Технологическая карта тема: "Земля, песок, камни"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мочалова Татьяна Петровна

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с элементами экспериментирования  для старшей группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh._karta._zemlya_pesok_kamni.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Медвежонок» г. Надым»

Технологическая карта

мероприятия непосредственно – образовательной деятельности  

по ознакомлению с окружающим миром

 с детьми старшей группы Тема: «Земля, песок, камни»

(образовательная область «Познавательное развитие»)

                                                                

                                                                                                                                                                            воспитатель

                                                Мочалова Татьяна Петровна

                                                                                        

г. Надым, 2019 г.

Образовательная область

Образовательная область  «Познавательное развитие»

Возраст детей, группа

5-6 лет, старшая группа

Тема

«Земля, песок, камни»

Цель

Цель: Закрепление с детьми представлений о видах почвы.

Задачи

1.        Закрепить с детьми свойства земли, камней и песка;

2.        Закрепить способы исследования, развивать наблюдательность, умение анализировать, синтезировать, развивать наглядно-образное мышление;

3.        Воспитывать бережное отношение к объектам природы.

Материал

Материал к занятию: макет огородного участка с различными грунтами: землей, песком, камнями. Изображение смешариков, интерактивная доска, тарелки, стаканчики с различным грунтом, лейки, палочки, ложечки (для насыпания грунта).

Предполагаемый результат

Дети достигли детской цели, помогли смешарикам понять почему не на всех грядка выросли цветы.

Этапы

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

  1. Введение в ситуацию.

Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность.

Воспитатель: Ребята, вы все знаете кто такие Нюша, Крош, Копатыч, Ежик, Лосяш и др.?

Ответы детей

Воспитатель: Так вот сегодня нам от них пришло письмо, адресованное вам, ребята. В письме говорится, что ко дню рождения Нюши, друзья хотели ее порадовать и вырастить для нее цветочки, они очень старались, но цветочки выросли только у Копатыча.

В беседе взаимодействуют с воспитателем.

Слушают обращение из письма.

Постановка детской цели.

Мотивация к познавательной деятельности

Ответы детей. Представление  информации друг другу и воспитателю.

II.Актуализация знаний

Создание мотивационной ситуации. Постановка детской цели.

Воспитатель: Ребята, Смешарики просят нас разобраться, почему так произошло. Поможем им в этом? Ответы детей

Воспитатель: Ребята, давайте  отправимся с вами  в огород, и посмотрим, что случилось.

Рассматривание макета огорода.

Воспитатель: Как вы думаете почему у Кроша и Ежика ничего не выросло?

Ответы  детей (плохо поливали, мало солнца, не ухаживали и т.д.)

Дети ведут диалог с воспитателем.

Рассматривают макет огорода.

Выбор источников передачи информации   из личного опыта.

Ответы детей.

III. Затруднение в ситуации

Фиксация затруднения.

Тренировка мыслительных операций

Воспитатель: Смешарики говорят, что поливали они хорошо, и место у грядок солнечное. Как вы думаете, как еще может быть  причина?  (дети затрудняются ответить)

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы помочь смешарикам,  давайте сначала с вами   рассмотрим землю на грядках.

Рассматриваем грядку Кроша, предложение детям потрогать песок.

Воспитатель: Легко ли он сыплется? Почему он разлетается? Подуйте на него.

Дети делают  вывод, что песок состоит из маленьких частичек, они легкие, не прилипают друг к другу, как будто не держаться за руки, поэтому легко рассыпаются.

Рассматриваем грядку Копатыча, предложение детям потрогать землю.

Воспитатель: Легко ли она рассыпается? Почему не разлетается?

Дети пытаются сыпать землю, подуть на нее.

Подвести детей к выводу, что земля сыпется комочками, состоит из маленьких частичек, которые как будто держаться за руки.

Рассматриваем грунт на грядке Ежика, предложение детям потрогать камешки.

С помощью эксперимента и наблюдений подвести детей к выводу, что частички у камней крепко прижаты друг к другу, поэтому он тяжелый и даже ветер не сдует его с места.

