрыл.

Снег сегодня белый – белый,

От него кругом светло.

Рукавички мы надели,

В теплой шубе нам тепло.

Наблюдение за снегом. Чем покрыта земля? Посмотрите, он такой белый, что даже глазам больно. На улице от снега светло. Он укрыл скамейки, землю. Стало холодно – дети надели шубы, валенки, рукавички. Давайте походим и оставим на снегу следы. Послушаем, как скрепит снег.

Наблюдение за снегом во время снегопада. Снег идет тихо – тихо. Послушаем, как падает снег. Он тихо кружится и ложится на шапки, пальто, землю, дома, скамейки….. все кругом стало белым – бело.

Лед.

Замораживание льдинок.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: она замерзает на холоде.

Можно сделать разноцветные льдинки: в одном сосуде развести красную краску, а в другом – желтую, размешать их и налить в банки с водой.

Какого цвета стала вода?

Затем разлить воду по формочкам и оставить на улице, на холоде. В формочку нужно опустить нитку, что бы потом можно было подвесить льдинку.

Размораживание льдинок.

Цель. Продолжать знакомить со свойствами воды.

Показать замерзшую воду. Что же стало с водой? Как же льдинку вынуть из формочки? В ведерке горячая вода. Потрогайте его. Какое оно? Надо формочку ненадолго опустить в горячую воду и вынуть ее. Льдинка сама выскочит. Сколько льдинок? Какого они цвета? А сейчас мы привяжем их за ниточку к беседке. Красиво? Посмотрите, как льдинки блестят на солнце, а теперь положим льдинки в банку и возьмем их с собой.

Дети наблюдают, как льдинки в тепле таят и превращаются в воду.

Солнце.

Цель: дать представление о том, что солнце греет, светит.

Почему тепло? Давайте подойдем к окну. Вам приятно греться на солнышке? Сегодня оно хорошо греет, ярко светит. Солнышко теплое, яркое.

Наблюдение за солнцем в пасмурную погоду.

Сегодня солнышко н смотрит в нашу комнату, оно спряталось за тучкой. Стало прохладно.

Поиграем с солнечными зайчиками.

Воспитатель зеркалом ловит солнечного зайчика: «У нас в комнате живет солнечный зайчик – маленькое солнышко. Попробуйте поймать его». Дети бегают за зайчиком, ловят его.

Ветер.

Знакомство с ветром. Помогает или мешает бежать ветер?

Наблюдение за ветром. Ветер дует и приводит в движение деревья, флажки, султанчики. Предложить запустить бумажных голубей.

Наблюдение за сильным ветром.

Цель: Показать силу ветра, обратить внимание на предметы, которые он приводит в движение.

Летят листья, щепки, бумага…

Песок.

Знакомство со свойствами сухого песка.

Предложить потрогать сухой песок. Раздать банки с широким горлышком и предложить насыпать в них песок, а затем высыпать. Сухой песок рассыпается, высыпается.

Знакомство со свойствами сырого песка.

Сырой песок лепится хорошо, из него можно строить. Дать формочки, печатки, предложить слепить пирожное, пирожки, выложить печатками узоры, слепить берлогу для медведя, посыпать пирожное сверху сухим песком (сахаром). Песок сырой лепиться, а сухой рассыпается.

Цель: продолжить знакомство со свойствами песка.

Сырой песок лепится, а сухой сыплется. Предложить насыпать в баночки сухой и сырой песок. Сухой насыпается хорошо, а сырой плохо. Предложить слепить пирожное из сухого песка и из мокрого.

Озеро для уточек.

В песке вырыть ямку и налить в нее воду. Вода уйдет в песок. Предложить предварительно закрыть ямку полиэтиленовым пакетом или поставить в нее таз с водой. Получилось озеро. По берегу насыпать сухой песок, разложить камешки. В воду опустить игрушки: рыбок и утят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Проекта "Знакомство старших дошкольников с явлениями неживой природы"

презентация проекта по экологическому воспитанию "Знакомство старших дошкольников с явлениями неживой природы"...

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников старшего возраста с явлениями неживой природы

Развитие и совершенствование навыков детей находить противоречия в свойствах и качествах объекта.           ...

Знакомство с объектами живой и неживой природы.Комплексное занятие

Комплексное занятие по ознакомлению школьников с объектами живой и неживой природы....

Познавательная прогулка "Явления и объекты живой и неживой природы в осенний период"

Познавательная прогулка для детей старшего дошкольного возраста, с целью расширения представлений об окружающем природном мире родного края....

Интерактивная игра: "Знакомство с объектами живой и неживой природы"

Задачи: обобщить и дополнить знания детей о живой и неживой природе. Учить различать природу, называть объекты живой и неживой природы. Развивать мышление, речь, пространственное воображение, память, ...