Главные вкладки

    Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования на тему: "Что мы знаем о воздухе?"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Николаева Наталия Ивановна

    Расширять знания детей о свойствах и особенностях воздуха; учить обнаруживать его присутствие в разных ситуациях путём проведения опытов. Обогащать познавательный кругозор, развивать мышление и сообразительность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл itogovoe_zan.o_vozduhe_dlya_sr.gr_.docx25.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования на тему:

    « Что мы знаем о воздухе?» для детей старшей группы.

    Задачи.

    Обучающие. 

    Расширять знания о воздухе; познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

    активизировать речь и обогащать словарь детей.

    Развивающие.

    Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; наблюдательность и любознательность.

    Воспитывающие.

    Воспитывать аккуратность в  работе;

    нравственное воспитание, вызвать желание детей помочь героям.

    Материал.

    Ёмкости с водой, трубочки, пластмассовые стаканчики, бумага, несколько банок с плотными крышками;  вещества с сильным запахом (половинка лимона, долька чеснока, лук и т.д.);  технические средства обучения (ДВД, диск «Смешарики», мультфильм «Коллекция»);  мягкие игрушки Ежик и Крош; клеёнчатые фартуки, клеенка на столы, обогреватель.

    Связь интеграций.

    Познавательное, речевое, социально – коммуникативное, физическое.

    Ход занятия.

    Воспитатель.

     -  Сегодня к нам на занятие должны прийти Смешарики, но что-то они задерживаются. Да вот они!

     Появляются грустный Ежик и Крош (игровые персонажи)

    Воспитатель.

     - Что с вами случилось, почему Ежик такой грустный?

     Ежик и Крош.

     -  Ежик собирал  фантики. Он накопил целую коллекцию.

    Началась буря, подул сильный ветер и унёс все фантики.

    Да вот, посмотрите сами (предлагает детям  диск с мультфильмом)  

    Просмотр начала мультфильма. 

    Воспитатель.

     -  Не расстраивайся,  Ежик. Дети обязательно помогут тебе.

    Ёжик.

     - А интересно, откуда прилетел ветер,  и куда унёс мои фантики.

    Воспитатель.

     - Дети, а вы знаете, откуда прилетел ветер? (ответы детей)

    Воспитатель.

     - Ёжик и Крош,  оставайтесь с нами, и мы все вместе узнаем и выясним, откуда прилетел ветер.

    Ежик и Крош соглашаются.

    Воспитатель.

     -  Ребятки,  подойдём к столам (столы покрыты клеёнкой, на столах на каждого ребёнка приготовлено:  лист бумаги, трубочка,  пустой маленький стаканчик,  большой стаканчик с водой. А также несколько баночек с веществами: чесноком, апельсином, яблоком, луком; несколько змеек из бумаги).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

    Воспитатель.

     -  Дети, а  что находится вокруг нас? (ответы детей)

    Давайте вспомним, что же мы знаем о воздухе

    Кому нужен воздух?

    (Дети называют объекты живой природы: человек, животных, растения, насекомые, птицы)  А зачем  нам нужен воздух?

    Педагог подводит итог высказываний детей. Воздух невидим, прозрачный, бесцветный. Как же нам его обнаружить?

    Проведение экспериментальных упражнений.

    1. Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой. Что вы почувствовали?

    2. Возьмите трубочку, подуйте в неё, подставьте ладонь. Что вы почувствовали?

    3. Выдохните в трубочку, опущенную в воду. Что происходит?

    4. Возьмите маленькие стаканчики. В них что-нибудь есть? Давайте проверим. Переверните стаканчики вверх дном и опустите их в большие стаканы с водой. Вода попадает в маленькие стаканчики? (ответы детей)

    Воспитатель.

     -  Почему? Что мешает воде? Что её не пускает?

    ( В маленьком стаканчике находится воздух, который не даёт воде занять место).  

    Воспитатель.

     - А есть ли у воздуха запах и вкус? (ответы детей)

    Вы верно сказали: воздух действительно не имеет запаха и вкуса. А сейчас, я хочу вас познакомить ещё с одним свойством воздуха.