Физминутка

Вечером девочка Мила (шаги на месте)

В садике клумбу разбила. (прыжки на месте)

Брат ее мальчик Иван (приседания)

Тоже разбил… стакан! (хлопаем в ладоши)

Воспитатель: Ребята, нас приглашает в свою лабораторию Лосяш – любитель экспериментов, и, возможно он поможет ответить на вопрос почему у Кроша и Ежика ничего не выросло.

Воспитатель: Чтобы все получилось в лаборатории нужно соблюдать правила поведения:

1. внимательно слушать воспитателя;

2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу;

3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

Воспитатель: Сейчас мы пройдем в лабораторию, занимайте места за столом.

Фиксация затруднения.

Рассматривают грядки.

Дети ведут наблюдение.

Ведут диалог с воспитателем.

Выполняют упражнение.

Ведут диалог с воспитателем.

Умение предлагать варианты выполнения решений.

Ответы детей.

IV.

Открытие нового знания или способа действий.

Создать условия для открытия новых способов решения проблемы.

Воспитатель предлагает детям полить стаканчики с землей, песком, камнями и понаблюдать: в каком из них вода пройдет быстрее и почему.

После рассматривания стаканчиков дети делают  вывод, что вода легко пробежала между камнями и попала на дно стаканчика. Если посадить растение в камни, оно не получит нужной воды и погибнет.

В песке вода проходит очень медленно, потому что проходит через мелкие песчинки. Песок стал плотным (предложить потрогать песок) растению будет плохо в нем.

В земле вода проходит между комочками, заполняет пустые места, впитывается в землю, прошла через весь стаканчик – растению в нем хорошо, оно напьется воды, будет лучше расти.

Дети экспериментируют, наблюдают, делают выводы.

Ведут диалог с воспитателем.

Умение формулировать простейший вывод.

Ответы детей. Представление  информации друг другу и воспитателю.

V. Введение новых знаний в систему знаний.

Закреплять новые знания и способы их применения.

Воспитатель: А сейчас, дети, давайте вернемся к огородному участку и объясним Крошу и Ежику почему у них ничего не выросло.

Дети делают вывод о том, что растения могут расти только на земле, на камнях и песке ему плохо. Рассказывают про это Крошу и Ежику.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы  с вами сделаем подарок для Нюши к ее дню рождения, посадим для нее цветок.

Применение в практической деятельности.

Коллективная трудовая деятельность.

Умение творчески подходить к работе.

Соблюдение правил.

VI Осмысление (итог)

Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности

Заключение.

Воспитатель:

- Ребята, скажите, чем мы сегодня с вами занимались? Ответы детей

-Кому помогали?

- Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей

- С какими трудностями вы столкнулись?

Ответы детей

Воспитатель: Земля питает и кормит все, что в ней растет. Не зря в народе землю называют кормилицей. Землю нужно беречь и не загрязнять ее мусором.

Эмоциональное самовыражение на достижение детской цели.

Умение оценивать свои действия, задания и результаты деятельности.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми "Чудесный песок"

Развивающие:•         Расширять  представления о песке, его свойствах, способах деятельности с песком.•         Раз...

Технологическая карта "Чудесный песок"

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми (5-6 лет) по познавательно-исследовательской деятельности...

технологическая карта НОД - опытно-экспериментальная деятельность «Как построить крепкий дом?» (сравнение свойств песка, камня и глины)

Тема занятия: «Как построить крепкий дом?»  (сравнение свойств песка, камня и глины)Основной вид детской деятельности: игровая, познавательная, исследовательская. Форм...

Технологическая карта совместной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема "Земля – наш общий дом"

Формирование музыкально-творческих способностей детей через ознакомление с миром природы родного края....

Игры с песком, камнями и природным материалом. Технологическая карта занятия

    М. Монтессори отмечала: "Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывае...

Технологическая карта занятия Чудесный песок

Тема (проекта, образовательного события): Чудесный песокВозрастная группа: 5-6 лет ( старшая группа)Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельностьФорма организации (групповая, подгрупповая, и...