технологическая карта НОД - опытно-экспериментальная деятельность «Как построить крепкий дом?» (сравнение свойств песка, камня и глины)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Сергушова Мая Алексеевна

 Тема занятия:

 «Как построить крепкий дом?»  (сравнение свойств песка, камня и глины)

Основной вид детской деятельности: игровая, познавательная, исследовательская.

 

Форма проведения мероприятия: совместная, образовательная деятельность, самостоятельная деятельность.

 

Используемые образовательные технологии: ТРИЗ, проблемные ситуации, игра, экспериментирование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

 Тема занятия:

 «Как построить крепкий дом?»  (сравнение свойств песка, камня и глины)

Возраст детей: 5-6 лет (старше-подготовительная группа)

ФИО (педагога): Сергушова Мая Алексеевна

Должность: Воспитатель

Квалификационная категория: Высшая

Место работы: ГБОУ Лицей №373 Московского района Санкт-Петербурга «Экономический лицей»

Основной вид детской деятельности: игровая, познавательная, исследовательская.

Форма проведения мероприятия: совместная, образовательная деятельность, самостоятельная деятельность.

Используемые образовательные технологии: ТРИЗ, проблемные ситуации, игра, экспериментирование.

Цель взрослая (педагогическая): вызвать эмоциональный отклик и желание детей экспериментировать и исследовать свойства разных материалов.

Цель детская: Решить проблему – как построить крепкий дом из предложенных материалов.

Задачи:

Образовательные задачи:  

Подвести детей к пониманию того, что почва бывает песчаная, каменистая и глинистая.

Содействовать формированию представлений о свойствах песка, камня и глины: рыхлые, сыпучие, твердые, пластичные.

Воспитательные задачи:  

Воспитывать самостоятельность, усидчивость, целеустремленность через организацию умения преодолевать трудности.  Способствовать тому, чтобы дети испытывали радость и удовлетворение  от участия в  совместной со взрослыми и сверстниками деятельности.

Развивающие  задачи:  

Способствовать развитию познавательного интереса. Развивать самостоятельное мышление. Развивать связную речь детей.

Планируемый (ожидаемый) результат: Интерес к экспериментированию и умение решать проблему разными способами.

Предварительная работа:

- игры с песком

- лепка из глины

- посадка лука в почву

- проблемная ситуация «Нужен сухой песок. Где его взять?»

- проблемная ситуация «Могут ли животные жить в земле?»

- ТРИЗ метод «маленьких человечков»

- дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

- беседы о пользе песка и глины.

- игра-фантазирование «Для чего нужна глина»

Материал и оборудование: емкости с песком, глиной, камни, лупы, палочки, банки. Бумага и карандаши. Картинки, фото различных городских построек.

Ход мероприятия.

Этапы работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Постановка проблемы. Познавательно-исследовательская деятельность.

Педагог вносит в группу фото дома и емкости с песком и глиной:

 – Хочу построить дом-крепость.

Начинает строить дом, а он рассыпается.

- Почему же ничего не выходит?

Дети заняты в центрах развития.

Дети проявляют интерес, любопытство, анализируют, действуют с песком.

Дети высказывают свои предположения.

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

- Из чего же строят крепкие дома, крепости?

- Почему же дома из камня самые прочные?

- Как можно это проверить?

Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок, глина и камни.

Дети находят в развивающей среде картинки и фото разных домов и построек города, высказывают свои предположения о материале.

Дети анализируют, сравнивают, высказывают свои предположения

3.Практическая (экспериментальная) деятельность.

Опыт «Посадим палочку»: попробовать поочередно посадить палочку в песок и в глину.

-Что происходит?

Опыт «Песочная страна»: предложить слепить домики из сухого и влажного песка и глины, оставить их до высыхания.

Опыт «Что тяжелее?»: насыпать в банку камни и песок и перемешать – камни осядут на дно банки раньше, чем песок.

Моделирование песка, глины и камня «маленькими человечками»

Выполняют действия:

-пробуют поочередно посадить палочку в разные емкости.

-делают выводы.

-лепят домики из сухого и влажного песка и глины.

-рассуждают о свойствах материалов.

-рисуют модели песка, глины и камня с помощью метода «маленьких человечков».

4. Оценка

-Кто может жить в твоем доме?

-Из какого материала ты посоветуешь строить крепкий дом? Почему?

-Чего боится твой дом? Что для него представляет опасность?

-Какой из домов выдержит ливень и жару?

- В каком доме лучше спрятаться от ветра?

Дети анализируют, сравнивают, высказывают свои предположения, делают выводы.

5. Постановка новой проблемы.

Педагог пытается построить дом из камней.

- Камень такой прочный материал. Но почему дом разваливается?

 

Принимают новую тему. Ищут пути решения поставленной проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД - экспериментирование (свойства песка, камня, глины)

Конспект совместной образовательной  опытно-экспериментальной деятельности с элементами ТРИЗдля детей старшей группыТема: «Как построить крепкий дом?» (сравнение свойств песка, к...

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе на тему "Песок"...

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Воздух"...

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Песок"...

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему "Удивительные свойства песка"...