    На столах стоят баночки с продуктами (апельсином, чесноком, луком, яблоком), закрытые плотно крышками. Воспитатель берет баночки, выкладывает содержимое и закрывает крышками. Поочерёдно открывает крышки и передаёт баночки детям. Что вы почувствовали? Какие запахи?

    (ответы детей).

    Воспитатель.

       - Запах чеснока смешался с воздухом. Каким стал воздух? (чесночным, апельсиновым, яблоневым, луковым).

    Значит, запах продуктов  передаётся по воздуху.

    Скажите ещё раз: воздух имеет запах? (Нет) Как же мы чувствуем запахи? (Они передаются воздухом, и мы их чувствуем.) 

    Воспитатель.

     - Где же находится воздух? (Воздух находится везде: в группе, и у вас дома, на улице).

    Воздух не стоит на месте, он движется. Двигаться он может по-разному. Медленно - и тогда появляется тихий ветерок; быстро – появляется сильный ветер и даже ураган.  Так что же заставляет  воздух двигаться?  Давайте проведём опыт.

    Возьмите приготовленных змеек и поднесите к обогревателю. Что происходит? (Змейки начинают вращаться). Что вы чувствуете около обогревателя? (тепло) Около обогревателя нагревается воздух, он становится каким? (теплым). Тёплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх.  Поднимающийся тёплый воздух заставляет змейку вертеться.  

    Именно так и возникает ветер в природе. В природе  движение воздуха

    создаёт ветер. А что же заставляет воздух нагреваться в природе? Что же нас греет  и светит нам? (солнце) Правильно,  Солнце.

    С неба смотрит Солнце миллионы лет,

    Льёт на Землю Солнце и тепло и свет.

    Воспитатель добавляет обозначение в схеме. Какой воздух поднимается вверх? (тёплый) Вверху воздух остывает и снова опускается вниз. Что  тогда появляется?  (ветер)

    Смешарики.

     -  Мы теперь знаем, откуда прилетел ветер! Спасибо вам.

    Воспитатель.

     -  Ребятки у нас же есть коллекция фантиков. Мы можем как- то помочь Ёжику? А как? (подарить коллекцию)

    Ребятки, а Смешарики хотят с вами поиграть. А вы хотите поиграть?  (дети соглашаются)

     У меня есть волшебный сундучок.  Хотите узнать, что в нём находится?

    Тогда давайте подуем сначала слабо, тихо, а потом сильно! Сундучок и откроется.

    (в нём маски тёплый воздух – розовые, холодный – голубые) выбирайте,  кто, каким воздухом хочет быть.

    Игра «Солнышко и тучка»

      Воспитатель показывает Солнышко и говорит: выглянуло Солнышко, и нагрело воздух  (дети в розовых масках начинают двигаться врассыпную под музыку), стал воздух тёплым-тёплым, потом показывает тучку и говорит: выглянула тучка,  и остыл воздух, стал холодным  (дети в голубых масках начинают двигаться врассыпную). Воспитатель показывает Солнышко и Тучку и говорит: подул ветерок (дети берут друг друга за руки и водят хоровод, исполняя песню).

    Я– задорный ветерок,

    Пролетел я сто дорог.

    Мелькали сёла, города,

    И вот я прилетел сюда.

    Бывал я не в одном саду,

    Ведь я с ребятами дружу.

    Итог.

    Воспитатель.

     - Кто к нам приходил на занятие? Что они хотели узнать? А как вы думаете, мы смогли им объяснить, что такое воздух и как он передвигается?  

     (ответы детей)

     Воспитатель хвалит всех детей и предлагает досмотреть мультфильм.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию с элементами экспериментирования по теме: «Воздух и его свойства».

    Автор: Кузнецова Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №10  Ладушки»,  город Торжок.Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности дл...

    Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования по теме: «Таинственный воздух».

    Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха. Опыты с водой....

    КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»

    КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»...

    Конспект открытой НОД по освоению ОО «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования на тему: «Тайны воздуха»

    формирование экологических представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность....