Использование кругов Луллия в формировании экологических представлений дошкольников.
статья по окружающему миру (старшая группа)

Соболева Екатерина Геннадьевна

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Вот почему важно использовать в работе с детьми технологию ТРИЗ, а именно круги Луллия!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_ekologii.doc935 КБ

Предварительный просмотр:

Использование кругов Луллия в формировании экологических представлений дошкольников.

         Азы экологических представлений дошкольников связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений об окружающем мире, способностью использовать знания для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде.

     Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов, в процессе наблюдений за явлениями живой и не живой природы, в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труде и других видах детской деятельности. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём.

     Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Вот почему актуально использовать в работе с детьми технологии ТРИЗ, а именно круги Луллия. При помощи метода разработанного Раймондом Луллия дошкольники могут познакомиться с объектами и явлениями природы. Данная методика – это игра созданная на основе кругов Луллия с использованием разнообразных картинок. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, дети открывают для себя окружающий мир.

           На стержень нанизывают несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. На них располагают предметные или сюжетные картинки. Круги и стрелка свободно двигаются. Любой ребёнок может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах и объединить казалось бы несовместимые объекты.

      Основная цель работы с кругами Луллия – освоение способа познания окружающего мира. Изобретение Раймонда Луллия взято за основу игровых упражнений, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, которые помогают решить следующие задачи:

  • Формируют понятие «признак», знакомят с именами признаков;
  • Учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно – следственных связей между объектами;
  • Развивают навыки фантастического преобразования объектов;
  • Формируют способность увидеть суть проблемы и решать проблемные ситуации;
  • Развивать образное мышление.

       

Типы тренингов с использованием кругов Луллия:

1 – й тип «Найди реальное сочетание» - под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты и делают выводы;

2 – й тип «Объясни необычное сочетание» - при раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют их взаимодействия.

3 – й тип «Придумай фантастическую историю» - объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предполагается сочинить фантастический рассказ или сказку.

4 – й тип «Реши проблему» - в фантастических сказках с героями происходят разные истории (приключения). Необходимо учить детей формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

     В дальнейшем используя в непосредственной образовательной деятельности с детьми вы можете превратить банальное занятие в удивительную игру – путешествие по бескрайнему миру предметов, явлений и событий окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кругов Эйлера в развитии фонематических представлений дошкольников с нарушениями речи

В коррекционной работе по развитию фонематических представлений мною активно используется метод  наглядного моделирования. Одним из  средств повышения ум...

«Использование проектного метода в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».   ...

Методические рекомендации "Использование кругов Луллия в коррекционной работе с дошкольниками"

Методические рекомендации для педагогов по использованию игр на основе кругов Луллия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Использование кругов Луллия для формирования лексического строя речи у детей с ОВЗ

Игровые задания и упражнения, созданные на основе изобретения – Раймонда Луллия, являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей, относятся к системе ТР...

Презентация "Использование ИКТ в формировании экологических представлений дошкольников"

Для формирование целостной системы знаний о природе рекомендуем использовать ИКТ в образовательном процессе....

Доклад «Использование кругов Луллия в формировании экологических представлений дошкольников» (технология ТРИЗ)

    Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.Целью использования ТРИЗ – технологии в ...

Экологическая сказка – метод формирования экологических представлений дошкольников

Экологическая сказка является важным звеном в цепи экологического воспитания и любимым познавательным занятием детей. Она учит детей любить окружающую красоту, помогает ответить на многие вопросы...