Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Плотникова Татьяна Валерьевна

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе на тему "Песок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта 29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности

Возрастная группа: вторая младшая группа

Тема:  «Воздух»

Цель: Познакомить  детей со свойствами  воздуха через организацию совместной экспериментальной деятельности.

Задачи:

Воспитывающие

·        воспитывать любознательность, потребность в получении новой информации и соблюдения правил проведения опыта

·        воспитывается аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Обучающие

·        познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

·        подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас;

·        Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование : умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

Развивающие

·        Развивать мыслительные способности: сравнение, обобщение, логическое мышление 

·        развивать навыки проведения опытов;

Методы:

Наглядные:

наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций о воздухе.

Практические:

игры-опыты, игры-эксперименты, игры с элементами экспериментирования, дидактические игры, фокусы, занимательные опыты.

Словесные :

беседы, чтение художественной литературы.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Оборудование: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри, корочки апельсина, листы бумаги по количеству детей.

Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Автор: Е.Г. Горошилова, Е.В. Шлык. «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть (мотивация)

-Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Сегодня мы узнаем много нового и интересного! Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наше занятие.

Ребята сегодня мне на почту пришло необычное видео письмо, хотите его посмотреть?

Просмотр видео про воздух.

Ответы детей

Внимательно смотрят.

Дети выдвигают свои версии, пытаются найти решение.

Основная часть

— Ребята, нас с вами пригласили  в  «Волшебную  лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?

А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

 Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Помни — опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

А напомните мне, пожалуйста, что же мы сегодня будем с вами в лаборатории изучать?

Правильно воздух. Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха .

 

Воспитатель предлагает детям предлагает детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.

Посмотрите — я принесла вот такие шарики. Кто знает какого они цвета?

— А как называются эти шарики?

— А вы знаете, почему они так называются?

— А откуда воздух появился в шариках?

— Значит в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим.

Опыт 1. 

Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

— Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была?

 Пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

-Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.

Опыт 2.

-Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.

— Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто).

— Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?

-Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.

 А как вы думаете, мы сможем почувствовать воздух?

Опыт 3.

-Для того, чтобы нам его почувствовать, берем лист бумаги, а теперь помашем на себя. Что мы чувствуем?

Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?

-Можно подуть себе на руку. Опять дует ветерок.

Физминутка

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)

Вправо – влево, влево — вправо

Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг (ходьба)

Вот закончилась игра,Заниматься нам пора (садятся)

Опыт 4.

— А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?

-На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед.

— Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?

-Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? 

Опыт 5.

Скажите, а у воздуха есть запах?

Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?

Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?

 Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.

Ответы детей

Ответы детей

Дети: красный и синий

Воздушные

Дети: потому что внутри шарика есть воздух

Дети: Он там появился, когда шарик надували.

Дети выполняют действия

 

Дети: Выходят пузырьки.

 

 

Ответы детей.

Дети высказывают свои предположения.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физ.минутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Дети высказывают свои предположения.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Заключительная часть. Рефлексия

Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?

-Сегодня мы узнали, что воздух можно увидеть, поймав в пакетик, услышать благодаря свистку, почувствовать при помощи листа бумаги. Но, оказывается, в воздух можно ещё и поиграть, а помогут нам в этом мыльные пузыри.

- В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем, она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

Дети дуют мыльные пузыри, звучит музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фиксационные карты в опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Обучение детей следовать определенной структуре проведения эксперимента, подведение итогов, выводы, фиксация результатов в карточке...

технологическая карта НОД - опытно-экспериментальная деятельность «Как построить крепкий дом?» (сравнение свойств песка, камня и глины)

Тема занятия: «Как построить крепкий дом?»  (сравнение свойств песка, камня и глины)Основной вид детской деятельности: игровая, познавательная, исследовательская. Форм...

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Воздух"...

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Песок"...

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности

Технологическая карта по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему "Удивительные свойства песка"...