Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования на тему: «Верблюды в пустыне» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кононенко Ирина Леонидовна

Обобщить и систематизировать представления детей о пустыне и ее обитателях – верблюдах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Белоснежка»

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования

 на тему: «Верблюды в пустыне»

для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)

                                                                Выполнила: воспитатель первой

                                       квалификационной категории

                   Кононенко И.Л.

г. Мегион, 2015 г.

         Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».

            Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная.

            Цель: 

обобщить и систематизировать представления детей о пустыне и ее обитателях – верблюдах.

            Задачи:

  • углубить представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету;
  • продолжать знакомство с жителем пустыни – верблюдом, рассказать, как он приспособился к условиям жизни, показать, почему он может жить в пустыне, неделями обходясь без воды;
  • воспитывать бережное отношение к живой природе; выявить свойства песка; устанавливать причинно-следственные связи;
  • воспитывать интерес к познавательной деятельности, обогащать словарный запас детей;
  • развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность; развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования.

    Материалы и оборудование: емкость с сухим песком, емкость с мокрым песком, стаканчики, вода, ключи, трубочка из тонкой бумаги, сито, лупа, фигурка верблюда, макет пустыни; обитатели пустыни (зоологические фигурки).

    Предварительная работа: рассматривание изображений пустыни и верблюдов на фотографиях, открытках, в энциклопедиях для детей; знакомство с силуэтом.

    Содержание организованной деятельности детей:

  1. Вводное слово педагога.

Воспитатель загадывает детям загадку: 

В ней песков большие груды,

Называются барханы

И по ним идут верблюды,

Растянувшись караваном. (Пустыня)

(Перед детьми стоит макет пустыни с её обитателями: зоологические фигурки).

Воспитатель:

 - Ребята, как вы думаете, что такое пустыня? (пустая земля).

- Что вы видите на ней? (дети рассказывают).

- Да, ребята, пустыня, это такое место на Земле, где очень жаркий и сухой  климат, там мало растительности и много – много песка (обращает внимание детей на макет и фотографии).

2. Беседа педагога с детьми.

Воспитатель: 

- Как вы думаете, ребята, на что похожа пустыня? (на песочное море).

- Правильно, ребята, пустыня похожа на огромное песочное море. Оно, как бы, застывшее. Когда дует ветер, по ней вместо волн «бегут» барханы, поэтому, внешне пустыня похожа на застывшее море. Когда это море успокаивается, то его поверхность становится ровной и гладкой, потому что волны оседают. Когда же ветер стихает в пустыне, её поверхность остаётся неровной, «взволнованной», потому что песок некоторое время сохраняет форму волн.

- А какой климат в пустыне? Опишите (климат жаркий, дожди идут редко, ярко светит солнце).

Воспитатель:

- Да, ребята, в пустыне сухо, жарко, дожди идут редко, а солнце печет сильно и немилосердно. Как вы считаете, могут ли в таких условиях выжить растения? (нет).

- А какие растения могут выжить? Назовите их (кактусы, суккуленты).

- А почему они выживают в условиях пустыни? (потому что могут делать запасы воды в своих стеблях и листьях).

- Если в пустынях мало растений, то чем же питаются тогда животные – обитатели пустыни? Каких животных вы знаете? (черепаха, змеи, скорпионы, тарантулы, верблюды, суслики). 

- Какие животные могут выжить в условиях пустыни? Послушайте загадку.

Путешественник отважный
Он идет пустыней важно,
Не боится он жары
2 горба как 2 горы.
(Верблюд.)

Воспитатель (показывает игрушку верблюда). 

- Почему про верблюда говорят, что он отважный? (Ответы детей.)

Что помогает верблюду выжить в пустыне? (Горбы, в них жир. Чем больше ест верблюд, тем больше накапливается жира. Когда нет еды, жир спасает верблюда от голода. Горбы истощаются и свисают набок.)

Воспитатель: 

- У верблюда на груди, коленях и передних ногах твердые мозоли. Они защищают верблюда от горячего песка, когда он ложится отдыхать. Какие у верблюда копыта? Почему широкие? (Не позволяют ногам провалится в песок).

Воспитатель: 

- Ребята, представьте, что вам в лицо дует сильный ветер. Что вы делаете?

(Зажмуриваем глаза и дышим носом, чтобы пыль не попала нам в глаза и в нос).

Воспитатель: 

- А верблюда спасает от пыли и песка большие длинные ресницы и узкие ноздри.

- Почему и как они приспособились к таким жестким условиям жизни? (у верблюдов есть горб).

- Правильно, ребята, у них есть горбы с запасами жира, который легко превращается в воду и помогает верблюдам утолять жажду изнутри. К тому же, верблюды едят кактусы и верблюжью колючку. Как в народе ещё называют верблюдов? (корабли пустыни).

