Доклад «Использование кругов Луллия в формировании экологических представлений дошкольников» (технология ТРИЗ)
методическая разработка (старшая группа)

Лугаськова Елена Александровна

      Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и в тоже время несложные способы развития ребенка. Вместе с тем, особую актуальность представляет выбор дидактических средств для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_krugi_lulliya.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»

Доклад

«Использование кругов Луллия

 в формировании экологических представлений дошкольников»

(технология ТРИЗ)

Подготовила:

Лугаськова Е.А.

рп.Комсомольский

2023 г.

      Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и в тоже время несложные способы развития ребенка. Вместе с тем, особую актуальность представляет выбор дидактических средств для детей, имеющих особые образовательные потребности.(
Слайд 2)

      На просторах интернета я нашла очень интересное пособие под названием «Круги Луллия».

     Что такое «Круги Луллия». В XIII веке французский монах, богослов и алхимик Раймонд Луллий создал логическую машину — круги Луллия — в   виде бумажных кругов для открытия новых истин и умозаключений. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи, мышления, творчества у детей. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

    Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки,   писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение. (Слайд 3, 4)

   Круги Луллия представляются дошкольникам как чудесные кольца и загадочные круги.

  • Для работы с детьми 3-4 года жизни целесообразно брать только 2 круга разного размера с 4 секторами в каждом.
  • В работе с детьми 5-6 лет используют 2-3 круга по 4-6 секторов на каждом.
  • Дети 7 лет вполне справятся с заданиями в которых используются 3 круга с 8 секторами в каждом.(слайд 5)

   Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

   Федеральный закон «О государственной политике в области экологического образования и воспитания» дает следующее определение, что экологическое образование – это непрерывный процесс обучения и воспитания, самообразования, направленный на формирование ценностных ориентаций личности, поведенческих норм и специальных знаний по сохранению окружающей среды и природопользованию, реализуемых в экологически  грамотной деятельности. (Слайд 6)

   Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему.

   Поэтому остро встает вопрос поиска новых методов и средств работы с детьми, в частности по экологическому воспитанию. Предлагаю вашему вниманию примеры дидактических пособий по экологическому воспитанию «Круги Луллия» ( Слайды 7,8,9,10,11.12)

     В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.). Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих Д/и «С какого дерева листок?», «Узнай животное и подбери картинку», «Кто , где живет?», «Кто , что ест?»,  «Овощи», «Сортировка мусора».

    Ознакомившись более подробно и с дидактическим пособием «Круги Луллия», я поняла, какой неизрасходованный потенциал есть у него. И использовать его можно практически с детьми всех возрастов, во всех видах детской деятельности, для решения практически любой образовательной задачи. В том числе для решения проблем экологического воспитания дошкольников. И я решила сделать эти круги и попробовать поработать с ними. Вот что у меня из этого получилось.

  Изготовить круги Луллия достаточно легко. Вырезала  из плотного картона круги разного диаметра, разделила их на цветные сектора, сверху указатель в виде стрелки .Все скрепила между собой с помощью шпильки так, чтобы все скрепленные части были подвижны. Пособие готово! Подобрала соотвестсвующие изображения и предложила в качестве игр с детьми. Варианты могут быть разнообразными. В данном случае использовалась дидактическая игра «Кто, где живет?» (Слайд 13)

   Применяя в своей работе данное пособие, можно успешно решить многие задачи экологического воспитания детей.

   При использовании дидактического пособия «Круги Луллия» заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, дети учатся мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

   «Круги Луллия» содействуют расширению представлений по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений. Нельзя не отметить и универсальность игрового материала, используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, оно яркое, креативное, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кругов Луллия в формировании экологических представлений дошкольников.

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Вот почему важно использовать в работе с детьми технологию ТРИЗ, а именно круги Луллия!...

" Использование Кругов Луллия в работе с дошкольниками.".

Использование метода Кругов Луллия в работе с дошкольниками...

Доклад "Использование кругов Луллия как одно из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ".

Работая с современными детьми, сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речи, а также постоянным поиском средств, облегчающих процесс усвоения нового материала, я заинтересовалась древнейшей логи...

Консультация для родителей: « Использование кругов Луллия в работе с дошкольниками»

Игры на основе кругов Луллия - то игры с картинками, которые являют собой «окошко» в окружающий мир. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок опре...

Презентация "Использование ИКТ в формировании экологических представлений дошкольников"

Для формирование целостной системы знаний о природе рекомендуем использовать ИКТ в образовательном процессе....