Опытно-экспериментальная деятельность СОЛЬ
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Калягина Елена Сергеевна

Цель:

  • Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир.

Задачи:

образовательные:

  • Формировать способность детей определять свойства соли, используя простейшие приемы исследовательской деятельности.

развивающие:

  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы.
  • Развивать умение делать выводы по результатам исследовательской деятельности.
  • Продолжать развивать умение высказывать свое мнение.

воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность при выполнении исследований.

коррекционные:

  • Развивать связную речь.
  • Формировать умение использовать в речи сложные предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_sol.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшей группы

«Волшебная соль»

Цель:

  • Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир.

Задачи:

образовательные:

  • Формировать способность детей определять свойства соли, используя простейшие приемы исследовательской деятельности.

развивающие:

  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы.
  • Развивать умение делать выводы по результатам исследовательской деятельности.
  • Продолжать развивать умение высказывать свое мнение.

воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность при выполнении исследований.

коррекционные:

  • Развивать связную речь.
  • Формировать умение использовать в речи сложные предложения.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картинок и фотографий.
  • Беседа о соли.
  • Загадывание загадок, чтение сказок, разучивание пословиц о соли.

Оборудование:

  • Коробка с различными видами соли (каменная, поваренная, морская).
  • Видео запись письма от хозяйки Медной горы с загадкой про соль.
  • Презентация «Волшебная соль».
  • Тарелочки с солью для опытов, ложки, одноразовые стаканы, цветная соль, влажные и сухие салфетки.

Ход ОД:

  1. Организационный момент.

Ребята посмотрите на свои столы и скажите что у вас в тарелочках? (в тарелочках: гречка, макароны, соль). Дети называют. Молодцы!  А как вы думаете, соль обычное вещество или волшебное? (ответы детей) Сегодня я предлагаю вам поработать с солью, и разобраться имеет ли соль волшебные свойства! (дети проходят за столы)

Показ презентации «Волшебная соль»

Соль, один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря и океаны. Так же соль находится в природе – это каменная соль. Есть много видов соли. Есть морская соль. Это соль, содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов, 8 тысяч лет люди употребляли соль в пищу.

Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц. Употребление суточного употребления соли составляет 1 чайная ложка. 

(Во время рассказа о соли, дети рассматривают картинки с изображением разных видов соли и местонахождением их в природе).

-Ну, а чтобы нам начать эксперименты, давайте превратимся в маленьких исследователей! (одеваем халаты).

-Мало выглядеть, как ученый, нужно еще знать правила, которые необходимо соблюдать в лаборатории:

Правило №1. Без разрешения воспитателя на столах ничего не трогать, не пробовать на вкус, не брать в рот.

Правило №2. Аккуратно обращаться с веществами. Поработал - убери на место.

Правило №3. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Проходите к лабораторным столам, рассаживайтесь. Дети рассаживаются.

Хорошо теперь мы можем приступить к экспериментам!

Опыт 1:

Давайте рассмотрим соль, перед вами поваренная, морская и каменная соль. Рассмотрите, чем они отличаются и чем похожи.

Отдельно останавливаемся на поваренной!

Перед вами баночки с поваренной солью, внимательно рассмотрите ее при помощи лупы. Давайте попробуем описать наше вещество.

Какого цвета соль? (белая)

Какую имеет структуру? На что похожи ее частички? (на кристаллы)

Возьмите ваши баночки с солью и поднесите к носу. Имеет ли соль запах?

Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте соль на вкус! Имеет ли соль вкус? Какой?

Возьмите баночку с солью и высыпите ее в тарелочку! Какая соль?

Сыпучая или не сыпучая? (ответы детей)

«Соль хрустит»

А теперь возьмите ложечки и надавливайте ею на соль, что вы слышите? (Хруст)

С чем можно сравнить этот хруст? (с ходьбой по снегу в морозный день).

Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Давайте сделаем вывод, соль - она какая?

Опыт 2. Растворимость.

Возьмите 3 стакана с водой, соль, гречку и макароны. Наполните стаканы водой и в каждый стакан насыпьте по ложке одного из веществ. Помешайте в каждой емкости ложкой и понаблюдайте за реакциями. В результате соль растворится, крупинки гречки опустятся на дно, а масло будет плавать на поверхности. 

Делаем вывод. Что произошло с солью? (растворилась) Значит, соль обладает, каким свойством? (растворимостью).

Ребята, а можно ли вернуть назад соль из воды? Давайте попробуем.

Для опыта необходимы: соленая вода, металлическая ложка, свеча, спички.

Набираем в ложку соленую воду и держим над свечой пока вода не выпариться. После выпаривания на ложке остается белый налет, это и есть соль!

Опыт 3. «Плавающее яйцо».

На этом волшебство не заканчивается! Скажите, пожалуйста, тяжелые предметы тонут в воде или нет? (Да). Как вы думаете, если мы опустим куриное яйцо в воду, оно утонет? (Да). Давайте проверим.

В банку с пресной водой опускаем сырое куриное яйцо, и оно действительно утонуло. Ребята, можно ли сделать так чтобы яйцо плавало? (ответы детей).

В другую банку с пресной водой добавляем соль, размешиваем, и опускаем яйцо. Волшебство – яйцо не тонет, а держится на поверхности! А если постепенно подливать пресную воду, то и яйцо постепенно опускается на дно.

Почему так происходит? Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Соленую воду можно сравнить с киселем. Именно соль поднимает яйцо на поверхность.

А теперь давайте немного отдохнем.

Физминутка:

«А над морем — мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (
Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (
Дети делают плавательные движения руками.)

Опыт 4. «Лед и соль».

А теперь я предлагаю поиграть в рыбаков! Но в качестве рыбы у нас будет – лёд, а удочка – шерстяная нить!

В емкости с водой плавают «рыбки - льдинки» забрасываем ниточки на льдинки и вытаскиваем рыбку! (не получается…!) Ага…тогда берем волшебную соль и присыпаем лед солью…и ждем когда рыбки клюнут!

Процесс ловли требует времени и терпения! Давайте пока оставим наши удочки, и посмотрим на другое чудо.

Опыт 5.

Рассматривание ранее подготовленной еловой ветки.

Ранее с детьми мы растворили в тазу с водой соль и опустили туда еловую ветку. Прошло время, и теперь мы можем полюбоваться еловой веткой, она вся белая из-за налипшей соли.

Обсуждение опыта.

Рефлексия:

-Расскажите мне, пожалуйста, какое вещество мы изучали?

-Какие свойства у этого вещества?

-Чем мы занимались?

- А правда ли что соль волшебная? Мы смогли это доказать?

-Что нового изучили? Чему научились?

-Вам понравилось экспериментировать? Тогда я вам предлагаю, продолжить опыты, я оставлю вам стаканчик с соляным раствором, в нем стоит карандаш, вам нужно поставить его на окно, где часто бывает солнышко и немного подождать и пронаблюдать, что произойдет, когда вся вода испариться!

спасибо до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...