- Правильно, их называют кораблями пустыни. Они, подобно дрейфующим кораблям в море, преодолевают огромные расстояния в пустыне. Подобно выстроившим кораблям в одну линейку на рейде, их называют верблюжьим караваном.

Педагог показывает иллюстрации с изображением каравана верблюдов.

- Верблюды – незаменимые помощники человека, они перевозят через пустыню людей и грузы.

Физкультминутка

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

Воспитатель:

Поиграли мы с утра,
Заниматься нам пора,
Но не лепкой, и не чтеньем – 
Ждет нас опыт, наблюденье.

– Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься? Как догадались?

(Ответы детей – опыты, эксперименты.)

– С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать: Ребята, отгадайте загадку:

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть. (Песок)

Воспитатель:

- Ребята как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня? (Ответы детей).

Да, сегодня мы будем говорить о песке.

Опыты с песком

1) Из чего состоит песок?

Воспитатель:

- Рассмотрим под лупой песчинки. Форма разная. В пустыне песчинки имеют разную форму ромба. Взять в руки песок, почувствуем сыпучесть.

2) Песчаный конус

Воспитатель:

- Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно вместе падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте возникает сплыв; движение песка похоже на течение.

Вывод: песок может двигаться.

3) Свойство рассеянного песка

Воспитатель:

- Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом аналогичные действия. В набросанный песок ключ  погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.

Вывод: рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

Продолжим наши опыты.

4) Своды и тоннели

Понадобится трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги. Вставляем в нее карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталось не смятой.

Вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.

5) Свойства мокрого песка

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока он не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Воспитатель: 

- Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?

(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (песчанки-крысы) с разными  ходами и выходами).

Воспитатель: 

- А нужен ли песок людям? (Выставка.)

  • Используется в строительстве, его смешивают с цементом и водой. Этим раствором скрепляют кирпичи.
  • Изготавливают стекла.
  • Песочные часы.
  • Есть золотоносный песок с крупинками золота, его промывают по крупинкам и собирают золото.
  • Делают художественные изделия из стекла, посуду, скульптуры, украшения. В Бельгии – конкурсы художников-скульпторов на лучшую скульптуру из песка.

Игра «Что вы знаете о пустыне?»

(Дети, стоят в кругу, передают волшебную палочку друг другу, рассказывают о пустыне).

Например.

Пустыни: Сахара, Гоби, Каракумы. В пустыне днем очень жарко, а ночью, наоборот очень холодно. Лето очень жаркое, зима очень холодная. Сухо, нет воды. Песок такой горячий, иногда такой горячий, что в нем можно сварить яйцо.

Камни почернели от солнца, глина потрескалась от жары. Весной цветут маки, тюльпаны. Есть деревья – саксаул. Растет верблюжья колючка, кактусы. В пустыне много птиц, зверей, ящериц, жуков: джейран, кулан, верблюд, тушканчики, феникс, сойка, вороны.

Вывод: Пустыня – это где очень много песка, очень жарко, сухо, обитателей, которые хорошо приспособились к жизни в пустыне. Много удивительных птиц, зверей, ящериц, жуков. Всем им в пустыне хорошо и привольно, пустыня – их дом. Растут растения, которые приспособились к жаркому климату. 

Итог НОД:  

Воспитатель:

– Сегодня мы с вами путешествовали по пустыне. Кому что больше запомнилось в путешествии. Кто узнал что-то новое? (Дети с помощью «волшебной палочки» делятся своими впечатлениями.) Песок состоит из песчинок. (Песчинки имеют разную форму, песок сыплется; (что делает) движется, пропускает воду, намокает, рассеивается; мокрый песок не сыплется, принимает форму).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»

Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе...

Конспект проведения образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие (конструктивная деятельность)» на тему «Строим город Детства» для детей старшего дошкольного возраста

Конспектпроведения образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие (конструктивная деятельность)»на тему «Строим город Детства»для детей старшег...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе “Знакомство с огнем”.

Конспект  занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе “Знакомство с огнем”....

Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром "Правила безопасного поведения в интернете для детей старшего дошкольного возраста" (подготовительная группа)

Цель: Обеспечение информационной безопасности воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной средеЗадачи:1. позна...

План-конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в 1-й младшей группе (2-3 года) по теме «Транспорт».

План-конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в 1-й младшей группе (2-3 года) по теме «Транспорт»....

Конспект НОД по познавательному развитию «Родной город в годы Великой Отечественной войны» для детей старшего дошкольного возраста.

Продолжать знакомить детей с историей родного города, с конкретными историческими событиями...